Н. В. Гоголь и А. М. Ремизов: эстетическая константа и юбилейные переменные


Журнал «Русская литература». 2022. № 4

Russkaia literatura. 2022. № 4

DOI: 10.31860/0131-6095-2022-4-58-71

Алла Михайловна Грачева
главный научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Alla Mikhailovna Gracheva
Chief Researcher, Institute of Russian Literature (Pushkinskij Dom), Russian Academy of Sciences

ORCID: 0000-0002-4708-098X

ichnelat@rambler.ru

N. V. GOGOL AND A. M. REMIZOV: AESTHETIC CONSTANT AND ANNIVERSARY VARIABLES

В статье проанализировано развитие гоголевской темы в творчестве писателя. В середине 1900-х — начале 1920-х годов Ремизов следовал за Гоголем, создавая свой вариант «петербургского текста». С конца 1920-х и в 1930-е годы он мифологизировал личность автора «Мертвых душ», трактуя его как полудемона, «застрявшего» между двумя кругами мистического универсума, как писателя-пророка, способного открывать читателям тайны своих «озарений». Ремизов включил Гоголя в число литераторов — последователей «теории русского лада». В конце 1940-х и в 1950-е годы новый этап «художественного исследования» Ремизовым наследия Гоголя был связан с магистральной темой его творчества того времени — размышлениями о христианском догмате воскресения мертвых.

Ключевые слова: Н. В. Гоголь, А. М. Ремизов, авангард, литература русской эмиграции, «Учитель музыки», «Мертвые души».

The article analyzes the evolution of the Gogol theme in the writer’s work. In the mid-1900s — early 1920s, Remizov followed in Gogol’s footsteps, creating his own version of the «Petersburg text». From the late 1920s and into the 1930s, he mythologized the personality of the author of the Dead Souls, treating him as a half-demon, «stuck» between the two circles of a mystical universe, and as a prophetic writer who could share his «insights» with the readers. For Remizov, Gogol was one of the writers who subscribed to the «Russian mode theory». In the late 1940s and 1950s, Remizov plunged into the new stage of his «creative discovery» of Gogol’s legacy, linking it with the main theme of his work of the time — speculations on the Christian dogma of the resurrection of the dead.

Key words: N. V. Gogol, A. M. Remizov, avant-garde, literature of the Russian emigration, The Music Teacher, Dead Souls.

Список литературы

1. Грачева А. М. Истоки и эволюция «теории русского лада» Алексея Ремизова (1900–1920-е гг.) // Проблемы исторической поэтики. 2019. Т. 17. № 3.
2. Кодрянская Н. Ремизов в своих письмах. Париж, 1977.
3. Резникова Н. В. Огненная память. Воспоминания об Алексее Ремизове / Подг. текста, вступ. статья, аннотированный указатель А. М. Грачевой. СПб., 2013.
4. Ремизов А. М. Дневник мыслей 1943–1957 гг. СПб., 2020. Т. IV. Февраль 1950 — ноябрь 1951 / Отв. ред. А. М. Грачева.
5. Ремизов А. М. Огонь вещей // Ремизов А. М. Собр. соч. М., 2002. Т. 7. Ахру.
6. Ремизов А. М. Подстриженными глазами // Ремизов А. М. Собр. соч. М., 2000. Т. 8. Подстриженными глазами. Иверень.
7. Ремизов А. М. Собр. соч. М., 2002. Т. 9. Учитель музыки: Каторжная идиллия.
8. Рукописный альбом Алексея Ремизова «Щуп и цапля» 1948 г. / Публ. и вступ. заметка А. М. Грачевой // Across Borders: 20th Century Russian Literature and Russian-Jewish Cultural Contacts. Essays in Honor of Vladimir Khazan / Ed. L. Fleishman and F. Poljakov. Berlin, 2018 (Stanford Slavic studies. Vol. 48).
9. Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное. М., 1995.
10. Янгиров Р. М. «Новая Газета»: к истории печатного диалога молодой эмигрантской литературы с художественной культурой Франции // Восприятие французской литературы русскими писателями-эмигрантами в Париже: 1920–1940. Междунар. конф. 8–10.12.2005: Тезисы / Ред. Ж.-Ф. Жаккар, Ж. Тассис, А. Морар. Женева, 2005.

References

1. Gracheva A. M. Istoki i evoliutsiia «teorii russkogo lada» Alekseia Remizova (1900– 1920-e gg.) // Problemy istoricheskoi poetiki. 2019. T. 17. № 3.
2. Iangirov R. M. «Novaia Gazeta»: k istorii pechatnogo dialoga molodoi emigrantskoi literatury s khudozhestvennoi kul’turoi Frantsii // Vospriiatie frantsuzskoi literatury russkimi pisateliami-emigrantami v Parizhe: 1920–1940. Mezhdunar. konf. 8–10.12.2005: Tezisy / Red. Zh.-F. Zhakkar, Zh. Tassis, A. Morar. Zheneva, 2005.
3. Kodrianskaia N. Remizov v svoikh pis’makh. Parizh, 1977.
4. Remizov A. M. Dnevnik myslei 1943–1957 gg. SPb., 2020. T. IV. Fevral’ 1950 — noiabr’ 1951 / Otv. red. A. M. Gracheva.
5. Remizov A. M. Ogon’ veshchei // Remizov A. M. Sobr. soch. M., 2002. T. 7. Akhru.
6. Remizov A. M. Podstrizhennymi glazami // Remizov A. M. Sobr. soch. M., 2000. T. 8. Podstrizhennymi glazami. Iveren’.
7. Remizov A. M. Sobr. soch. M., 2002. T. 9. Uchitel’ muzyki: Katorzhnaia idilliia.
8. Reznikova N. V. Ognennaia pamiat’. Vospominaniia ob Aleksee Remizove / Podg. teksta, vstup. stat’ia, annotirovannyi ukazatel’ A. M. Grachevoi. SPb., 2013.
9. Rukopisnyi al’bom Alekseia Remizova «Shchup i tsaplia» 1948 g. / Publ. i vstup. zametka A. M. Grachevoi // Across Borders: 20th Century Russian Literature and Russian-Jewish Cultural Contacts. Essays in Honor of Vladimir Khazan / Ed. L. Fleishman and F. Poljakov. Berlin, 2018 (Stan-ford Slavic studies. Vol. 48).
10. Toporov V. N. Peterburg i «Peterburgskii tekst russkoi literatury» (Vvedenie v temu) // Toporov V. N. Mif. Ritual. Simvol. Obraz. Issledovaniia v oblasti mifopoeticheskogo. Izbrannoe. M., 1995.