Журнал «Русская литература». 2025. № 1
Russkaia literature. 2025. № 1
DOI: 10.31860/0131-6095-2025-1-99-106
Ольга Александровна Линдеберг
научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Olga Aleksandrovna Lindeberg
Researcher, Institute of Russian Literature (Pushkinskij Dom), Russian Academy of Sciences
ORCID: 0000-0001-8737-618X
olinde08@gmail.com
CONCERNING THE PLAYWRITING OF A. M. REMIZOV. THE DRAMA OF ST. GEORGE THE BRAVE
В статье прослеживается история первой публикации пьесы «Действо о Георгии Храбром», основанная на переписке писателя с В. Я. Брюсовым, Р. В. Ивановым-Разумником и Е. А. Зноско-Боровским, изучается круг ее источников, а также рассказывается о работе композитора В. А. Сенилова над созданием одноименной оперы. Основу «Действа о Георгии Храбром» составили апокрифические сказания о мучениях св. Георгия и о св. Георгии и драконе (змее), нашедшие свое отражение также в русских духовных стихах. На конкретных примерах показано, что круг источников не исчерпывался трудами, приведенными писателем в примечаниях к пьесе. Для работы над произведением Ремизов привлекал такие издания, как «Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым», книгу Н. Е. Ончукова «Печорские былины», выпуски «Песен, собранных П. В. Киреевским» и др. Визуальным источником «Действа о Георгии Храбром» послужила икона с клеймами «Житие св. Георгия», которую Ремизов упоминал
в письме к И. А. Рязановскому.
Ключевые слова: А. М. Ремизов, И. А. Рязановский, Е. А. Зноско-Боровский, пьеса, св. Георгий, источники, былины, апокрифы.
The article traces the history of the first publication of the play The Drama of St. George the Brave, drawing on the writer’s correspondence with V. Ya. Bryusov, R. V. Ivanov-Razumnik and E. A. Znosko-Borovsky, analyzes its sources and outlines the efforts of the composer V. A. Senilov to compose the opera of the same name. The Drama of St. George the Brave is based on the apocryphal tales of the torment of St. George and of St. George and the Dragon (Serpent), that were also reflected in the Russian spiritual poems. Specific examples show that the sources were not limited to the works cited by the writer in his notes to the play. In his work, Remizov used the following sources: Arkhangelsk Epics and Historical Songs Collected by A. D. Grigoriev, N. E. Onchukov’s book Pechora Epics, various editions of the Songs Collected by P. V. Kireevsky, etc. The visual source for The Drama of St. George the Brave was the icon with the stamps The Life of St. George, mentioned by Remizov in a letter to I. A. Ryazanovsky.
Key words: A. M. Remizov, I. A. Ryazanovsky, E. A. Znosko-Borovsky, play, St. George, sources, epics, apocryphal.
Список литературы
1. Алпатов В. М. Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1956. Т. 12.
2. Брюсов В. Я. Переписка с А. М. Ремизовым (1902–1912) / Вступ. статья и комм. А. В. Лаврова; публ. С. С. Гречишкина, А. В. Лаврова и И. П. Якир // Лит. наследство. 1994. Т. 98. Кн. 2. Валерий Брюсов и его корреспонденты.
3. Волшебный мир Алексея Ремизова. Каталог выставки. Музей истории Санкт-Петербурга. СПб., 1992.
4. Грачева А. М. Алексей Ремизов и древнерусская культура. СПб., 2000.
5. Гречишкин С. С. Архив А. М. Ремизова // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1974 год. Л., 1976.
6. Лазарев В. Н. Новый памятник станковой живописи XII в. и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве // Византийский временник. М., 1953. Т. 6.
7. Письма Р. В. Иванова-Разумника к А. М. Ремизову (1908–1944 гг.) / Публ. Е. Р. Обатниной, В. Г. Белоуса и Ж. Шерона; вступ. заметка и комм. Е. Р. Обатниной и В. Г. Белоуса // Иванов-Разумник. Личность. Творчество. Роль в культуре: Публикации и исследования. СПб.,
1998. Вып. 2.
8. Полякова Е. И. Николай Рерих. М., 1973.
9. Ремизов А. М. Собр. соч. М., 2000. Т. 5. Взвихренная Русь.
10. Ремизов А. М. Собр. соч. СПб., 2000. Т. 8. Подстриженными глазами. Иверень.
11. Ремизов А. М. Собр. соч. СПб., 2016. Т. 12. Русалия.
References
1. Alpatov V. M. Obraz Georgiia-voina v iskusstve Vizantii i Drevnei Rusi // Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. M.; L., 1956. T. 12.
2. Briusov V. Ia. Perepiska s A. M. Remizovym (1902–1912) / Vstup. stat’ia i komm. A. V. Lavrova; publ. S. S. Grechishkina, A. V. Lavrova i I. P. Iakir // Lit. nasledstvo. 1994. T. 98. Kn. 2. Valerii Briusov i ego korrespondenty.
3. Gracheva A. M. Aleksei Remizov i drevnerusskaia kul’tura. SPb., 2000.
4. Grechishkin S. S. Arkhiv A. M. Remizova // Ezhegodnik Rukopisnogo otdela Pushkinskogo Doma na 1974 god. L., 1976.
5. Lazarev V. N. Novyi pamiatnik stankovoi zhivopisi XII v. i obraz Georgiia-voina v vizantiiskom i drevnerusskom iskusstve // Vizantiiskii vremennik. M., 1953. T. 6.
6. Pis’ma R. V. Ivanova-Razumnika k A. M. Remizovu (1908–1944 gg.) / Publ. E. R. Obatninoi, V. G. Belousa i Zh. Sherona; vstup. zametka i komm. E. R. Obatninoi i V. G. Belousa // Ivanov-Razumnik. Lichnost’. Tvorchestvo. Rol’ v kul’ture: Publikatsii i issledovaniia. SPb., 1998. Vyp. 2.
7. Poliakova E. I. Nikolai Rerikh. M., 1973.
8. Remizov A. M. Sobr. soch. M., 2000. T. 5. Vzvikhrennaia Rus’.
9. Remizov A. M. Sobr. soch. SPb., 2000. T. 8. Podstrizhennymi glazami. Iveren’.
10. Remizov A. M. Sobr. soch. SPb., 2016. T. 12. Rusaliia.
11. Volshebnyi mir Alekseia Remizova. Katalog vystavki. Muzei istorii Sankt-Peterburga. SPb., 1992.