«Убить Чарскую…»:
этические и поэтические парадоксы советского творчества для детей (20-е – 30-е годы)
28 — 29 сентября 2009

Уважаемые коллеги!
Группа теоретико-литературных и междисциплинарных исследований Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом)  совместно с Illinois Wesleyan University (США) планирует провести семинар, посвященный детской советской литературе и искусству: «Убить Чарскую…»: этические и поэтические парадоксы советского творчества для детей (20-е – 30-е годы).

Даты проведения – 28 и 29 сентября 2009 года.
Место проведения – Санкт-Петербург, наб. Макарова 4. Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом).
«Убить Чарскую, несмотря на ее женственность и мнимую воздушность, было не так легко», – этот оксюморон из известного доклада С.Я. Маршака на Первом всесоюзном съезде советских писателей, кажется, отражает одну из важных особенностей советского взгляда на творчество для детей. Пожалуй, ни в каких других областях искусства проекция революционной нравственности не дала результатов, столь разительно отступающих в представлениях сегодняшнего дня и эпохи классической литературы ХIХ века от некоей этической и поэтической нормы. В чем состоит эта специфика? Обусловлена ли она только идеологическими требованиями, предъявляемыми к литературной продукции в СССР в целом? Каковы механизмы влияния идеологии на творчество для детей? Какова роль общего фона гуманитарного знания, включая немарксистски ориентированные социологию, философию, психологию etc., в возникновении данного эстетического феномена? Действительно ли советское творчество для детей настолько уникально или его уникальность сродни «основному мифу» русской культуры о ее собственной исключительности – мифу, по логике которого и крайнее зло, и крайнее добро словно легитимируются самой их неповторимостью и непостижимостью как в глазах официальной идеологии, так зачастую и в глазах ее противников? насколько достоверен наиболее популярный миф об относительной свободе советской детской литературы? В рамках этого общего круга вопросов на семинаре предполагается рассмотреть следующие темы и проблемы:

  • идеология детства в советском искусстве;
  • поэтика творчества для детей;
  • жанровая специфика советской детской литературы
  • творчество для детей: практика и критика;
  • авангард vs. соцреализм в советском творчестве для детей;
  • адаптация чуждого опыта: западное искусство для детей, наследие классической литературы;
  • институты творчества для детей (сообщества детских писателей, детские библиотеки, искусство детей)
  • социология детства в эстетике: «дети советские» vs. «дети на западе»;
  • эстетическая «геополитика» детства: счастливые советские – чужие и несчастные.
    детская психология и детская литература;
  • взрослые дети – инфантильные взрослые (проблема инфантилизма советской литературы);
  • любовь и секс в советском детстве;
  • технологии детства: творчество для детей и советская научная фантастика.

Регламент выступления: доклад – 20 мин, обсуждение – 10 мин.
Результаты работы семинара будут опубликованы в журнале «Русская литература» в виде хроники. Кроме того, после семинара мы надеемся опубликовать сборник работ его участников.
Проф. Марина Балина (Illinois Wesleyan University) mbalina@iwu.edu
Д.ф.н. Валерий Вьюгин (ИРЛИ РАН) valeryvyugin@gmail.com, vvyugin@mail.ru

ПРОГРАММА

Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом).
Санкт-Петербург, наб. Макарова 4.
Малый конференц-зал
28.09.2009 (начало в 10.00)

Сессия 1. Председатель – Марина Балина

Хеллман Бен (Финляндия, Университет Хельсинки) Л. Кормчий – основоположник советской детской литературы
Рудова Лариса (США, Помона Колледж, Клермонт) Экологическое сознание советской детской литературы 1930-х годов
Костюхина Марина (Россия, Российский государственный
педагогический университет им. А.И. Герцена) «Вратарь республики» Л. Кассиля : к проблеме спортивного дискурса в советской детской книге

Кофе 12.00 – 12.30
Сессия 2. Председатель – Бен Хеллман

Путилова Евгения (Россия, Российский государственный
педагогический университет им. А.И. Герцена) Осип Мандельштам. «Все в трамвае». Детские стихи и судьба поэта
Литовская Мария (Россия, Уральский государственный университет) Региональный журнал для детей в контексте советской периодики 1920-х – 1930-х годов: динамика идеологических приоритетов
Черный Борис (Франция, Канский университет) «Как стать хорошим советским еврейским ребенком» — анализ русско-еврейской литературы 20-30-х гг.

Обед 14.00 – 15.00
Сессия 3. Председатель – Костюхина Марина Сергеевна

Сажин Валерий (Россия, Санкт-Петербург) Даниил Хармс – авангардный детский писатель? (К проблеме яйца и курицы)
Абашева Марина (Россия, Пермский государственный педагогический университет) Семиотика девичьей инициации в ранней советской прозе
Вьюгин Валерий (Россия, Пушкинский Дом) Почему Маршак? (как стать детским классиком в советской литературе)

29.09.2009 (начало в 10.00)
Сессия 4. Председатель – Литовская Мария Аркадьевна

Трофимова Елена (Россия, МГУ) «Слухи о смерти оказались преждевременными» (творчество Лидии Чарской послереволюционного периода)
Де`Арканжело Роза (Италия, университет «Ла Сапиенца») «Барабан»: шагаем с пионерами!
Богданов Константин (Россия, Пушкинский Дом) Клякса. Советская культура и уроки чистописания

Кофе 12.00 – 12.30
Сессия 5. Председатель – Богданов Константин Анатольевич

Типпнер Аня (Австрия, Университет Зальцбурга) Героическая биография как жанр детской литературы
Нечаева Мария (Россия, Пушкинский Дом) «Где голы короли – опасны дети…» , или в чём виноват Хармс?
Панченко Александр (Россия, Пушкинский Дом) Духовные калеки: дети в советском антирелигиозном дискурсе

Обед 14.00 – 15.00
Сессия 6. Председатель – Вьюгин Валерий Юрьевич

Карасик Михаил (Россия, Санкт-Петербург) Ударная книга. Фотоиллюстрации и фотомонтаж в книге для детей и юношества 1920-1930-х годов
Леонтьева Светлана (Россия, Санкт-Петербургский государственный
университет культуры и искусства) Пионерская беллетристика в зеркале книжных серий 1920-х годов
Балина Марина (США, Университет Уэсли в Иллинойсе) Беспризорное детство в советской детской литературе 1920-х годов: к вопросу о жанровой специфике