Анна Димяненко
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
DOI: https://doi.org/10.31860/2304-5817-2021-2-20-7-16
Аннотация
Во вступительной статье анализируются материалы, выбранные для републикации в рубрике «Архив», сравниваются статьи критиков второй половины XIX в. и первой трети XX в. в оценке их влияния на гендерное разделение чтения мальчиков и девочек. Статьи М. К. Цебриковой «Чтение для подростков» (1888) и П. А. Рубцовой «Какие элементы литературного произведения выделяются детьми» (1929) посвящены исследованиям в сфере социологии чтения и анализу восприятия некоторых тем в детской литературе. Внимание критиков фокусируется на вопросах формированная круга чтения, читательской рецепции и характеристиках читателя, таких как возраст, пол, принадлежность к социальной среде, учебному заведению. Во вступлении комментируются подходы к регулированию детского чтения, отраженные в статьях А. Данилова, критика под псевдонимом Л., М. К. Цебриковой, И. Алешинцева. Приводятся некоторые результаты исследований чтения мальчиков и девочек, проводимых в 1920-х гг. сотрудниками Института по детскому чтению: количественные данные, характеризующие агентов влияния, формирующих репертуар детского чтения, а также особенности восприятия литературы детьми разного возраста и пола.
Ключевые слова: детская литература, гендер, социология чтения, М. К. Цебрикова, П. А. Рубцова