Элементы мифологической прозы в жизни и творчестве Ефима Честнякова


Словесность и история. № 2. 2020

Slovesnost’ i Istoriia № 2. 2020

DOI 10.31860/2712-7591-2020-2-126-145

Самоделова Елена Александровна
д-р филол. наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН (Москва)

helsa@rambler.ru

Резюме
Ефим Честняков (Е. В. Самойлов, 1874–1961) — учитель народных училищ, писатель и художник, создатель театра кукол для детей, деревенский житель Костромской губернии. Он являлся носителем локальной фольклорной традиции Кологривского уезда и знатоком русского фольклора, почерпнутого из научных монографий и антологий. В статье поставлены задачи — найти в творчестве и биографии Честнякова персонажи и сюжеты народной мифологии, понять механизмы их перехода из сферы фольклора в область художественной литературы и живописи, определить особенности их трансформации в индивидуальном творчестве. Использованы филологические методы поиска мифологических прототипов и жанровых структур в фольклоре Костромской губернии и сопоставления их с похожими персонажами и сюжетными линиями Честнякова. Для этого привлечены фольклорные материалы из «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева рубежа XIX–XX вв. и данные «Словаря русских народных говоров». Сведения из словаря древнерусского языка показывают историческую глубину ряда мифологических персонажей, давность их запечатления в летописях и деловых документах, в художественной литературе. Некоторые мифологические персонажи носят диалектные имена и характерны для определенной географической зоны (преимущественно Верхне-Волжского региона и Русского Севера). Ряд персонажей обладают неоднородной жанровой природой, располагаются на пограничье сказок и несказочной прозы, календарного фольклора, примет и поговорок, проклятий и божбы, имеют этнографические свойства героев народного праздничного ряженья. Результаты исследования показали множество мифологических компонентов, равно характерных для русской мифологии и авторского творчества Честнякова.

Ключевые слова: мифология у Честнякова, фольклор Костромской губернии, персонажи быличек и поверий, Вихрь, Лизун, ляд, Тетеревиный Король

Elena A. Samodelova

ELEMENTS OF MYTHOLOGICAL PROSE IN THE LIFE AND WORKS OF EFIM CHESTNYAKOV

Abstract
Efim Chestnyakov (Evfimy Vasilievich Samoilov, 1874-1961) was a public school teacher, writ-er and artist, founder of a puppet theater for children, and a country dweller of the Kostro-ma region. Deriving his knowledge from scholarly monographs and anthologies, he was a conveyer of the folk traditions of the Kologriv district and a connoisseur of Russian folklore. The article aims to discover characters and topics of popular mythology in Chestnyakov’s works and life, to discern means of their transposition from folklore to fiction and painting, and to determine the peculiarities of their transformation in the work of this author. The study employs philological methods to find mythological prototypes and genre structures in the folklore of Kostroma region and to compare them with similar persons and plot lines in Chestnyakov’s works. The research is based on the folklore materials collected by the Tenishev Ethnographic Bureau at the end of the 19th – beginning of the 20th century and on data from the Dictionary of Russian Dialects. As the Dictionary of Old Russian shows, a number of mythological characters came down from ancient times and were recorded in early chronicles and documents. Some mythological characters have dialect names and are peculiar to the specific geographic area – mainly to the upper Volga region and the Russian North. A number of characters possess mixed genre features that put them on the border of fairy tales and mythological prose, calendar folklore, omens and sayings, curses and swearing. Some have properties peculiar to characters of festive mumming. The research reveals a multitude of mythological components equally characteristic of Russian mythology and Chestnyakov’s works.

Keywords: Efim Chestnyakov, mythology, folklore of Kostroma region, characters of bylichka and popular beliefs, Whirlwind, Licker, Liad (swamp demon), Black Grouse King