Russkaya literatura. 2024. № 4
DOI: 10.31860/0131-6095-2024-4-238-241
Олег Андершанович Лекманов
профессор Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека
Oleg Andershanovich Lekmanov
Professor, Mirzo Ulugbek National University of Uzbekistan
ORCID: 0000-0003-0784-5930
lekmanov@mail.ru
NOTES OF A DEAD MAN BY M. A. BULGAKOV: CONCERNING THE GENESIS OF THE TITLE
В заметке идет речь о разделе «Почтовый ящик» двух петербургских юмористических журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Высказывается предположение, что источником заглавия неоконченного произведения Михаила Булгакова, которое в итоге получило название «Театральный роман», а автором было названо «Записки покойника», могло послужить письмо главного редактора «Нового Сатирикона» Аркадия Аверченко, опубликованное в разделе «Почтовый ящик» этого журнала и упоминающее заглавие рассказа «Записки покойника» неизвестного автора, отвергнутого «Новым Сатириконом».
Ключевые слова: М. А. Булгаков, А. Т. Аверченко, «Новый Сатирикон».
The note discusses the «Mailbox» section of two St. Petersburg humor magazines, Satirikon and New Satirikon. It is suggested that the source of the title of Mikhail Bulgakov’s unfinished work, that eventually received the title Theatrical Novel, but was called Notes of a Dead Man by the author, could have been a letter from the Editor-in-Chief of New Satirikon Arkady Averchenko. This letter, published in the «Mailbox» section of this magazine, mentions the title of a short story «Notes of a Dead Man» by an unknown author, rejected by New Satirikon.
Key words: M. A. Bulgakov, A. T. Averchenko, New Satirikon.
Список литературы
1. Аверченко А. Собр. соч.: В 13 т. М., 2017. Т. 10.
2. Брызгалова Е. Творчество сатириконцев в литературной парадигме Серебряного века. Тверь, 2006.
3. Булгаков М. Собр. соч.: В 5 т. М., 1990. Т. 4.
4. Воспоминания о Михаиле Булгакове. М., 1988.
5. Глуховская Е. А. Инцидент с Эллисом в контексте русского символизма: к истории одного (около)литературного скандала // Русская литература. 2012. № 1.
6. Дьякова Е. Писатели-сатириконцы: Аркадий Аверченко, Тэффи, Саша Черный // Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов). М., 2001. Кн. 1.
7. Евстигнеева Л. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. М., 1968.
8. Николаев Д. Творчество Н. А. Тэффи и А. Т. Аверченко: Две тенденции развития русской юмористики. Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1993.
9. Петровский М. С. Мастер и город. Киевские контексты Михаила Булгакова. Киев, 2001.
10. Саша Черный. Собр. соч.: В 5 т. М., 1996. Т. 3.
11. Указатель заглавий произведений художественной литературы (1801–1975): В 7 т. М., 1986. Т. 2.
References
1. Averchenko A. Sobr. soch.: V 13 t. M., 2017. T. 10.
2. Bryzgalova E. Tvorchestvo satirikontsev v literaturnoi paradigme Serebrianogo veka. Tver’, 2006.
3. Bulgakov M. Sobr. soch.: V 5 t. M., 1990. T. 4.
4. D’iakova E. Pisateli-satirikontsy: Arkadii Averchenko, Teffi, Sasha Chernyi // Russkaia literatura rubezha vekov (1890-e — nachalo 1920-kh godov). M., 2001. Kn. 1.
5. Evstigneeva L. Zhurnal «Satirikon» i poety-satirikontsy. M., 1968.
6. Glukhovskaia E. A. Intsident s Ellisom v kontekste russkogo simvolizma: k istorii odnogo (okolo)literaturnogo skandala // Russkaia literatura. 2012. № 1.
7. Nikolaev D. Tvorchestvo N. A. Teffi i A. T. Averchenko: Dve tendentsii razvitiia russkoi iumoristiki. Avtoref. dis. … kand. filol. nauk. M., 1993.
8. Petrovskii M. S. Master i gorod. Kievskie konteksty Mikhaila Bulgakova. Kiev, 2001.
9. Sasha Chernyi. Sobr. soch.: V 5 t. M., 1996. T. 3.
10. Ukazatel’ zaglavii proizvedenii khudozhestvennoi literatury (1801–1975): V 7 t. M., 1986. T. 2.
11. Vospominaniia o Mikhaile Bulgakove. M., 1988.