Примечания
В основу Царя Максимилиана положен свод В. В. БАКРЫЛОВА, сделанный из 19-ти вариантов:
215
A. А. КОТЛЯРЕВСКИЙ. Для истории народного театра. I. Аника-воин и Смерть. Рус<ский>Арх<ив>. 1864, вып. 10 (2-ое изд. 1866). Старинный список, сделанный фабричным ткачом Владимирской губ. Статья А. А. Котляревского о двух пьесах народного театра: «О кесаре Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе» и «О храбром воине Анике и Смерти».
Н. Н. ВИНОГРАДОВ. Народная драма «Царь Максемьян и непокорный сын его Одольф». Вар. 1-й. Изв<естия> Ак<адемии> Наук, 1905, т. X, кн. 2. Список 1818 г. по определению Виноградова.
Н. Н. ВИНОГРАДОВ. Царь Максимилиан. Вар. 2 (I), 3 (II), 4 (III), 5 (IV). Сборник Отд<еления> рус<ского>яз<ыка> и слов<есности>. Изв<естия> Ак<адемии> Наук, 1914, т. ХС, № 7. Предисловие акад. А. И. СОБОЛЕВСКОГО.
Е. Р. РОМАНОВ. Царь Максимилиан, маскарад. Белорусский сборник, 1891, вып. V. Запись 1888 г. (Жур<нал> М<инистерства> Н<ародного>Просв<ещения>. 1888, VII).
М. К. ВАСИЛЬЕВ. К истории народного театра. «Трон». (Вар. 1). Этн<ографическое> Обоз<рение>. 1898, кн. XXXVI, № 1. Запись 1889 г.
В. КОСТИН. К истории народного театра. Царь Максимилиан. Вар. 2 (I). Этн<ографическое> Обоз<рение>. 1898, кн. XXXVII, № 2. Запись 1891 г.
A. Е. ГРУЗИНСКИЙ. К истории народного театра. Царь Максимилиан. Вар. 3 (II). Этн<ографическое> Обоз<рение>. 1898, кн. XXXVIII, № 3. Запись 1896 г.
B. КАЛЛАШ. Материалы для истории народного театра. Царь Максимилиан. Вар. 4 (III), 5 (IV). Этн<ографическое> Обоз<рение>. 1898, кн. XXXIX, № 4. Запись 1891 г. Предисловие об основном сюжете; схема пьесы.
Д. А. ТРАВИН. Текст «комедии о царе Максимилиане». Народный театр. Сборник. Изд. Е. В. Лавровой. М., 1896 г.
А. И. МЯКУТИН. Текст драмы о царе Максимилиане. Песни оренбургских казаков. СПб., 1910, IV. Запись 1903 г.
Ив. АБРАМОВ. ЦАРЬ МАКСИМИЛИАН, святочная комедия. Изв<естия>отд<еления> рус<ского>яз<ыка> и слов<есности>. 1904, т. X, кн. 3. Запись 1904 г. В предисловии о постановке в местечке Воронеже.
216
Н. Е. ОНЧУКОВ. Северные народные драмы. Сборник. СПб., 1911. Два варианта. Запись 1905–<190>7 г.
Н. Е. ОНЧУКОВ. Народная драма на севере. Изв<естия> II отд<еления>Ак<адемии> Наук, 1909, кн. 4.
Ек. ГАЙ-САГАЙДАЧНАЯ. О мистериях и крестьянском театре. Театр и Иск<усство>. 1910, № 17. Воспоминание о постановке и умилении слезном зрителей.
Р. ВОЛКОВ. Народная драма Царь Максимилиан и непокорный сын его Адольф, маскарад. Рус<ский> Филолог<ический> Вестн<ик>, 1912, т. LXVII-<LX>VIII, № 1, 2, 3, 4. Запись 1910. Статья: «Опыт разыскания о составе и источниках». Схема пьесы.
П. О. МОРОЗОВ. История рус<ского> театра. СПб., 1889 г. Т.1.
Б. В. ВАРНЕКЕ. История рус<ского> театра. Казань, 1908 (2-ое изд. Одесса, 1913).
Б. В. ВАРНЕКЕ. Из истории рус<ского> народн<ого> театра в начале XVIII в. Изв<естия> Общ<ества> Археолог<ии>, этногр<афии> и истории при Казанском универс<итете>, 1905, т. 21.
А. Н. ВЕСЕЛОВСКИЙ. Старинный театр в Европе. Исторические очерки. М., 1870.
Н. Н. ВИНОГРАДОВ. Заметки. Великорусский вертеп. Изв<естия> Отд<еления> рус<ского> яз<ыка> и слов<есности> Ак<адемии> Наук, 1905, кн. 4. Царь Максимилиан в кукольной комедии.
Н. Н. ВИНОГРАДОВ. Белорусский вертеп. Изв<естия> Отд<еления> рус<ского> яз<ыка> и слов<есности> Ак<адемии> Наук, 1908, т. XVIII, кн. 2. Описание кукол – Аника-воин и Смерть.
П. В. КИРЕЕВСКИЙ. Песни. М., 1862. Вып. 4. Дополнительный. Аника-воин.
И. Н. ЖДАНОВ. К литературной ист<ории> рус<ской> былевой поэзии. Киев, 1881 (Собр. соч., т. I).
М. М. КУКЛИН. Школьные типы. Светоч и дневник писателя. 1913, № 5–6. Представление Царя Максимилиана.
Ив. С. АКСАКОВ в его письмах. М., 1892, т. 3, ч. 1. Представление Царя Максимилиана в Бендерах 1855 г.
217
Прот. СУЛИЦКИЙ. Семинарский театр в старину в Тобольске. Чтен<ия> в Им<ператорском> Общ<естве> Истор<ии> и Древн<остей> Рос<сийских>. 1870, кн. 2, от. V (Преосв<ященный>Филофей – благовест в соборе перед спектаклем).
Искра. 1863, № 6, стр. 82–85.
Изложение Царя Максимилиана. Царь Максимилиан в Ковле. Киев<ская> Стар<ина>, 1887, кн. 2. Прошлое Переяславской Духов<ной> Академии. Киевск<ая> Стар<ина>. 1889, кн. 2.
ГЕОРГИЙ ГРЕБЕНЩИКОВ. В просторах Сибири. Изд. Т-ва писателей. Пб., 1915, т. И. Царь Максимилиан.
РОВИНСКИЙ. Народ<ные> картин<ы>. № 749, 751. Аника и Смерть.
Песенник. Изд. И. Сытина, 1905.
Н. В. УСПЕНСКИЙ. Свадьба регента. Соч., т. 2. Изд. Д. И. Преснова. М., 1876. Источник сцены попа с дьяконом – венчание Максимилиана с Венерой.
* *
*
Всем, кто заинтересуется Царем Максимилианом, изучения ли ради или просто для познания, советую прежде всего про читать статью Р. Волкова, Опыт разыскания о составе и источниках. Рус<ский> Филолог<ический>Вестн<ик>, 1912, т. LXVII–<LX>VIII.
Называю пьесу ТЕАТРОМ – «Царь Максимилиан, театр», – этим именем «театр» покроется и комедия (комедь) великорусская, и святочное представление (маскарад) бело-и-малорусское.
Еще скажу: поистине, весь русский народ приложил руку к любимому Царю Максимилиану – от семинариста до раёшника.
И правду сказать:
козу водить,
звезду носить,
Максимилиана представлять.
218