чтобы духу монастырского не было! ‒ или просто говоря, мудровали над человеком: как ему правильно веровать.
Терпели верующие ‒ которые попадались со своей верой; монахи‒ только потому, что монахи; досталось и писателям и поэтам-музыкантам.
Главное внимание было обращено не на тех, кто, сидя в эмиграции ‒ вне всяких репрессий ‒ крикливо обличал антихристово правительство, кроша анафемой, как прибауткой, и не на тех, кто оплакивал прошлые свободные времена, сочиняя «плачи о погибели», ‒ ни в проклятиях, ни в плаче не было никакой опасности: брань на вороту не виснет, а плач ‒плачем душу отвести можно, но дела не сделаешь. Опасными представлялись те, кто в стороне от всякой борьбы делал свое духовное дело, а дело, не как-нибудь сделанное, по самому своему духу подрывало «иконоборческий догмат» и было большим соблазном для смирившихся поневоле. Таким надо было заткнуть глотку. Таким оказался византийский поэт-музыкант Иосиф, автор стихир и канонов ‒ величальных и покаянных песен.
Иосиф ‒ монах, и с ним можно было бы расправиться по-монашески: можно было бы его публично женить, обезобразить, ну, отрезать нос, уши, а если и это не проймет, то в мешок ‒ и в море. Но Иосиф очень популярен, и с ним поступили милостиво: его сослали на остров Крит и там посадили в тюрьму.
Много Иосиф чего видел на белом свете: в ранней молодости он должен был покинуть родину ‒ это при первых набегах арабских корсар на Сицилию, жил одно время в Салониках, а потом уж поселился в Константинополе. И теперь, вспоминая «сарацинские зверства» ‒ какие пустяки в сравнении с тем, что он видел в Константинополе: никакому сарацину не придет в голову из-за веры так истязать человека!
В колодках, с цепью на шее, как на аркане, провел Иосиф в тюрьме шесть лет. И за этот срок собачьей жизни он написал семь канонов своему любимому образу, прославляя Николу ‒ «светозарную звезду ‒ небесного человека, сидящего на престоле архангела, которому служат ангелы, повинуется море, слушает воздух, покоряются народы!» Освобождение Иосифа из тюрьмы произошло чудесно.