Ритмы и вариации: еще раз о поэтике «византийских легенд» Н. С. Лескова


Журнал «Русская литература». 2022. № 4

Russkaia literatura. 2022. № 4

DOI: 10.31860/0131-6095-2022-4-153-162

Ольга Владимировна Макаревич
научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Ol’ga Vladimirovna Makarevich
Researcher, Institute of Russian Literature (Pushkinskij Dom), Russian Academy of Sciences

ORCID: 0000-0002-0244-5797

philologolga@gmail.com

RHYTHMS AND VARIATIONS: THE POETICS OF LEGENDS OF BYZANTIUM BY N. S. LESKOV, ONCE MORE

В статье рассматривается ритм в произведениях Н. С. Лескова, составивших цикл «проложных» («византийских») легенд. Ритмически организованные фрагменты не только служат архаизации и драматизации текста, но и становятся способом психологической характеристики персонажей. Также показано, что композиционный и сюжетный ритм сближает легенды Н. С. Лескова с «Иродиадой» и другими легендами Г. Флобера.

Ключевые слова: ритм художественного текста, метризованная проза, Н. С. Лесков, «проложные» («византийские») легенды, Г. Флобер.

The article explores the rhythm in Nikolai Leskov’s pieces that form the Prologue («Byzantium») Legends. The rhythmically structured fragments not only defi ne the archaic, dramatic style of the text, but outline the psychology of the characters. The compositional and narrative rhythm testifi es to the similarity of N. Leskov’s legends to Herodias and other legends by Gustav Flaubert.

Key words: rhythm of a literary text, metrized prose, N. S. Leskov, «Byzantine» Legends, G. Flaubert.

Список литературы

  1. Балыкова Л. А. «Праведники» Лескова и «святые» Флобера (К вопросу о национальном своеобразии эстетического идеала) // Творчество Н. С. Лескова. Курск, 1980. Вып. 2 (Научные труды. Т. 213).
  2. Буткевич А. А. Слово и изображение в творчестве Н. С. Лескова: поэтика «обстановочной» повести. Дис. … канд. филол. наук. СПб., 2017.
  3. Васильева И. Э. «Восьмидесятые годы» XIX века как «переходная эпоха» в истории русской литературы // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 40.
  4. Водолазкин Е. Г. Интерпретация древнерусского Пролога Н. С. Лесковым // Новгород в культуре Древней Руси: Материалы чтений по древнерусской литературе. Новгород, 1995.
  5. Гебель В. А. Н. С. Лесков. В творческой лаборатории. М., 1945.
  6. Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. М., 1982.
  7. Горелов А. А. О «византийских» легендах Лескова // Русская литература. 1983. № 1.
  8. Гроссман Л. П. Н. С. Лесков. Жизнь — творчество — поэтика. М., 1945.
  9. Доливо A. Л. Речитативы в вокальном искусстве // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. М., 1962. Вып. 3.
  10. Заборов П. Р. Из творческой лаборатории Тургенева-переводчика («Иродиада» Г. Флобера) // Тургенев и его современники. Л., 1977.
  11. Кормилов С. И. Русская метризованная проза (прозостих) конца XVIII–XIX века // Русская литература. 1990. № 4.
  12. Лесков Н. С. Легендарные характеры. М., 1989.
  13. Лесков Н. С. Собр. соч.: В 11 т. М., 1958. Т. 11.
  14. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси // Лихачев Д. С. Избр. работы: В 3 т. Л., 1987. Т. 3.
  15. Меднис Н. Е. Мотив пустыни в лирике А. С. Пушкина // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1998. Вып. 2. Сюжет и мотив в контексте традиции.
  16. Минеева И. Н. Древнерусский Пролог в творчестве Н. С. Лескова. Дис. … канд. филол. наук. Петрозаводск, 2003.
  17. Минеева И. Н. Старопечатный Пролог XVII века в творчестве Н. С. Лескова: К реконструкции одного литературного казуса // Проблемы исторической поэтики. 2014. № 12.
  18. Минеева И. Н. Творческая история повести Н. С. Лескова «Аскалонский злодей. Происшествие в Иродовой темнице (из сирийских преданий)»: источники, генезис, поэтика // Учен. зап. Петрозаводского гос. ун-та. 2016. № 7-2 (160).
  19. Николаев С. И. Литературная культура Петровской эпохи. СПб., 1996.
  20. Полухина Ю. В. Три повести Флобера: хронологическая структура, фигуры пространства и использование в произведениях образа «слова» // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Сер. III. Филология. 2006. Вып. 2.
  21. Ранчин А. М. «Византийские легенды» Н. С. Лескова и их источник — Старопечатный Пролог // Творчество Н. С. Лескова в контексте русской и мировой литературы: Материалы междунар. научно-теоретической конф., посвященной 100-летию со дня смерти писателя. Орел, 1996.
  22. Ранчин А. М. К творческой истории легенд Лескова «Повесть о богоугодном дровоколе» и «Скоморох Памфалон» (по материалам цензурных дел) // Лит. наследство. 1997. Т. 101. Неизданный Лесков: В 2 кн. Кн. 1.
  23. Реизов Б. Г. Творчество Флобера. М., 1955.
  24. Руфанов Н. Историзм Лескова (По страницам записных книжек) // Вопросы литературы. 1990. № 12.
  25. Троицкий В. Ю. Лесков-художник. М., 1974.
  26. Троицкий В. Ю. О художественном своеобразии легенд Н. С. Лескова, написанных по материалам Пролога // Вопросы истории русской литературы и методики преподавания ее в средней школе. М., 1964 (Учен. зап. Московского гос. педагогического института им. В. И. Ленина; вып. 213).
  27. Тургенев И. С. Полн. собр. соч.: В 30 т. Соч.: В 12 т. М., 1982. Т. 10.
  28. Федосеенко Н. Г. Семантика пустыни в русской литературе эпохи романтизма // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2009. Вып. 2. Ч. 2.
  29. Федотова А. А. Легенда Н. С. Лескова «Прекрасная Аза» в литературном контексте 1860-х — 1880-х годов // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 3.
  30. Федотова А. А. Особенности актуализации «чужого» текста в легенде Н. С. Лескова «Прекрасная Аза» // Человек в информационном пространстве: Межвузовский сб. науч. тр.: В 2 т. Ярославль, 2011.
  31. Федотова А. А. Своеобразие актуализации текста «Египетских ночей» А. С. Пушкина в «египетской» повести Н. С. Лескова «Гора» // Научные труды молодых ученых-филологов. М., 2011. Вып. 10.
  32. Штокмар М. П. Ритмическая проза в «Островитянах» Лескова // Ars poetica. M., 1928. Вып. 2.
  33. Эйхенбаум Б. М. О прозе. О поэзии: Сб. статей. Л., 1986.
  34. Ansberg A. B. Frame Story and First Person Story in N. S. Leskov // Scandoslavica. 1957. Vol. III.
  35. Brombert V. The Novels of Flaubert. Princeton, 1966.
  36. Debray-Genette R. Re-présentation d’Hérodias // La Production du sens chez Flaubert. Paris, 1975.
  37. Eekman T. Об источниках и типах стиля H. С. Лескова // Revue des études slaves. 1983. Vol. 58. Fasc. 3.
  38. Issacharoff M. Hérodias et la symbolique combinatoire de Trois contes // Langage de Flaubert. Paris, 1976.
  39. KompaniecBarsom V. Идеологическая дилемма: место Лескова в советской литературной критике // Revue des études slaves. 1986. Vol. 58. № 3.
  40. Leal R. B. Spatiality and Structure in Flaubert’s Hérodias // The Modern Language Review. 1985. Vol. 80. № 4.
  41. Lottridge S. Nikolaj Leskov and the Russian Prolog as a Literary Source // Russian Literature. 1972. № 3.
  42. Lottridge S. S. Nikolaj Leskov’s Moral Vision in the Prolog Tales // Slavic and East European Journal. 1974. Vol. 18.
  43. O’Connor J. R. Trois contes and the Figure of the Double Cone // Publications of the Modern Language Association of America. 1980. Vol. 95.
  44. Poulet G. La Pensée Circulaire de Flaubert // La Nouvelle Revue Française. 1995. July.
  45. Tuliakova N., Kuznetsova E. Eastern Tales for Western Readers: A Combination of Tradition within D. Mamin-Sibiryak’s Legends // Anafora. 2016. Vol. III. № 1. С. 66.

References

  1. Ansberg A. B. Frame Story and First Person Story in N. S. Leskov // Scandoslavica. 1957. Vol. III.
  2. Balykova L. A. «Pravedniki» Leskova i «sviatye» Flobera (K voprosu o natsional’nom svoeobrazii esteticheskogo ideala) // Tvorchestvo N. S. Leskova. Kursk, 1980. Vyp. 2 (Nauchnye trudy. T. 213).
  3. Brombert V. The Novels of Flaubert. Princeton, 1966.
  4. Butkevich A. A. Slovo i izobrazhenie v tvorchestve N. S. Leskova: poetika «obstanovochnoi» povesti. Dis. … kand. fi lol. nauk. SPb., 2017.
  5. Debray-Genette R. Re-présentation d’Hérodias // La Production du sens chez Flaubert. Paris, 1975.
  6. Dolivo A. L. Rechitativy v vokal’nom iskusstve // Voprosy muzykal’no-ispolnitel’skogo iskusstva. M., 1962. Vyp. 3.
  7. Eekman T. Об источниках и типах стиля H. С. Лескова // Revue des études slaves. 1983. Vol. 58. Fasc. 3.
  8. Eikhenbaum B. M. O proze. O poezii: Sb. statei. L., 1986.
  9. Fedoseenko N. G. Semantika pustyni v russkoi literature epokhi romantizma // Vestnik Sankt-Peterburgskogo un-ta. Ser. 9. Filologiia. Vostokovedenie. Zhurnalistika. 2009. Vyp. 2. Ch. 2.
  10. Fedotova A. A. Legenda N. S. Leskova «Prekrasnaia Aza» v literaturnom kontekste 1860-kh — 1880-kh godov // Vestnik Kostromskogo gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. 2011. T. 17. № 3.
  11. Fedotova A. A. Osobennosti aktualizatsii «chuzhogo» teksta v legende N. S. Leskova «Prekrasnaia Aza» // Chelovek v informatsionnom prostranstve: Mezhvuzovskii sb. nauch. tr.: V 2 t. Iaroslavl’, 2011.
  12. Fedotova A. A. Svoeobrazie aktualizatsii teksta «Egipetskikh nochei» A. S. Pushkina v «egipetskoi» povesti N. S. Leskova «Gora» // Nauchnye trudy molodykh uchenykh-filologov. M., 2011. Vyp. 10.
  13. Gebel’ V. A. N. S. Leskov. V tvorcheskoi laboratorii. M., 1945.
  14. Girshman M. M. Ritm khudozhestvennoi prozy. M., 1982.
  15. Gorelov A. A. O «vizantiiskikh» legendakh Leskova // Russkaia literatura. 1983. № 1.
  16. Grossman L. P. N. S. Leskov. Zhizn’ — tvorchestvo — poetika. M., 1945.
  17. Issacharoff M. Hérodias et la symbolique combinatoire de Trois contes // Langage de Flaubert. Paris, 1976.
  18. KompaniecBarsom V. Ideologicheskaia dilemma: mesto Leskova v sovetskoi literaturnoi kritike // Revue des études slaves. 1986. Vol. 58. № 3.
  19. Kormilov S. I. Russkaia metrizovannaia proza (prozostikh) kontsa XVIII–XIX veka // Russkaia literatura. 1990. № 4.
  20. Leal R. B. Spatiality and Structure in Flaubert’s Hérodias // The Modern Language Review. 1985. Vol. 80. № 4.
  21. Leskov N. S. Legendarnye kharaktery. M., 1989.
  22. Leskov N. S. Sobr. soch.: V 11 t. M., 1958. T. 11.
  23. Likhachev D. S. Chelovek v literature Drevnei Rusi // Likhachev D. S. Izbr. raboty: V 3 t. L., 1987. T. 3.
  24. Lottridge S. Nikolaj Leskov and the Russian Prolog as a Literary Source // Russian Literature. 1972. № 3.
  25. Lottridge S. S. Nikolaj Leskov’s Moral Vision in the Prolog Tales // Slavic and East European Journal. 1974. Vol. 18.
  26. Mednis N. E. Motiv pustyni v lirike A. S. Pushkina // Materialy k slovariu siuzhetov i motivov russkoi literatury: Sb. nauch. tr. Novosibirsk, 1998. Vyp. 2. Siuzhet i motiv v kontekste traditsii.
  27. Mineeva I. N. Drevnerusskii Prolog v tvorchestve N. S. Leskova. Dis. … kand. filol. nauk. Petrozavodsk, 2003.
  28. Mineeva I. N. Staropechatnyi Prolog XVII veka v tvorchestve N. S. Leskova: K rekonstruktsii odnogo literaturnogo kazusa // Problemy istoricheskoi poetiki. 2014. № 12.
  29. Mineeva I. N. Tvorcheskaia istoriia povesti N. S. Leskova «Askalonskii zlodei. Proisshestvie v Irodovoi temnitse (iz siriiskikh predanii)»: istochniki, genezis, poetika // Uchen. zap. Petrozavodskogo gos. un-ta. 2016. № 7-2 (160).
  30. Nikolaev S. I. Literaturnaia kul’tura Petrovskoi epokhi. SPb., 1996.
  31. O’Connor J. R. Trois contes and the Figure of the Double Cone // Publications of the Modern Language Association of America. 1980. Vol. 95.
  32. Polukhina Iu. V. Tri povesti Flobera: khronologicheskaia struktura, figury prostranstva i ispol’zovanie v proizvedeniiakh obraza «slova» // Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo un-ta. Ser. III. Filologiia. 2006. Vyp. 2.
  33. Poulet G. La Pensée Circulaire de Flaubert // La Nouvelle Revue Française. 1995. July.
  34. Ranchin A. M. K tvorcheskoi istorii legend Leskova «Povest’ o bogougodnom drovokole» i «Skomorokh Pamfalon» (po materialam tsenzurnykh del) // Lit. nasledstvo. 1997. T. 101. Neizdannyi Leskov: V 2 kn. Kn. 1.
  35. Ranchin A. M. «Vizantiiskie legendy» N. S. Leskova i ikh istochnik — Staropechatnyi Prolog // Tvorchestvo N. S. Leskova v kontekste russkoi i mirovoi literatury: Materialy mezhdunar. nauchno-teoreticheskoi konf., posviashchennoi 100-letiiu so dnia smerti pisatelia. Orel, 1996.
  36. Reizov B. G. Tvorchestvo Flobera. M., 1955.
  37. Rufanov N. Istorizm Leskova (Po stranitsam zapisnykh knizhek) // Voprosy literatury. 1990. № 12.
  38. Shtokmar M. P. Ritmicheskaia proza v «Ostrovitianakh» Leskova // Ars poetica. M., 1928. Vyp. 2.
  39. Troitskii V. Iu. Leskov-khudozhnik. M., 1974.
  40. Troitskii V. Iu. O khudozhestvennom svoeobrazii legend N. S. Leskova, napisannykh po materialam Prologa // Voprosy istorii russkoi literatury i metodiki prepodavaniia ee v srednei shkole. M., 1964 (Uchen. zap. Moskovskogo gos. pedagogicheskogo instituta im. V. I. Lenina; vyp. 213).
  41. Tuliakova N., Kuznetsova E. Eastern Tales for Western Readers: A Combination of Tradition within D. Mamin-Sibiryak’s Legends // Anafora. 2016. Vol. III. № 1. С. 66.
  42. Turgenev I. S. Poln. sobr. soch.: V 30 t. Soch.: V 12 t. M., 1982. T. 10.
  43. Vasil’eva I. E. «Vos’midesiatye gody» XIX veka kak «perekhodnaia epokha» v istorii russkoi literatury // Izvestiia RGPU im. A. I. Gertsena. 2007. № 40.
  44. Vodolazkin E. G. Interpretatsiia drevnerusskogo Prologa N. S. Leskovym // Novgorod v kul’ture Drevnei Rusi: Materialy chtenii po drevnerusskoi literature. Novgorod, 1995.
  45. Zaborov P. R. Iz tvorcheskoi laboratorii Turgeneva-perevodchika («Irodiada» G. Flobera) // Turgenev i ego sovremenniki. L., 1977.