КОММЕНТАРИИ

ТРИ СЕРПА. МОСКОВСКИЕ ЛЮБИМЫЕ ЛЕГЕНДЫ. ТОМ I

Вне закона

Впервые: Версты. 1926. № 1. С. 49‒51, 4-я в подборке «Из книги "Николай Чудотворец"».

Прижизненные издания: ТС І. С. 7‒10.

Сюжет произведения связан с легендой «Сосуд Артемиды», сохранившейся в тексте Симеона Метафраста, издании Г. Анриха (Метафраст. С. 154‒155; Анрих. S. 136‒138, 265‒266). Другие тексты- источники: Вознесенский, Гусев. С. 124‒125 («Спасение корабля от потопления»). См. об этой легенде: Бугаевский. С. 171; Виноградов А. Ю., Деопик Д. В. Чудо об Артемиде святителя Николая в свете археологии // «Правило веры и образ кротости». С. 125‒134.

Вл. Злобин в отзыве на «Версты» писал по поводу лексики этой и других легенд, которая перекликается с современностью («Знаменитый храм Артемиды в Мирах был реквизирован...» и т. п.): «Иной язык был бы непонятен тем, для кого вместо прошлого ‒ черная дыра, и летоисчисление начинается от октябрьского переворота» (Новый дом. 1926. № 1. С. 35).

А. В. Амфитеатров обратил внимание на сюжет легенды: «Легенда рассказана мастерски, но насколько ясно ее аллегорическое начало, настолько же затемнены продолжение и конец. Если не знать основ-

811


ной легенды, то, по правде сказать, непостижимо: что за незнакомка? какое масло? с чего буря? откуда Микола? В основном сказании все проще». А. В. Амфитеатров изложил содержание «основного сказания», которое значительно отличается от ремизовского текста. Критик подразумевал здесь «Золотую Легенду», популярное сочинение Иакова Ворагинского, собрание христианских легенд и занимательных житий святых (XIII в.). «Тут все просто и ясно, ‒ констатировал А. В. Амфитеатров. ‒ Св. Николай лишил богиню Диану (для христиан ‒ дьяволицу) культа. Оскорбленная богиня хотела отомстить ему разрушением его храма и лукаво провоцирует на то паломников. Св. Николай, догадавшись о злом умысле Дианы, допрашивает паломников и, убедившись в провокации, ее пресекает. Последовательно и даже "естественно". <...> Вот этого-то как раз нет у Ремизова. Разорители Дианина культа у него вышли большевиками... <...> Но тогда ‒ при чем же оказывается Никола-то? Где его место в легенде? По Ремизову выходит, что он как-то сидит между двух стульев, ни в сех, ни в тех. <...> из наивного, ясного, как день, сказа выросла путаница-плетеница, в которой не свести конца с началом... <...> Само собою разумеется, что А. М. Ремизов не предумышлял подобной возможности, но к ней привел его ошибочный метод» (Амфитеатров А. Святые на автомобиле и аэроплане. С. 4). Сочинение Иакова Ворагинского было известно Ремизову (ОНЧ. С. 646).

 

 

С. 157. Знаменитый храм Артемиды ~ ей-Богу, бросится кусаться. ‒ Об этом фрагменте А. В. Амфитеатров писал: «Здесь модерн А. М. Ремизова столь прозрачен, что не требует комментариев» (Амфитеатров А. Святые на автомобиле и аэроплане. С. 4).

Знаменитый храм Артемиды в Мирах был реквизирован под Пятницу Параскеву. ‒ Ср. в тексте Метафраста: «Святого, воинствующего против злых духов, посещает некое вдохновение свыше, и божественный промысел велит ему не оставить нетронутым капища Артемиды, но обратиться против него и, подобно прочим, уничтожить» (Метафраст. С. 147). Ср. также: «В житии св. Николая имя Артемиды связывается с языческим храмом, разрушенным им, и это имя устойчиво держится во всех списках и редакциях житий св. Николая» (Аничков Е. В. Микола Угодник и св. Николай: Опыт литературной критики в области народных сказок и песен // Записки Неофилологического общества при Имп. С.-Петербургском ун-те. СПб., 1892. Вып. 2. № 2. С. 12). Другой текст-источник сюжета: Вознесенский, Гусев. С. 49 («Разрушение капища в честь языческой богини Афродиты»). День памяти св. великомученицы Параскевы приходится на 28 октября.

...в «Охране памятников старины и искусства». ‒ Намек на созданный в Петрограде после революции Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины.

812


«Ваша религия опиум для народа!» ‒ Неточная цитата из работы К. Маркса «К критике гегелевской философии права» (1843).

Яффа ‒ один из главных портов древнего Израиля, куда приходили корабли с паломниками, направлявшимися в Иерусалим.

С. 158. ...кто так стоял, так и ткнулся. ‒ В «Верстах»: «...кто как стоял, так и ткнулся». Возможно, в тексте ТС I опечатка.

813


 
    Главная Содержание Текст