Житие Прокопия Устюжского в редакции Четьих Миней Димитрия Ростовского


Словесность и история. № 2. 2024

Slovesnost’ i Istoriia № 2. 2024

DOI 10.31860/2712-7591-2024-2-87-102

Федотова Марина Анатольевна
ведущий научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург)
fedotova_m@mail.ru

Резюме
В статье рассмотрена редакция Жития святого Прокопия, устюжского юродивого, написанная Димитрием Ростовским для «Книги житий святых» (Четьих Миней). Главным источником редакции был Пролог, давший композиционную основу сочинению Димитрия. Однако в стилистическом плане текст Димитрия значительно отличается от проложного жития: святитель искусно пересказал его, лишь изредка заимствуя фразы из Пролога. Вторым источником для редакции Димитрия Ростовского было Пространное житие Прокопия Устюжского, о чем свидетельствует наличие в тексте Димитрия эпизодов, отсутствующих в проложном тексте и имеющихся только в пространном. Редакция Димитрия Ростовского была достаточно популярна и имела устойчивую рукописную традицию: она не только читается в списках его знаменитых Четьих Миней, но и переписывалась в составе агиографических сборников, на ее основе создавались другие редакции. В статье приводится пример месяцесловной редакции, созданной неизвестным книжником, ее текст публикуется в Приложении.

Ключевые слова: Прокопий Устюжский, Димитрий Ростовский, Четьи Минеи, Пролог, агиография, источники

Marina A. Fedotova
Institute of Russian Literature (Pushkinskii Dom) of the Russian Academy of Sciences St. Petersburg, Russia

THE LIFE OF SAINT PROKOPII OF USTIUG IN THE MENAION READER OF DIMITRII OF ROSTOV

Abstract
This study analyzes the redaction of the Life of Saint Prokopii, a holy fool from Ustiug, that was written by Dimitrii of Rostov for his Book of the Lives of Saints (Cheti Minei). The main source for this redaction was the Life of Prokopii of Ustiug from the Prologue (Synaxarion). It provided the main outline for Dimitrii’s work, but its style is different. Dimitrii retold the Prologue text skillfully and only occasionally borrowed some phrases from it. His second source was the expanded redaction of the Life of Prokopii of Ustiug. Dimitrii’s text contains some episodes that are found only in this expanded redaction. Dimitrii’s redaction of the Life of Prokopii of Ustiug was quite popular, as is evidenced by its steady and strong manuscript tradition. It is found not only in manuscript copies of his famous Cheti Minei but also in different hagiographic miscellanies. Several later redactions of the Life of Prokopii were based on it as well. An example of the Menologion redaction by an unknown bookman is published in an appendix to the article.

Keywords: Prokopii of Ustiug, Dimitrii of Rostov, Menaion Reader of Dimitrii of Rostov, Cheti Minei, Prologue, hagiography, sources