Автописьмо Елены Шварц и гендерный трикстеризм: несколько замечаний к проблеме субверсии гендерного режима в советской культуре


Словесность и история. № 3. 2024

Slovesnost’ i Istoriia № 3. 2024

DOI 10.31860/2712-7591-2024-3-176-185

Гришечкина Елизавета Александровна
магистрант Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург)

eagrishechkina@edu.hse.ru

Резюме
Статья представляет собой попытку гендерно ориентированного прочтения дневников ленинградской неподцензурной поэтессы Елены Шварц и сборников ее автобиографических эссе («Видимая сторона жизни», «Определение в дурную погоду»). В них поэтесса производит трансгрессию собственной гендерной идентичности и сексуальности. Шварц «разыгрывает» маскулинную идентичность, осуществляя традиционно мужские бытовые практики и дискурсивно подчеркивая в текстах их осуществление. Как представляется, подобные перформативные практики тесно связаны для нее с идеей перехвата символической власти внутри неофициального творческого сообщества. Вместе с тем более интимное осмысление собственной поэтической идентичности происходит через семантическую сцепку «женское» — «творческое» — «сакральное», пролегающую через женскую телесность. Помимо этого, «женский» опыт для Шварц — это опыт, дающий возможность прикоснуться к утерянным отношениям с матерью после ее смерти, что делает его если не сакральным, то как минимум трансцендентным. Нередуцируемость субъектности Шварц к любым застывшим идентификационным моделям возможно определить как гендерный трикстеризм. Осуществляя дискурсивный разрыв, не выбирая окончательно ни один из традиционных гендерных образцов, Шварц «расшатывает» господствующий гендерный дискурс. Подобная трансгрессия позволяет ей стать «женщиной-исключением» внутри неофициального сообщества. Шварц проблематизирует советский гендерный порядок и во многом изменяет сложившиеся практики саморепрезентации женщин-творцов.

Ключевые слова: Елена Шварц, автодокументальные тексты, советская неофициальная культура, гендерный режим, гендерная трансгрессия, гендерная субверсияАвтописьмо Елены Шварц и гендерный трикстеризм 177

Elizaveta A. Grishechkina
National Research University Higher School of Economics, St. Petersburg, Russia

ELENA SCHWARTZ’S AUTODOCUMENTARY TEXTS AND GENDER TRICKSTERISM: A FEW REMARKS ON THE PROBLEM OF THE SUBVERSION OF THE GENDER REGIME IN SOVIET CULTURE

Abstract
This article explores the gender dynamics in the diaries and autobiographical essays of the Leningrad underground poet Elena Schwartz (The Visible Side of Life, Definition while the Weather is Bad). Schwartz transgresses her own gender identity by adopting masculine roles and practices both in her life and in her writing. This way she challenges the symbolic power structures within her community. Simultaneously, her poetic identity is tied to the feminine, creative, and sacred, with particular focus on female physicality and the transcendental connection to her late mother. Schwartz’s subjectivity defies fixed gender models but embodies a form of gender tricksterism that disrupts dominant gender discourse. Her refusal to adhere to traditional gender roles enables her to stand out as an exception among women in the underground scene and thus challenges Soviet-era gender norms and redefines female self-representation.

Keywords: Elena Schwartz, autodocumentary texts, Soviet underground culture, gender regime, gender transgression, gender subversion