Работа А. С. Пушкина над системой интонирования поэмы «Медный всадник»


Журнал «Русская литература». 2024. № 2

Russkaia literatura. 2024. № 2

DOI: 10.31860/0131-6095-2024-2-76-91

Елена Ивановна Зейферт
профессор Российского государственного гуманитарного университета; ведущий научный сотрудник Московского государственного лингвистического университета

Elena Ivanovna Seifert
Professor, Russian State University for the Humanities; Leading Researcher, Moscow State Linguistic University

ORCID: 0000-0001-8117-7091

elena_seifert@list.ru

A. S. PUSHKIN’S WORK ON THE INTONATION SYSTEM IN THE BRONZE HORSEMAN

Автор статьи анализирует систему интонирования в черновых версиях и окончательном тексте «Медного всадника» Пушкина. Стремясь избежать во «Вступлении» приниженной, прозаичной интонации, Пушкин изъял ее элементы (обилие переносов, конкретную лексику, прозаизмы), имеющие место в черновике, из окончательного текста, а также активно включил в работу минус-приемы (отсутствие эффектной звукописи, одических клише). В первой части поэмы появляется интонационная тема Евгения с ее ритмико-интонационным лейтмотивом — переносами. В черновиках образ Евгения подчеркнуто принижен (путем тщательного подбора лексики и увеличения числа переносов); описание «возмущенной стихии» в черновике более развернуто, чем в окончательном тексте. По черновым рукописям второй части можно проследить эволюцию образа Евгения в сознании Пушкина.

Ключевые слова: интонация, синтаксис, А. С. Пушкин, «Медный всадник», черновик.

The article analyzes the intonation system in the draft versions and the final text of Pushkin’s The Bronze Horseman. In an effort to purge the Introduction of the lowly prosaic intonation, Pushkin had cleared the final text of the respective elements (extra enjambements, matter-of-fact wording, prosaisms) that did occur in the draft, and made ample use of the negative techniques (lack of spectacular assonances and odic cliches). In the first part of the poem, eugene’s intonation theme is introduced, with its rhythmic and intonational leitmotif, the enjambements. In the drafts, Eugene is deliberately shown as lowly (through careful wording and increased number of enjambements); in the draft, the description of the «raging elements» is more detailed than in the final text. The evolution of the image of Eugene in Pushkin’s mind is traceable in the drafts of the second part.

Key words: intonation, syntax, A. S. Pushkin, The Bronze Horseman, draft.

Список литературы

  1. Архангельский А. Н. Стихотворная повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». М., 1990.
  2. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826–1830). М., 1967.
  3. Бонди С. М. Черновики Пушкина. Статьи 1930–1970 гг. 2-е изд. М., 1978.
  4. Измайлов Н. В. «Медный всадник» А. С. Пушкина. История замысла и создания, публикации и изучения // Пушкин А. С. Медный всадник / Изд. подг. Н. В. Измайлов. Л., 1978 (сер. «Литературные памятники»).
  5. Осповат А. Л., Тименчик Р. Д. «Печальну повесть сохранить». М., 1971.
  6. Поспелов Н. С. Синтаксический строй стихотворных произведений Пушкина. М., 1960.
  7. Пумпянский Л. В. «Медный Всадник» и поэтическая традиция XVIII века // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.; Л., 1939. Вып. 4/5.
  8. Пушкин А. С. Медный всадник / Изд. подг. Н. В. Измайлов. Л., 1978 (сер. «Литературные памятники»).
  9. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: [В 16 т.]. М.; Л., 1948. Т. 5.
  10. Тимофеев Л. И. Очерки истории и теории русского стиха. М., 1958.
  11. Холшевников В. Е. Типы интонации русского классического стиха // Слово и образ. М., 1964.

References

  1. Arkhangelskii A. N. Stikhotvornaia povest’ A. S. Pushkina «Mednyi vsadnik». M., 1990.
  2. Blagoi D. D. Tvorcheskii put’ Pushkina (1826–1830). M., 1967.
  3. Bondi S. M. Chernoviki Pushkina. Stat’i 1930–1970 gg. 2-e izd. M., 1978.
  4. Izmailov N. V. «Mednyi vsadnik» A. S. Pushkina. Istoriia zamysla i sozdaniia, publikatsii i izucheniia // Pushkin A. S. Mednyi Vsadnik / Izd. podg. N. V. Izmailov. L., 1978 (ser. «Literaturnye pamiatniki»).
  5. Kholshevnikov V. E. Tipy intonatsii russkogo klassicheskogo stikha // Slovo i obraz. M., 1964.
  6. Ospovat A. L., Timenchik R. D. «Pechal’nu povest’ sokhranit’». M., 1971.
  7. Pospelov N. S. Sintaksicheskii stroi stikhotvornykh proizvedenii Pushkina. M., 1960.
  8. Pumpianskii L. V. «Mednyi Vsadnik» i poeticheskaia traditsiia XVIII veka // Pushkin: Vremennik Pushkinskoi komissii. M.; L., 1939. Vyp. 4/5.
  9. Pushkin A. S. Mednyi vsadnik / Izd. podg. N. V. Izmailov. L., 1978 (ser. «Literaturnye pamiatniki»).
  10. Pushkin A. S. Poln. sobr. soch.: [V 16 t.]. M.; L., 1948. T. 5.
  11. Timofeev L. I. ocherki istorii i teorii russkogo stikha. M., 1958.