ной легенды, то, по правде сказать, непостижимо: что за незнакомка? какое масло? с чего буря? откуда Микола? В основном сказании все проще». А. В. Амфитеатров изложил содержание «основного сказания», которое значительно отличается от ремизовского текста. Критик подразумевал здесь «Золотую Легенду», популярное сочинение Иакова Ворагинского, собрание христианских легенд и занимательных житий святых (XIII в.). «Тут все просто и ясно, ‒ констатировал А. В. Амфитеатров. ‒ Св. Николай лишил богиню Диану (для христиан ‒ дьяволицу) культа. Оскорбленная богиня хотела отомстить ему разрушением его храма и лукаво провоцирует на то паломников. Св. Николай, догадавшись о злом умысле Дианы, допрашивает паломников и, убедившись в провокации, ее пресекает. Последовательно и даже "естественно". <...> Вот этого-то как раз нет у Ремизова. Разорители Дианина культа у него вышли большевиками... <...> Но тогда ‒ при чем же оказывается Никола-то? Где его место в легенде? По Ремизову выходит, что он как-то сидит между двух стульев, ни в сех, ни в тех. <...> из наивного, ясного, как день, сказа выросла путаница-плетеница, в которой не свести конца с началом... <...> Само собою разумеется, что А. М. Ремизов не предумышлял подобной возможности, но к ней привел его ошибочный метод» (Амфитеатров А. Святые на автомобиле и аэроплане. С. 4). Сочинение Иакова Ворагинского было известно Ремизову (ОНЧ. С. 646).
С. 157. Знаменитый храм Артемиды ~ ей-Богу, бросится кусаться. ‒ Об этом фрагменте А. В. Амфитеатров писал: «Здесь модерн А. М. Ремизова столь прозрачен, что не требует комментариев» (Амфитеатров А. Святые на автомобиле и аэроплане. С. 4).
Знаменитый храм Артемиды в Мирах был реквизирован под Пятницу Параскеву. ‒ Ср. в тексте Метафраста: «Святого, воинствующего против злых духов, посещает некое вдохновение свыше, и божественный промысел велит ему не оставить нетронутым капища Артемиды, но обратиться против него и, подобно прочим, уничтожить» (Метафраст. С. 147). Ср. также: «В житии св. Николая имя Артемиды связывается с языческим храмом, разрушенным им, и это имя устойчиво держится во всех списках и редакциях житий св. Николая» (Аничков Е. В. Микола Угодник и св. Николай: Опыт литературной критики в области народных сказок и песен // Записки Неофилологического общества при Имп. С.-Петербургском ун-те. СПб., 1892. Вып. 2. № 2. С. 12). Другой текст-источник сюжета: Вознесенский, Гусев. С. 49 («Разрушение капища в честь языческой богини Афродиты»). День памяти св. великомученицы Параскевы приходится на 28 октября.
...в «Охране памятников старины и искусства». ‒ Намек на созданный в Петрограде после революции Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины.