Гендер, телесность и болезнь в современной детской литературе


Катя Сенне

Университет Клермон Овернь

DOI: https://doi.org/10.31860/2304-5817-2021-2-20-129-154

Аннотация
Для современного российского общества тема детской болезни и инвалидности остается одной из самых проблематичных и табуированных. В предлагаемом исследовании на примере современной русской детской литературы прослеживается эволюция сюжета о детских заболеваниях и травмах через призму культурных репрезентаций маскулинности и феминности, а также обращается внимание на кросс-гендерные стратегии поведения ребенка в ситуации травмы, болезни или инвалидности как своей, так чужой. В советский период официальный дискурс инвалидности делал акцент на телесных увечьях и, как следствие, на недееспособности представителей данной категории быть полноправными членами общества, вне зависимости от пола.
В XXI в. культурные установки относительно инвалидности претерпевают значительные изменения, что находит отражение и в литературной рефлексии. В статье ставится вопрос о том, какие стратегии преодоления/проживания инвалидности предлагает современная детская литература, как инвалидность персонажа коррелирует с его полом и гендерными установками общества. Делается акцент на том, каким образом понятия о феминности и маскулинности, транслируемые детской литературой, позволяют переосмыслить и расширить восприятие инвалидности ребенка.

Ключевые слова: инвалидность, травма, болезнь, инвалидизм, гендер, маскулинность, феминность