Слава среди людей ‒ это тягчайшее бремя и великое искушение. После случая с Урсом, когда везде, и в газетах, и в разговорах, только и трубили о «тайной милостыне», и при этом полностью называлось имя: «младший священник Николай», оставаться в Патарах стало невозможно.
Из Тристомы с первым египетским пароходом Николай поехал в Аскалон. А молва, от которой, думал он, что скрылся, настигла его в дороге.
Поднялась буря, от порывов ветра оторвался крестец мачты и висел на древке; какой-то матрос, совсем мальчик, взобрался на мачту и, не удержавшись, упал. А такое было, такая страсть на море, ни до кого, только б самому-то ухорониться ‒
«Молодой священник, ‒ рассказывали, ‒ вышел к несчастному и, помолившись над ним, взял его за руку, и Аммоний, так звали матроса, встал здрав и невредим».
И когда высадились в Александрии, только об этом и говорили ‒ и со всех сторон повалил народ, прося помощи и ожидая чуда.
В Диолко, куда ездили осматривать храм св. Феодора, принесли одного тяжело больного, и еще был там слепой. Чтобы их успокоить, он помазал их маслом ‒ и недужный, который корчился и ничего не мог есть, легко вздохнул и поднялся, а слепой, не видевший три года, прозрел.
‒ Чудотворец!
До самого Иерусалима его провожал шепот и мольба: его выделяли, о нем говорили громко, пальцами показывали:
‒ Чудотворец!
Но что такое он сделал? И разве это какая заслуга: «помочь человеку?» Ведь он только пожалел этого юношу Аммония, и там, в Диолко, он только помолился о погибающих ‒ да и как же иначе? Или в мире так очерствело сердце? А на него смотрят, точно он и в самом деле какой-то особенный ‒ «чудотворец!», и уж не просят молитвы, а требуют чуда.
И вот без бури ‒ ясно, попутный ветер ‒ а как в самую злую погоду стал для него путь из Александрии в Иерусалим.