«Люди незнаемые»: этапы и механизмы сложения культурной географии в русской литературе XII–XX веков

Руководитель: Багно Всеволод Евгеньевич, доктор филологических наук

Аннотация
В центре исследования находятся тексты русской литературы, связанные с опытом перемещения в «другое пространство», отличающееся от привычного прежде всего тем, что в нем происходит столкновение и взаимодействие с «людьми незнаемыми» – принадлежащими к другому этносу, вере, находящимися в заметно другом бытовом окружении, обладающими другим жизненным и духовным опытом. Самый распространенный способ такого перемещения – это путешествие, с давних времен ставшее предметом описания. Русская литература накопила достаточно свидетельств переживания подобного опыта в ситуациях, когда передвижение в географическом пространстве сопровождается особыми обстоятельствами. Во-первых, это ситуация фронтира: деятельность первопроходцев, расширяющих пределы «культурного мира» для своего народа или сообщества, освещается ими самими или их хроникерами в текстах, современных самим событиям либо написанных позже. В этой области можно констатировать ситуацию «повторного открытия»: русская культура знакомилась с народами и землями к востоку от европейской части России в несколько этапов, от полулегендарных летописных известий до отчетов естествоиспытателей, и каждый раз на новых основаниях, при этом предыдущие результаты не отменялись, продолжая жить в сознании. Во-вторых, это переживание опыта межэтнических и межконфессиональных контактов в ситуации насильственного заключения (тюрьмы, каторги, ссылки, концлагеря). Несмотря на наличие в древнерусской традиции отдельных текстов, написанных с этой позиции («Моление Даниила Заточника», послания Аввакума и его сподвижников), на середину XIX века приходится формирование «путешествия заключенного» как типа повествования, получившего развитие в XX веке. Черты новых психологических закономерностей, обнаруживаемые в «лагерной прозе» с особой остротой, связаны в том числе с представлениями о пространстве, родившимися задолго до этого. В-третьих, путешествие «русского европейца» в публицистике и эстетической эссеистике, в дневниках и мемуарах, начавшееся при Н. М. Карамзине и продолжавшееся до 1917 года, за внешней бесконфликтностью скрывает часто яростное столкновение позиций и внутренний конфликт, причиной чему является самый тип повествователя, имеющего двойственную природу. Наконец, можно проследить, как под влиянием военных конфликтов в текстах, посвященных участвующим в них народам и странам, возникает диалог культур и формирование национальной самоидентификации. Результаты этого процесса оказываются порой весьма неожиданными в те периоды, когда вовлеченность в события авторов произведений усиливает их стремление к культурному равновесию. Особо стоит «путешествие воображения», когда мы имеем дело с описанием опыта перемещения в другое пространство, взаимодействия с иным сознанием без путешествия в реальности (у древнерусских книжников, вставлявших в летопись фрагменты о далеких странах, в которых они никогда не бывали, или в творческом сознании Пушкина, откликавшимся на реальность, отраженную в книгах из его личной библиотеки). Но даже воображаемые «путешественники» опираются на свидетельства, достойные доверия с их точки зрения – тем самым верифицируя свой опыт, становящийся реальным фактом культурной географии. Наше исследование направлено на то, чтобы изучив названные группы текстов как в широком поле обобщения, так и на конкретном материале не вводившихся в научный оборот текстов периодической печати, архивных документов, вывести закономерности, касающиеся механизмов межкультурного взаимодействия, и выявить основные этапы непрерывно ведущегося в литературе диалога, осмысление которого как никогда важно для самоидентификации русской культуры. Межэтнические и межконфессиональные взаимодействия изучаются преимущественно социальными науками. В ходе опыта историко-литературного изучения мы стремимся показать непрерывность русской культуры, преемственность древнерусской и новой русской литературы и взаимосвязанность литературных явлений, участвующих в становлении культурной географии.

Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта будет создано целостное описание динамической системы формирования культурно-географических представлений, выраженных в русской литературе на протяжении XII–XX веков. В каждой из обозначенных нами сфер изображения межэтнического и межконфессионального взаимодействия в литературе происходила своя эволюция, при этом наблюдается взаимовлияние текстов, созданных в русле разных традиций. Задачи подобного масштаба не решались литературоведением, ими занимались в рамках других дисциплин: антропологии, истории идей и др. Общие результаты и выводы исследования будут представлены в блоке статей, посвященном проблематике проекта, в подготовленной к печати коллективной монографии (или сборнике статей монографического типа), а также в докладах на научных конференциях. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке новых критических изданий литературных памятников, написании монографий и учебных пособий по литературоведению, истории, источниковедению, историографии, истории русского языка. Результаты научной работы могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов в области филологии (русский язык и литература, славянские языки и литературы), истории (отечественная история, всемирная история, источниковедение, история культуры). Результаты исследования могут быть использованы при подготовке выставок и постоянных экспозиций в краеведческих и литературных музеях.

Мероприятия проекта
В рамках конференции 27 сентября 2024 г. был проведен Круглый стол, посвященный тематике проекта: «Люди незнаемые»: культурная география в русской литературе XII–XX веков. Программа