КОММЕНТАРИИ

ТРИ СЕРПА. МОСКОВСКИЕ ЛЮБИМЫЕ ЛЕГЕНДЫ. ТОМ I

Гимнограф Иосиф

Впервые: ПН. 1928. 13 мая. № 2608. С. 2, 1-я в диптихе «Московские любимые легенды».

Прижизненные издания: TC I. С. 59‒61.

Тексты-источники: Вознесенский, Гусев. С. 129‒130 («Избавление Иосифа Песнописца от уз»); Анрих. S. 455. См. также: Жизнь и подвиги преподобного отца нашего Иосифа Песнописца // Паподопуло-Керамевс А. Сборник греческих и латинских памятников, касающихся Фотия Патриарха. СПб., 1901. Вып. 2. С. 1‒14; рус. пер.: Рыбаков В., прот. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность М., 2002. С. 427‒438; Анрих. S. 455.

 

С. 190. Гимнограф Иосиф ‒ имеется в виду Иосиф Сикелиот Песнописец (ок. 800‒883) ‒ византийский гимнограф, автор сотен церковных песнопений. Родился на острове Сицилия. Семья Иосифа, спасаясь от сарацинов, бежала в Грецию, в Салоники. В молодые годы он был посвящен в иерейский сан. Получил назначение к церковному служению в Риме, но по дороге был схвачен пиратами, которые передали его иконоборцам. Иосифа заточили в темницу на острове Крит, где он провел почти десять лет. Его чудесное избавление от плена, по преданию, связано с явлением Николая-чудотворца. В ОНЧ Ремизов отметил, что Иосиф-гимнограф ‒ «автор семи канонов» (Лимонарь-РК VI. С. 610).

«Иконный фронт» начат Львом Исавром... ‒ См. выше комм. к легенде «О трех иконах» (с. 182).

...обоснован Константином Копронимом на «лжеименном» соборе. ‒ Иконоборчество было официально признано на соборе в 754 г. при поддержке сына Льва III Исавра, императора Константина V Копронима (718‒775), который созвал этот собор.

По смерти Льва Хазара при Ирине новый собор никейский восстановил иконопочитание. ‒ В 787 г. при поддержке императрицы Ирины (ок. 752‒803), вдовы императора Льва IV Хазара (750‒780), VII Вселенский (II Никейский) собор отменил решение собора 754 г. и утвердил догмат иконопочитания.

Но и тридцати лет не исполнилось, ~ а кончилось только со смертью Феофила... ‒ Иконоборчество возобновилось при императоре Льве V Армянине (775‒820), в 815 г. созвавшем поместный церковный собор, на котором были восстановлены догматы собора 754 г. Феофил

819


(813‒842) ‒ византийский император; правил в 829‒842 гг. По преданию, умирая, он примирился с христианским иконопочитанием.

С. 191. ...сочиняя «плачи о погибели»... ‒ Отсылка к древнерусскому жанру «плача». Наиболее известен памятник «Слово о погибели Русской земли» (XIII в.) Этот жанр в период революции 1917 г. использовал в своем творчестве Ремизов (см.: Взвихренная Русь-РК V. С. 609‒612).

Корсар ‒ пират, морской разбойник.

Салоники ‒ второй по величине город Греции на побережье Эгейского моря.

С. 192. ...вспоминая стихи Германа, Иоанна, Феофана, Сергия и Романа, византийских поэтов-гимнографов. ‒ Герман I (650‒730/742) ‒ патриарх Константинопольский (715‒730); Иоанн Иоанн Дамаскин (ок. 675‒749) ‒ византийский богослов, философ, гимнограф. Выступал в защиту почитания икон. Им, среди прочего, были написаны каноны ряду христианских праздников (Пасхе, Рождеству и др.); Феофан Феофан Начертанный (778 ‒ ок. 847) ‒ византийский монах, исповедник, гимнограф; пострадал от гонений иконоборцев (так, его лицо было изуродовано позорной надписью, сделанной раскаленными иглами); составил почти полторы сотни канонов; Сергий ‒ возможно, Сергий Иерусалимский, гимнограф, живший в период иконоборчества; сведений о нем сохранилось очень мало; Роман Роман Сладкопевец (см. комм. к с. 170).

«Как пламенны умной гортани моей души написанные слова!» ‒ Ср. в Псалтири: «Как сладки гортани моей слова Твои!» (Пс 118:103).

Ускори щедрый и потщися ~ ты все можешь, коли захочешь!»). ‒ Из «Кондака трем святым отрокам» преподобного Романа Сладкопевца (глас 6).

...царь Лев Армянин был свергнут и убит. ‒ Император Лев V Армянин был убит во время рождественской службы 25 декабря 820 г. в соборе Св. Софии.

820


 
    Главная Содержание Текст