«Литература, которая учит, как бежать из тюрьмы»: доктора в прозе А. П. Чехова 1890-х годов


Журнал «Русская литература». 2024. № 2

Russkaia literatura. 2024. № 2

DOI: 10.31860/0131-6095-2024-2-148-156

Сергей Акимович Кибальник
ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Serguei Akimovich Kibalnik
Leading Researcher, Institute of Russian Literature (Pushkinskij Dom), Russian Academy of Sciences

ORCID: 0000-0002-5937-5339

kibalnik007@mail.ru

«LITERATURE THAT TEACHES HOW TO ESCAPE FROM PRISON»: DOCTORS IN THE PROSE OF A. P. CHEKHOV OF THE 1890s

Прижизненная критика постоянно упрекала А. П. Чехова в пессимизме и при этом нередко провозглашала его «русским Мопассаном». Однако, восприняв от французского писателя некоторые приемы и мотивы, Чехов с середины 1890-х годов начинает в закамуфлированной форме полемизировать с ним. Это имеет место в чеховской повести «Бабье царство» (1894), в которой устами героя провозглашается высокая оценка романа Мопассана «Наше сердце» и его творчества в целом. К тому же «Бабье царство» представляет собой своего рода вариацию на тему романа Мопассана «жизнь». При этом, однако, его творчество, как и «вся новенькая литература», рассматривается чеховским героем как констатация гибели человека в современном мире. Между тем в самой этой повести Чехова, как и в его рассказах 1898 года «Случай из практики» и «По делам службы», повествуется о поисках путей его спасения.

Ключевые слова: А. П. Чехов, пессимизм, герой, гибель, спасение, Г. де Мопассан, Л. Н. Толстой, «Бабье царство», «случай из практики», «По делам службы».

In his lifetime, A. P. Chekhov was often reproached by the critics for his pessimism, and yet they were lauding him as «the russian Maupassant». While borrowing certain techniques and motives of the French writer, Chekhov seemed to have started an undercover polemics with him in the mid-1890s. This occurs in Chekhov’s novella A Woman’s Kingdom (1894), in which the principal character praises Maupassant’s novel Our Heart and his work in general. In addition, A Woman’s Kingdom is a variation on the theme of Maupassant’s novel Life. Yet Chekhov’s character believes that the French writer’s work, same as «all the new literature», is a proof of the death of human in the modern world. Still, this novella by Chekhov, as well as his 1898 stories A Medical Case and On Offcial Duty, seems to offer the ways to save the human.

Key words: A. P. Chekhov, pessimism, hero, death, salvation, G. de Maupassant, L. N. Tolstoy, A Woman’s Kingdom, A Medical Case, On Offcial Duty.

Список литературы

  1. Андреев Л. Три сестры // Леонид Андреев. Избранное. М., 2007.
  2. Кибальник С. А. Доктор Дорн против писателя Мопассана // Филологические науки. 2022. № 1.
  3. Кибальник С. А. Художественная феноменология Чехова // Кибальник С. А. Чехов и проблемы интертекста: статьи, публикации, заметки. СПб., 2013.
  4. Кибальник С. А. Чехов и бахтинская традиция интерпретации его творчества // Новый филологический журнал. 2024. № 4 (в печати).
  5. Кубасов А. В. Фридрих Ницше в русской прозе конца XIX века: ироники и адепты (А. П. Чехов и П. Д. Боборыкин) // Уральский филологический вестник. Сер. Русская классика: динамика художественных систем. 2015. № 3.
  6. Куприн А. И. Собр. соч.: В 5 т. М., 1982. Т. 1.
  7. Серебров-Тихонов А. О Чехове // А. П. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1986.
  8. Словарь терминов московской концептуальной школы / Сост., предисловие А. Монастырского. М., 1999.
  9. Станиславский К. С. А. П. Чехов в Художественном театре (Воспоминания) // А. П. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1986.
  10. Толстая Е. Поэтика раздражения: Чехов в конце 1880-х — начале 1890-х годов. М., 2002.
  11. Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. соч.: В 18 т. М., 1985. Т. 7, 8, 10.
  12. Шестов Л. Творчество из ничего (А. П. Чехов) // А. П. Чехов: Pro et contra. Творчество А. П. Чехова в русской мысли конца XIX — начала XX в. (1887–1914): Антология. СПб., 2002.

References

  1. Andreev L. Tri sestry // Leonid Andreev. Izbrannoe. M., 2007.
  2. Chekhov A. P. Poln. sobr. soch. i pisem: V 30 t. Soch.: V 18 t. M., 1985. T. 7, 8, 10.
  3. Kibal’nik S. A. Chekhov i bakhtinskaia traditsiia interpretatsii ego tvorchestva // Novyi flologicheskii zhurnal. 2024. № 4 (v pechati).
  4. Kibal’nik S. A. Doktor Dorn protiv pisatelia Mopassana // Filologicheskie nauki. 2022. № 1.
  5. Kibal’nik S. A. Khudozhestvennaia fenomenologiia Chekhova // Kibal’nik S. A. Chekhov i problemy interteksta: Stat’i, publikatsii, zametki. SPb., 2013.
  6. Kubasov A. V. Fridrikh Nitsshe v russkoi proze kontsa XIX veka: ironiki i adepty (A. P. Chekhov i P. D. Boborykin) // Ural’skii filologicheskii vestnik. Ser. russkaia klassika: dinamika khudozhestvennykh sistem. 2015. № 3.
  7. Kuprin A. I. Sobr. soch.: V 5 t. M., 1982. T. 1.
  8. Serebrov-Tikhonov A. O Chekhove // A. P. Chekhov v vospominaniiakh sovremennikov. M., 1986.
  9. Shestov L. Tvorchestvo iz nichego (A. P. Chekhov) // A. P. Chekhov: Pro et contra. Tvorchestvo A. P. Chekhova v russkoi mysli kontsa XIX — nachala XX v. (1887–1914): Antologiia. SPb., 2002.
  10. Slovar’ terminov moskovskoi kontseptual’noi shkoly / Sost., predislovie A. Monastyrskogo. M., 1999.
  11. Stanislavskii K. S. A. P. Chekhov v khudozhestvennom teatre (Vospominaniia) // A. P. Chekhov v vospominaniiakh sovremennikov. M., 1986.
  12. Tolstaia E. Poetika razdrazheniia: Chekhov v kontse 1880-kh — nachale 1890-kh godov. M., 2002.