Дневник пинежского крестьянина П. Н. Никифорова 1914 г.: война и плен глазами солдата


Словесность и история. № 2. 2023

Slovesnost’ i Istoriia № 2. 2023

DOI 10.31860/2712-7591-2023-2-75-105

Галашева Татьяна Николаевна
Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург)

ta.ni.ma@yandex.ru

Резюме
В статье впервые публикуется дневник Прокопия Николаевича Никифорова (ИРЛИ. Пинежское собр. № 754), охватывающий события с 18 июля по 30 декабря 1914 г. В записях отражены мобилизация, первые бои, попадание в плен под г. Опатовом 21 сентября, нахождение в двух немецких лагерях военнопленных. Дневник сохранился в подлиннике, записи делались карандашом в специальном издании для нижних чинов — «Записной книжке». При анализе дневника мы сосредоточились на нескольких особенно интересных темах: образе неприятеля, меняющемся в ходе повествования, противопоставленном общности русских солдат; молитвенных песнопениях как способе самоидентификации Прокопия Николаевича и других пленных; событиях в мире лагеря — слухах, еде, погоде, праздниках и буднях. В качестве контекста к записям Прокопия Николаевича приводятся сходные места из других дневников и солдатских писем. Неизвестно, что случилось с автором дневника в дальнейшем, однако описание Пинежского собрания позволило узнать о жизни П. Н. Никифорова в мирное время: записи на печатных и рукописных книгах говорят об их принадлежности деду, отцу Прокопия Николаевича и ему самому.

Ключевые слова: Первая мировая война, плен, дневник, эго-документ, Ваймуша, Графенвёр, Древлехранилище им. В. И. Малышева

Tatiana N. Galasheva
National Library of Russia St. Petersburg, Russia

THE 1914 DIARY OF THE RUSSIAN PEASANT PROKOPII NIKIFOROV: THE WAR AND CAPTIVITY THROUGH THE EYES OF A SOLDIER

Abstract
This is the first publication and study of a diary written by Prokopii Nikolaevich Nikiforov (Institute of Russian Literature, Pinega Collection, no. 754), which covers the period from July 18 to December 30, 1914. The entries describe his mobilization, first battles, his capture near Opatov on September 21, and his stay in two German prisoner of war camps. The diary, which is preserved in the original, was written in pencil in a special «Notebook», a printed edition for the lower ranks. This study focuses on several topics: the image of the enemy, which changes over the course of the diary, as opposed to the general Russian soldiers; prayer chants that served as a means of self-identification for Prokopii Nikiforov and other prisoners; and important aspects associated with camp life — rumors, food, the weather, holidays, and daily routines or incidents. The article examines Nikiforov’s notes in the context of similar passages in the diaries and letters of other soldiers. It is not known what happened to the author of the diary after 1914, but the description of the Pinega Collection provides some information about his life in peacetime: notes on printed and handwritten books reveal that they belonged to his grandfather, his father, and Prokopii Nikiforov himself.

Keywords: World War I, captivity, diary, ego-document, Vaimusha, Grafenwöhr, Pushkinskii Dom

*Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-78-10135: «Возникновение и развитие автобиографической традиции в русской письменной культуре конца XVI — начала XX в. в контексте изучения изменений в сознании человека эпохи Нового времени».