Татьяна Тернопол
Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky
DOI: https://doi.org/10.31860/2304-5817-2021-2-20-110-128
Аннотация
Статья посвящена эволюции гендерных представлений в цикле повестей Кира Булычева о приключениях Алисы Селезневой. Автор статьи анализирует первые произведения об Алисе, написанные во второй половине 1960-х гг., и те, что были созданы в конце советской эпохи. В статье показано, что гендерные представления в алисиане опираются на реалии советского общества. Гендерные практики, отраженные в ранних произведениях, описывают дискриминацию женщин в профессиональной сфере, расширенное материнство, контакт «работающая мать». Гендерное равенство, которое должно будет наступить в будущем, воплощается в образах «вовлеченного отца» и карьерно-ориентированной матери Алисы, освобожденных от домашнего труда благодаря научно-техническому прогрессу и институтам «социальной заботы». Во второй половине 1980-х гг. под влиянием консервативного гендерного поворота в СССР гендерный порядок мира, описанного Булычевым в книгах об Алисе, изменяется. Традиционная женственность воплощается в образе инопланетянки Ирии Гай. Однокарьерная семья, которую создают Ирия и землянин Тадеуш, преподносится как идеальная модель семейной жизни. Новое восприятие гендерного контракта находит воплощение в образах Алисы и Пашки Гераскина: с началом пубертата Алиса демонстрирует традиционные женские качества, а Пашка — мужские. Распределение обязанностей на земле и в космосе начинает определяться патриархатным гендерным контрактом.
Ключевые слова: cоветская детская литература, Кир Булычев, Алиса
Селезнева, прекрасное далёко, советское общество, гендерные исследования