Роль цикла «Чемодан» в эволюции поэтики С. Д. Довлатова


Журнал «Русская литература». 2022. № 4

Russkaia literatura. 2022. № 4

DOI: 10.31860/0131-6095-2022-4-261-271

Дмитрий Кириллович Баранов
ассистент кафедры филологии Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого

Dmitrii Kirillovich Baranov
Assistant, Department of Philology, Yaroslav the Wise Novgorod State University

ORCID: 0000-0001-5517-3994

baranovdk@gmail.com

THE ROLE OF THE CYCLE THE SUITCASE IN THE EVOLUTION OF S. D. DOVLATOV’S POETICS

В цикле «Чемодан» центральная довлатовская проблематика (несовпадение означающего и означаемого) реализуется не на уровне изображенного мира, как в ранней прозе, а на уровне речи повествователя: формальная «тема» никогда не соответствует реальному «содержанию». Когда читатель ощущает эстетическое воздействие («смысл» художественного текста), несмотря на вводящую в заблуждение речь рассказчика, он тем самым преодолевает коммуникативный барьер — это как раз тот эффект, которого хочет добиться Довлатов.

Ключевые слова: С. Д. Довлатов, нарратология, рецептивная эстетика, игра с читателем, коммуникация «читатель–текст».

In The Suitcase, the central subject of Dovlatov’s prose (the clash between form and meaning) manifests itself both on the level of the depicted world, as in his early prose, and on the level of the narrator’s parlance: the formal «theme» never corresponds to the actual «content», «meaning». As the reader enjoys the aesthetic experience («meaning» of the literary text), despite the narrator’s misleading parlance, he thereby crosses the communicative barrier, and this is exactly the effect that Dovlatov wants to achieve.

Key words: S. D. Dovlatov, narratology, receptive aesthetics, playing with the reader, reader–text communication.

Список литературы

  1. Баранов Д. К. Проблемы коммуникации в прозе Саши Соколова и Сергея Довлатова. Дис. … канд. филол. наук. СПб., 2019.
  2. Баранов Д. К. С. Д. Довлатов и диссидентство: к вопросу о взаимосвязях // Русская литература. 2018. № 4.
  3. Давлетшина С. Р. Функция иронии в прозе С. Д. Довлатова // Уральский филологический вестник. Сер. «Драфт: молодая наука». 2017. № 5.
  4. Доброзракова Г. А . Интертекстуальные связи повести С. Довлатова «Чемодан» с произведениями русской классической литературы XX–XXI веков // Известия Саратовского ун-та. 2011. Т. 11. Сер. Филология. Журналистика. Вып. 1.
  5. Довлатов С. Д. Собр. соч.: В 4 т. СПб., 2010. Т. 1–4.
  6. Егорова Е. Н. Вещь как ключ к воспоминанию (культурно-семантический анализ произведения «Чемодан» С. Д. Довлатова) // Вестник славянских культур. 2018. Т. 48.
  7. Погосян Н. В. Эстетическая коммуникация «автор-читатель» в книге С. Довлатова «Чемодан» // Преподаватель. XXI век. 2012. № 1–2.
  8. Сухих И. Н. Сергей Довлатов: время, место, судьба. СПб., 2006.

References

  1. Baranov D. K. Problemy kommunikatsii v proze Sashi Sokolova i Sergeia Dovlatova. Dis. … kand. filol. nauk. SPb., 2019.
  2. Baranov D. K. S. D. Dovlatov i dissidentstvo: k voprosu o vzaimosviaziakh // Russkaia literatura. 2018. № 4.
  3. Davletshina S. R. Funktsiia ironii v proze S. D. Dovlatova // Ural’skii filologicheskii vestnik. Ser. «Draft: molodaia nauka». 2017. № 5.
  4. Dobrozrakova G. A. Intertekstual’nye sviazi povesti S. Dovlatova «Chemodan» s proizvedeniiami russkoi klassicheskoi literatury XX–XXI vekov // Izvestiia Saratovskogo un-ta. 2011. T. 11. Ser. Filologiia. Zhurnalistika. Vyp. 1.
  5. Dovlatov S. D. Sobr. soch.: V 4 t. SPb., 2010. T. 1–4.
  6. Egorova E. N. Veshch’ kak kliuch k vospominaniiu (kul’turno-semanticheskii analiz proizvedeniia «Chemodan» S. D. Dovlatova) // Vestnik slavianskikh kul’tur. 2018. T. 48.
  7. Pogosian N. V. Esteticheskaia kommunikatsiia «avtor-chitatel’» v knige S. Dovlatova «Chemodan» // Prepodavatel’. XXI vek. 2012. № 1–2.
  8. Sukhikh I. N. Sergei Dovlatov: vremia, mesto, sud’ba. SPb., 2006.