Журнал «Русская литература». 2025. № 1
Russkaia literature. 2025. № 1
DOI: 10.31860/0131-6095-2025-1-89-99
Александр Васильевич Кубасов
профессор Уральского государственного педагогического университета
Alexander Vasilievich Kubasov
Professor, Ural State Pedagogical University
ORCID: 0000-0001-9074-1133
kubas2002@mail.ru
DIALOGUE WITH THE CLASSICS AND THE CONTEMPORARIES IN A. P. CHEKHOV’S SHORT STORY THE TEACHER OF LITERATURE
Рассказ «Учитель словесности» сложился из двух текстов, вначале отдельно напечатанных писателем в разных газетах, а затем соединенных в единое целое. Анализ рассказа строится на подходе к нему как двусоставному произведению, каждая часть которого относительно автономна и вместе с тем является органической частью целого. Причиной продолжения «Обывателей» стало путешествие Чехова на Сахалин и связанные с ним изменения в его миропонимании. Связи рассказа с классической и современной литературой отражены в скрытых отсылках к чужим произведениям. При этом А. П. Чехов не принуждает читателя к поиску интертекста, что позволяет интерпретировать рассказ как имманентно, так и в рамках широкого литературного контекста.
Ключевые слова: А. П. Чехов, диалогичность, Н. В. Гоголь, В. М. Гаршин, И. Л. Леонтьев-Щеглов, контекст, интертекст, «Учитель словесности», авторская позиция.
The short story The Teacher of Literature is a contamination of two texts, originally published separately in two different newspapers, and then combined into a whole. In this article, the story is treated as a two-part work, with each part being relatively autonomous and at the same time forming an organic contribution to the whole. The reason for expanding the story The Commoners was Chekhov’s trip to Sakhalin and the related significant changes in his worldview. The story’s literary links to the classics and the contemporaries are reflected in the hidden references to the other works of literature. Chekhov does not force the reader to go searching for a muted intertext, and thus his works can be interpreted both immanently and within a broader literary context.
Key words: A. P. Chekhov, dialogicity, N. V. Gogol, V. M. Garshin, I. L. Leontiev-Shcheglov, context, intertext, The Teacher of Literature, author’s position.
Список литературы
1. Ахметшин Р. Б. Литературоведческий смысл чеховских «Обывателей» // Вестник РУДН. Сер. Литературоведение. Журналистика. 2023. Т. 28. № 3.
2. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: В 14 т. [М.; Л.], 1938. Т. 3.
3. Головачева А. Г. «Если собака напишет талантливо…»: Гоголь в записных книжках Чехова // Головачева А. Г. Антон Чехов, писатель и читатель. М., 2023.
4. Из дневника И. Л. Щеглова // Лит. наследство. 1960. Т. 68. Чехов.
5. Из семейного альбома Шиловских. Старинные романсы для голоса в сопровождении фортепиано / Сост. Е. Л. Уколова. М., 1994.
6. Кубасов А. В. Трансформация биографического образа Марии Павловны Чеховой в литературной практике А. П. Чехова // Inskrypcje. 2021. R. IX. Z. 1 (16).
7. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. М., 2004. Т. 2, 3.
8. Полоцкая Э. А. А. П. Чехов. Движение художественной мысли. М., 1979.
9. Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. М., 1976. Т. 3, 4, 7.
10. Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 18 т. Т. 8, 13.
11. Шестов Л. Творчество из ничего (А. П. Чехов) // А. П. Чехов: Pro et contra. Творчество А. П. Чехова в русской мысли конца XIX — начала XX в. (1887–1914): Антология. СПб., 2002.
12. Щербинин Дж. де. Пушкинский подтекст в чеховском рассказе «Учитель словесности» // Чеховиана. Чехов и Пушкин. М., 1998.
13. Юрьев Ю. М. Записки: В 2 т. Л.; М., 1963. Т. 1 (сер. «Театральные мемуары»).
References
1. Akhmetshin R. B. Literaturovedcheskii smysl chekhovskikh «Obyvatelei» // Vestnik RUDN. Ser. Literaturovedenie. Zhurnalistika. 2023. T. 28. № 3.
2. Chekhov A. P. Poln. sobr. soch. i pisem: V 30 t. Pis’ma: V 12 t. M., 1976. T. 3, 4, 7.
3. Chekhov A. P. Poln. sobr. soch. i pisem: V 30 t. Soch.: V 18 t. T. 8, 13.
4. Gogol’ N. V. Poln. sobr. soch.: V 14 t. [M.; L.], 1938. T. 3.
5. Golovacheva A. G. «Esli sobaka napishet talantlivo…»: Gogol’ v zapisnykh knizhkakh Chekhova // Golovacheva A. G. Anton Chekhov, pisatel’ i chitatel’. M., 2023.
6. Iur’ev Iu. M. Zapiski: V 2 t. L.; M., 1963. T. 1 (ser. «Teatral’nye memuary»).
7. Iz dnevnika I. L. Shcheglova // Lit. nasledstvo. 1960. T. 68. Chekhov.
8. Iz semeinogo al’boma Shilovskikh. Starinnye romansy dlia golosa v soprovozhdenii fortepiano / Sost. E. L. Ukolova. M., 1994.
9. Kubasov A. V. Transformatsiia biograficheskogo obraza Marii Pavlovny Chekhovoi v literaturnoi praktike A. P. Chekhova // Inskrypcje. 2021. R. IX. Z. 1 (16).
10. Letopis’ zhizni i tvorchestva A. P. Chekhova. M., 2004. T. 2, 3.
11. Polotskaia E. A. A. P. Chekhov. Dvizhenie khudozhestvennoi mysli. M., 1979.
12. Shcherbinin Dzh. de. Pushkinskii podtekst v chekhovskom rasskaze «Uchitel’ slovesnosti» // Chekhoviana. Chekhov i Pushkin. M., 1998.
13. Shestov L. Tvorchestvo iz nichego (A. P. Chekhov) // A. P. Chekhov: Pro et contra. Tvorchestvo A. P. Chekhova v russkoi mysli kontsa XIX — nachala XX v. (1887–1914): Antologiia. SPb., 2002.