«…Рука правая лежитъ на персехъ согбенна, яко благословящая…». Легенды о благословляющей деснице святого в контексте борьбы официальной церкви со старообрядцами


Словесность и история. № 4. 2020

Slovesnost’ i Istoriia № 4. 2020

DOI 10.31860/2712-7591-2020-4-51-69

Семячко Светлана Алексеевна
д-р филол. наук, ведущий научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, профессор кафедры истории западноевропейской и русской культуры Санкт-Петербургского гос. университета

svetlanasm08@mail.ru

Резюме
В статье рассмотрена ранняя история культов свв. Анны Кашинской и Евфимия Архангелогородского, почитание которых началось в конце 40-х гг. XVII в. и получило новое наполнение после церковного раскола. В центре внимания автора статьи история возникновения легенд о том, что святые покоятся во гробе с десницей, являющей двуперстие. Материалом послужили агиографические сочинения, посвященные этим святым, акты, документы церковных соборов, иконографические памятники. На основании их анализа был сделан вывод об устном происхождении легенд в первое пореформенное время в среде противников никоновских реформ.

Ключевые слова: церковный раскол, почитание святых, Анна Кашинская, Евфимий Архангелогородский, устная легенда, двуперстие

Svetlana A. Semiachko

“THE RIGHT HAND IS LYING ON THE CHEST, AS IF BLESSING…” LEGENDS OF THE BLESSING HAND OF A SAINT IN THE CONTEXT OF THE STRUGGLE OF THE OFFICIAL RUSSIAN CHURCH WITH THE OLD BELIEVERS

Abstract
The article examines the early history of Anna of Kashin and Euthymius of Arkhangelsk’s cults. Their veneration began at the end of the 1640s and acquired new content several decades later, after the Russian Church schism. The author of the article focuses on the origin of the legends, according to which the saints rest in their tombs with fingers of their right hands positioned as if they were making a two-finger sign of the cross. The study is based on hagiographic texts dedicated to these saints, legislative acts, documents of church councils, and icons. The author comes to the conclusion that the legends had oral roots and originated among the opponents of Nikon’s reforms in the early post-reform period.

Keywords: Russian Church schism, veneration of saints, Anna of Kashin, Euthymius of Arkhangelsk, oral legend, two-finger sign of the cross