Научная деятельность | Список трудов I Архивные фотоматериалы
О ПУШКИНОВЕДЧЕСКИХ РАБОТАХ Н. В. ИЗМАЙЛОВА
Николай Васильевич Измайлов (1893—1981) был одним из виднейших пушкинистов старшего поколения. Его занятия Пушкиным начались в 1913—1914 гг. в известном семинарии С. А. Венгерова, где он прочел свою исследовательскую работу — «Пушкин и кружок московских любомудров». Окончив в 1918 г. историко-филологический факультет Петроградского университета, Н. В. Измайлов был оставлен С. А. Венгеровым при кафедре русской литературы; одновременно он являлся слушателем Архивных курсов при Петроградском археологическом институте и заведующим отделом 1-го отделения IV секции Главархива. Уже в эти годы закладывается, таким образом, основа многочисленных последующих работ Н. В. Измайлова, опирающихся на изучение рукописных фондов. В 1921 г. он — ученый хранитель рукописей, а с 1924 г. — заведующий Рукописным отделом Пушкинского Дома при Российской Академии наук. Он принимает ближайшее участие в издании творческого и эпистолярного наследия А. Н. Островского, А. А. Бестужева, но в центре его внимания продолжает оставаться Пушкин и его ближайшая литературная среда. Уже первые печатные труды Н. В. Измайлова, посвященные лицейскому литературному творчеству, представляют собой образцовый по своей филологической культуре синтез текстологических, архивоведческих, биографических и историко-литературных разысканий, который станет в дальнейшем излюбленным жанром ученого. В середине 1920-х годов предметом его специального интереса становится и биография Пушкина; совместно с Б. Л. Модзалевским Н. В. Измайлов выпускает в свет популярный очерк жизни и творчества поэта и принимает участие в издании «Писем» (т. I и II, 1926—1928) — уникальной по своему фактическому богатству работы Б. Л. Модзалевского. Плодом этого неослабевающего интереса были последующие комментарии и биографические работы Н. В. Измайлова: комментарии к новонайденным письмам Пушкина к Е. М. Хитрово (1927), статьи «Пушкин и Е. М. Хитрова» (1927), «“Роман на Кавказских водах” — невыполненный замысел Пушкина» (1928), работы о письмах Пушкина к Л. Геккерну (1936, 1969), о Пушкине и салоне Карамзиных (1960), наконец редактирование томов переписки Пушкина в академическом собрании сочинений и книги «Пушкин. Письма последних лет (1834—1837)», завершающей прерванное издание Б. Л. и Л. Б. Модзалевских (1969).
Однако самым значительным научным достижением Н. В. Измайлова в 1920—1930-е годы была выработка новых методов текстологического исследования рукописи, осуществленная им, Б. В. Томашевским и С. М. Бонди и положившая основание современной текстологии. В процессе подготовки к печати пушкинских рукописей из «Онегинского» и «Майковского» собраний (1922, 1928—1929) стало очевидно, что старый «транскрипционный» метод издания черновиков исчерпал себя, что авторская рукопись есть не статическая величина, а процесс, разложимый во времени и требующий аналитического подхода. Это новое понимание исходных принципов текстологического изучения легло в основу шестнадцатитомного «большого» академического издания Пушкина, с которого начался новый этап развития текстологии как науки. Для этого издания Н. В. Измайлов подготовил тексты «Полтавы», «Медного всадника» (вместе с С. М. Бонди), ряда лирических стихотворений и писем; на основе этих работ возникли затем его статьи об «Анчаре» (1927), «Осени» (1974) и монографические исследования о «Полтаве» и «Медном всаднике». В 1960-е годы ученый обращается и к анализу практического и теоретического опыта 16-томного собрания сочинений Пушкина в целом, исподволь разрабатывая пути подхода к новому академическому, широко комментированному изданию; так появляется серия его работ по истории текстологического изучения Пушкина (1966), по истории самого академического издания (1974) и специальная статья, обосновывающая принципы будущего собрания сочинений (1979).
С сентября 1941 г. Н. В. Измайлов находится в г. Чкалове (Оренбурге). Он читает лекции в Чкаловском педагогическом институте, выступает в печати, участвует в работе писательской организации. При этом он не оставляет занятий Пушкиным. В Оренбурге, в местах, по которым прошло пугачевское восстание, он получает точное знание географических и исторических реалий крестьянской войны, на которые накладывалась канва и пушкинской биографии. Возникает замысел работ об «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке». Н. В. Измайлов изучает архивные фонды — оренбургского генерал-губернатора И. А. Рейнсдорпа и дела секретной экспедиции Государственной военной коллегии об «известном злодее» Пугачеве, прослеживая главную линию «пугачевских» разысканий Пушкина. Особое внимание он обращает на устное предание, которым широко пользовался Пушкин, нередко отдавая ему предпочтение перед официальным письменным источником. Этот вывод, обоснованный Н. В. Измайловым в статьях, сложившихся в своей основе еще в оренбургский период («Оренбургские материалы Пушкина для “Истории Пугачева” и “Капитанской дочки”», 1953; «Об архивных материалах Пушкина для “Истории Пугачева”», 1960), был чрезвычайно существен для уяснения творческого метода Пушкина как историка и художника.
В 1953 г. Н. В. Измайлов вернулся в Ленинград, проработав в Оренбурге двенадцать лет. С 1955 г. он — старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, с 1957 г. — заведующий его Рукописным отделом. В 1963 г. ему присваивается ученая степень доктора филологических наук по совокупности трудов.
Это последнее двадцатилетие творческой деятельности ученого было исключительным по плодотворности и многообразию. Не оставляя занятий Пушкиным, Н. В. Измайлов принимает ближайшее участие в работе над фундаментальными собраниями сочинений и писем И. С. Тургенева (т. I—XV — Сочинения; т. I—XIII — Письма, 1960—1968), углубленно занимается творчеством Жуковского. Пушкинист по преимуществу, Н. В. Измайлов всегда оставался, в широком смысле слова исследователем русской литературы. В пушкиноведческих же его работах последних лет, помимо отмеченных выше тем, особое место заняло изучение зрелой лирики Пушкина, интересовавшей его еще со времени работы в академическом издании. В 1952 г. вышла в свет статья Н. В. Измайлова «Мицкевич в стихах Пушкина» — наиболее убедительная в настоящее время интерпретация стихотворения «В прохладе сладостной фонтанов»; за ней последовали статьи о «Мирской власти» (1958), об «Осени» и одна из самых значительных работ ученого — о лирических циклах Пушкина 1830-х годов, устанавливающая связи и творческие тенденции в позднем лирическом наследии Пушкина (1958). В 1974 г. по его инициативе и под его редакцией вышел сборник «Стихотворения Пушкина 1820—1830-х годов», посвященный изучению творческой истории 22 лирических произведений Пушкина.
В 1975 г. выходит в свет книга Н. В. Измайлова «Очерки творчества Пушкина», включившая избранные работы 1926—1975 гг. и написанную заново статью о «Полтаве» — результат многолетних исследований, единственный в пушкиноведческой литературе столь подробный и документированный монографический очерк творческой истории и проблематики одного из значительнейших созданий Пушкина. Не будучи формально монографической работой, «Очерки творчества Пушкина» демонстрировали ту целостность и единство исследовательского подхода, которые не могли быть достигнуты ни строгим отбором, ни даже целенаправленной переработкой статей, но были естественным следствием всегда присущей Н. В. Измайлову монистичности научного мышления. Каждая из статей, составляющих книгу, отмечена той характерной синтетичностью охвата проблемы, о которой мы уже упоминали в связи с первыми работами Н. В. Измайлова, — единством текстологического, биографического, историко-литературного методов изучения. Представляя итог пятидесятилетнего изучения целого ряда пушкиноведческих проблем, книга Н. В. Измайлова была одним из наиболее выдающихся событий в пушкиноведении.
Есть, однако, своя закономерность в том, что из этих проблем выделилась одна и что этой одной проблеме была посвящена вторая итоговая работа Н. В. Измайлова. Мы имеем в виду труд, посвященный «Медному всаднику» — «самому вершинному произведению в ряду поэм» Пушкина, «да и во всем его поэтическом творчестве», как определял его сам Н. В. Измайлов. Над историей этого произведения ученый, как мы уже упоминали, начинал работать еще в конце 1920-х годов, когда им был произведен пересмотр всего сохранившегося фонда автографов и установлено соотношение между «Медным всадником» и «Езерским»; в дальнейшем эти исследования были развиты и частью уточнены С. М. Бонди и О. С. Соловьевой, а также и самим Н. В. Измайловым в процессе подготовки (совместно с С. М. Бонди) текста поэмы для академического издания Пушкина. Из многолетних разысканий в области текста, творческой истории и художественной проблематики «Медного всадника» выросло подготовленное Н. В. Измайловым издание поэмы в серии «Литературные памятники», с обширной монографической вступительной статьей, которая, как и статья о «Полтаве», является в настоящее время наиболее всесторонним и фундаментальным исследованием пушкинского шедевра. В 1980 г. «Очерки творчества Пушкина» и издание «Медного всадника» были удостоены высшей академической филологической награды — Пушкинской премии АН СССР.
В это время Н. В. Измайлову было уже более 85 лет. Возраст, однако, не остановил его творческой работы: наряду с подготовкой издания поэмы он продолжал участвовать в редакционных коллегиях изданий Пушкинского Дома, консультировать, руководить аспирантами. Его творческая деятельность продолжалась до последних месяцев жизни.
Научное творчество Н. В. Измайлова — органическая, неотъемлемая и необходимая часть современного литературоведения. С ним привыкли связывать понятие «академичности» в лучшем смысле этого слова — как синонима эрудиции, точности, высокого уровня филологической культуры. Его наследие осуществляет в то же время живую преемственную связь современной науки с лучшими традициями русской науки о литературе, составляющими ее классический фонд.
В. В.
(По изд.: Пушкин. Исследования и материалы.
Л.: Наука, 1983. Т. XI. С. 336-338).