Два лика «цинического реалиста» В. П. Буренина


Словесность и история. № 4. 2021

Slovesnost’ i Istoriia № 4. 2021

DOI 10.31860/2712-7591-2021-4-36-58

Фатеев Валерий Александрович
канд. филол. наук, эксперт Издательства «Пушкинский Дом» (Санкт-Петербург)

vfateyev@gmail.com

Резюме
Статья посвящена исследованию личности и критических воззрений В. П. Буренина (1841–1926), фельетониста, сатирика и пародиста второй половины XIX и начала ХХ в. Отмечается, что в творческом наследии этого сатирика с репутацией бульварного и к тому же реакционного критика имеется и немалое количество серьезных критических этюдов, которые до сих пор изучены недостаточно. Начинал Буренин свою деятельность в оппозиционных изданиях, преимущественно в «Санкт-Петербургских ведомостях», уже тогда печатно декларируя свой метод «цинического реализма». Репутация циничного бульварного журналиста, не брезгующего переходом на личности, окончательно сложилась у Буренина в период сотрудничества в популярной консервативной газете «Новое время» (1875–1917), издававшейся А. С. Сувориным при активном участии Буренина. Этот период творчества отмечен существенным отходом от прежних либеральных взглядов, в результате чего творческий портрет Буренина обретает двойственные черты. Ярким примером радикального изменения воззрений Буренина стали противоположные оценки нововременским критиком творчества Н. Н. Страхова. Если в 1860-е гг. сатирик-нигилист низвергал на консервативного критика свои насмешливые фельетоны, воспринимая его как идейного противника, то в 1880-е и 1890-е гг. он активно выступал в защиту критика-почвенника, сам находясь отчасти под влиянием идеологии почвенничества и разделяя симпатии Страхова к Л. Н. Толстому. Приводятся отзывы писателей и исследователей, показывающие, что обширное творчество Буренина заслуживает более тщательного изучения с целью выявления в его разнообразном и порой контрастном творческом наследии наиболее удачных и глубоких работ, характеризующих его как талантливого литературного критика.

Ключевые слова: В. П. Буренин, Н. Н. Страхов, Л. Н. Толстой, В. В. Розанов, А. С. Суворин, «Санкт-Петербургские ведомости», «Новое время», «цинический реализм», бульварная пресса, критический очерк, почвенничество

Valery A. Fateyev

TWO GUISES OF THE “CYNICAL REALIST” VICTOR BURENIN

Abstract
This article is devoted to the study of the personality and critical works of Victor P. Burenin (1841–1926), a journalist of the late 19th and early 20th centuries. It is stated that the legacy of this satirist with the reputation of a gutter press and reactionary journalist also contains a large number of serious critical essays, which, however, have not been adequately explored so far. Burenin began his career working for oppositional editions, mainly the Sankt-Peterburgskie Vedomosti, publicly declaring his method of “cynical realism”. His reputation of a cynical gutter press journalist finally took shape in the popular, more conservative newspaper Novoye Vremya (1875–1917), edited by Alexey Suvorin in close cooperation with Burenin. This period was marked by Burenin’s departure from liberal views, which added a different quality to his portrait as an author. The radical change of Burenin’s opinions can be vividly illustrated by his practically opposite attitude to the writings of the critic Nikolay Strakhov in the Novoye Vremya period. Whereas in the 1860s the nihilist satirist published sharp feuilletons against this conservative critic, in the 1880s and 1890s Burenin actively defended him. At that time he himself was partly under the influence of the Native Soil movement ideology and shared Strakhov’s sympathy for Leo Tolstoy. The article also presents opinions of some writers and researchers who suggest that Burenin’s vast creative heritage is worthy of a more thorough investigation in order to reveal his most successful and profound works that characterize him as a talented literary critic.

Keywords: Victor P. Burenin, Nikolay N. Strakhov, Leo Tolstoy, Alexey S. Suvorin, Vasily V. Rozanov, newspaper Sankt-Peterburgskie Vedomosti, newspaper Novoye Vremya, “cynical realism”, gutter press journalism, critical essay, Native Soil movement