КОММЕНТАРИИ

ТРИ СЕРПА. МОСКОВСКИЕ ЛЮБИМЫЕ ЛЕГЕНДЫ. ТОМ II

На святой земле

Впервые: СЗ. 1928. Кн. 37. С. 90‒92, 1-я в цикле «Московские любимые легенды».

Прижизненные издания: TC II. С. 13‒16.

Тексты-источники: Метафраст. С. 144; Антонин. С. 466‒471; Леонид. Житие и чудеса... С. 41‒47; Вознесенский, Гусев. С. 34‒37 («Путешествие святого Николая в Палестину. Чудесное укрощение бури. Воскрешение мертвого. Пребывание в Палестине. Возвращение на родину»).

 

С. 259. Из Тристомы с первым египетским пароходом Николай поехал в Аскалон. ‒ Тристома ‒ порт на севере острова Карпатос в Греции. Аскалон (евр. Ашкелон) ‒ портовый город в Палестине на побережье Средиземного моря, в древности главная пристань Палестины (сейчас ‒ на юго-западе Израиля).

В Диолко, куда ездили осматривать храм св. Феодора... ‒ Ср. в примеч. Антонина (Капустина): в древности Диолкос ‒ «одно из ложных устьев Нила... Вероятно, соименное ему селение находилось при берегах его» (Антонин. С. 468).

С. 260. Фиваида ‒ название области в Верхнем Египте. Южная Фиваида, Фиванская пустыня ‒ родина отшельничества, монашества (ІІІ-ІѴ вв.).

Голгофа ‒ холм в Иерусалиме, место распятия Иисуса Христа.

С. 260‒261. ...и над бровями синие тороки проводники небесных сфер... То́рок ‒ порыв ветра; в иконописи ‒ ток божественного или ангельского слуха, развевающейся белой ленты на челе иконных ангелов.

С. 261. ...ты победишь народы... ‒ Имя Николай означает «победитель народов».

834


 
    Главная Содержание Текст