Почему у Жени Александровой и Лиды Зориной не может быть команды товарищей?


Ирина Савкина

Университет Тампере

DOI: https://doi.org/10.31860/2304-5817-2021-2-20-323-337

Аннотация
В статье рассматриваются два популярных советских произведения для подростков — повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» (1940) и трилогия Валентины Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи» (1947–1951), в которых подростковый коллектив изображается как школа дисциплины и лидерства. Основное внимание в статье сфокусировано на том, какие роли и почему в таких коллективах отводятся девочкам. Анализ текстов Гайдара и Осеевой позволяет прийти к следующим выводам: хотя советский подростковый коллектив допускает и даже предполагает участие девочек, их функции в составе команды специфичны и сводятся в основном к традиционным в патриархатном социуме женским ролям матери, помощницы, милосердной сестры и плакальщицы, поэтому девочки не могут претендовать на роль лидера в команде, состоящей из мальчиков и девочек. В произведениях, рассматриваемых в статье, девочки не командуют мальчиками, эта роль для них табуирована. В статье анализируются сюжетные ситуации, показывающие границы социализации девочек, очерчивающие сферы их влияния, сравниваются образы Жени Александровой, героини 1930-х гг., и Лиды Зориной, «звеньевой» 1940-х гг.

Ключевые слова: cоветская детская литература, коллективность, лидерство, гендерные роли, образы девочек, А. Гайдар, В. Осеева