(01.01.1946, с. Зенково Прокопьевского р-на Кемеровской обл.);
профессор, доктор филологических наук, заведующая Отделом древнерусской литературы.
Окончила гуманит. ф-т Новосибирского гос. ун-та в 1968. В 1970 поступила в аспирантуру Отдела древнерусской литературы ИРЛИ. В 1972 принята в Археографическую группу при Отделе древнерусской литературы (административно являвшуюся подразделением Архива АН СССР). В 1979 защитила канд. дисс. «Выговская литературная школа 1-й пол. XVIII в.», в 1999 — докт. дисс. «Источниковедение литературы Древней Руси (эпистолярное наследие XI—XIII вв., памятники рождественского и великопостного литургических циклов в народной культуре XVI—XVII вв., старообрядческая письменность XVII—XVIII вв.)». С 2000 — вед. науч. сотр., с 2004 — зав. Отделом древнерусской литературы. Обл. науч. интересов: история древнерус. литературы, старообрядч. письменность, источниковедение, текстология.
Лауреат Гос. премии РФ 1993 г. (в составе коллектива). Авт. более 100 науч. работ.
Список избранных трудов
Монографии
Смех в Древней Руси. Л., 1984. — 295 с. (Совм. с Д. С. Лихачевым и А. М. Панченко. Раздел «Святочный и масленичный смех». С. 154-202).
Эпистолярное наследие Древней Руси. XI – XIII вв. / Отв. ред. Д.С. Лихачев. СПб.: Наука, 1992. — 214 с.
Три жития – три жизни. Протопоп Аввакум, инок Епифаний, боярыня Морозова: Тексты, статьи, комментарии. СПб.: «Пушкинский Дом», 2010. — 296 с.
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное / Вступит. статья, подгот. текста, современный перевод и комментарии Н. В. Понырко. М.: Эксмо, 2017. – 240 с. ISBN 978-5-699-90787-8 (тираж 3000).
Статьи
Кирилло-Епифаниевский житийный цикл и житийная традиция в Выговской старообрядческой литературе // ТОДРЛ. Т. 29. Л., 1974. С. 154 – 169.
Выговское силлабическое стихотворство // ТОДРЛ. Т. 29. Л., 1974. С. 274 – 290.
Дьякон Феодор – соавтор протопопа Аввакума // ТОДРЛ. Т. 31. Л., 1976. С. 362 – 365.
Сочинение старца Леонтия и школа протопопа Аввакума // ТОДРЛ. Т. 33. Л., 1979. С. 156 – 163.
Описание сборников XV в. книгописца Ефросина // ТОДРЛ. Т. 35. Л., 1980. С. 3 — 300. (Совм. с М. Д. Каган и М. В. Рождественской).
Федор Антонович Каликин – собиратель древних рукописей // ТОДРЛ. Т. 35. Л., 1980. С. 446 – 451.
Учебники риторики на Выгу // ТОДРЛ. Т. 36. Л., 1981. С.154 – 162.
Житие протопопа Аввакума как духовное завещание // ТОДРЛ. Т. 39. Л., 1985. С. 379 – 388.
Автографы выговских писателей // Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 174 – 200. (совм. с В. П. Бударагиным).
Проблема «культурной оседлости» на примере одного эпизода из истории Выговской поморской пустыни // Исследования по древней и новой литературе: Сб. посвящ. 80-летию акад. Д. С. Лихачева. — Л.: Наука, 1987. С. 297 – 303.
Обновление Макариева Желтоводского монастыря и новые люди XVII века – ревнители благочестия // ТОДРЛ. Т. 43. Л., 1990. С. 58 – 69.
Новые материалы о протопопе Аввакуме: (Два «дела» мезенской воеводской канцелярии о сыне Аввакума Афанасии) // ТОДРЛ. Т. 44. Л., 1990. С. 397 – 403.
Эстетические позиции писателей Выговской литературной школы // Книжные центры Древней Руси. XVII век: Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 104 -112.
Лев Александрович Дмитриев как переводчик памятников литературы Древней Руси // Лев Александрович Дмитриев: Библиография, творческий путь, воспоминания, дневники, письма. СПб., 1995. С. 38 – 41.
«Устав о христианском житии» в жизненном укладе старообрядцев // Монастырская культура: Восток и Запад. СПб., 1999. С. 168 – 176.
Воспоминания о Д.С. Лихачеве // Дмитрий Лихачев и его эпоха: Воспоминания. Эссе. Документы. Фотографии. СПб., 2002. С. 101 – 106, 405.
Автор стихов покаянных и роспевщик юродивый Стефан // ТОДРЛ. Т. 54. СПб., 2003. С. 220 – 230.
Покаянные каноны Кирилла Туровского (вопросы атрибуции) // ТОДРЛ. Т. 55. СПб., 2004. С. 240 – 263.
Стихи покаянные Галицкого юродивого XVII века Стефана // ТОДРЛ. Т. 56. СПб., 2004. С. 596 – 600.
Хранитель культурного наследия России. К 100-летию со дня рождения академика Д. С. Лихачева // Вестник РАН. М., 2006. № 11. С. 1020-1025.
Покаянные каноны Кирилла Туровского (вопросы текстологии) // ТОДРЛ. Т. 58. СПб., 2008. С. 254-281.
Был ли Климент Смолятич создателем первого славянского перевода Толкований Никиты Ираклийского на 16 Слов Григория Богослова // ТОДРЛ. Т. 59. СПб., 2008. С. 133 -143.
Два «народа» на пути друг к другу // Старообрядчество: История и современность / Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 28 – 30 октября 2008 г. СПб., 2009. С. 21 – 26.
Наследие древнерусской культуры в жизни и творчестве Льва Толстого // Текст и традиция: Альманах. СПб., 2013. № 1. С. 103 – 110.
Димитрий Ростовский как автор «Розыска о раскольнической брынской вере» // ТОДРЛ. Т. 62. СПб., 2014. С. 34-42.
Инок Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин как уставщик и литургист // Книжные центры Древней Руси. Книжники и рукописи Кирилло-Белозерского монастыря. СПб., 2014. С. 103-113.
Н. В. Понырко (С.-Петербург). Древнерусская литература после Древней Руси: Служба пустозерским мученикам // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2014. Т. 63. С. 220-237.
Пасхальный смех на Руси в контексте литургической гимнографии // ТОДРЛ. СПб., 2017. Т. 65. С. 243-251.
Россия в изгнании: Взгляд А. И. Солженицына на старообрядчество // Текст и традиция. Альманах. СПб., 2018, № 6. С. 50 – 61.
Памяти Гелиана Михайловича Прохорова // Русская литература. 2018. № 1. С. 262 — 264.
О содержании сборника РНБ, НСРК. Q. 474 как оно сложилось к концу XIX в. (заметки источниковеда // Тринадцатые Загребинские чтения. Сборник статей по итогам международной научной конференции (3 – 4 октября 2018 г.). СПБ: Российская национальная библиотека, 2019. С. 351 – 362, 422 – 429.
«Мирское» житие как новый тип жития в русской агиографии XVII века // ТОДРЛ. СПб., 2019. Т. 66. С. 284 – 294.
Древнерусская литература после Древней Руси (духовное завещание старообрядческого епископа Геронтия (Лакомкина)) // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 6 (183). С. 51 –57.