Скульптурная репрезентация Александра I и стихотворение А. С. Пушкина «К бюсту Завоевателя»


Журнал «Русская литература». 2022. № 2

Russkaia literatura. 2022. № 2

DOI: 10.31860/0131-6095-2022-2-124-135

Елена Андреевна Аксаментова
докторант Тартуского университета

Elena Andreevna Aksamentova
Doctoral Student, University of Tartu

ORCID: 0000-0002-8716-5697

elena.aksamentova@ut.ee

SCULPTURAL REPRESENTATION OF ALEXANDER I AND A. S. PUSHKIN’S «TO THE BUST OF THE CONQUEROR»

Статья посвящена бюстам Александра I и поэтической рецепции скульптурного портрета в России первой трети XIX века. Рассмотрение этого скульптурного жанра в политико-культурной перспективе в сочетании с изучением русских стихов на бюсты помогает выявить множество противоречий, сопутствующих формированию образа русского императора в скульптуре. Наиболее глубоким поэтическим откликом на эти противоречия оказывается «К бюсту Завоевателя» А. С. Пушкина.

Ключевые слова: бюсты Александра I, «К бюсту Завоевателя» А. С. Пушкина, репрезентация Александра I, скульптурный портрет, стихи на бюсты, Александр I и Наполеон.

The article focuses on the busts of Alexander I and the Russian poetic reception of the sculp-tural portrait in the fi rst third of the 19th century. Consideration of this sculptural genre from a political and cultural perspective, combined with the analysis of the Russian poetry on busts, helps to reveal numerous contradictions that accompanied the formation of the image of the Russian emperor in sculpture. The most profound poetic response to these contradictions turns out to be «To the Bust of the Conqueror» by Alexander Pushkin.

Key words: busts of Alexander I, Pushkin’s «To the Bust of the Conqueror» (K Biustu Zavoevatelia), representation of Alexander I, sculptural portrait, poems on busts, Alexander I and Napoleon.

Список литературы

  1. Альтшуллер М. Г. Между двух царей: Пушкин 1824–1836. СПб., 2003.
  2. Арнасон Г. Г. Скульптура Гудона / Пер. П. В. Мелковой. М., 1982.
  3. Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточные параллели. Структура балканского текста. М., 1977.
  4. Гаспаров Б. М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского языка. Вена, 1992.
  5. Живов В. М., Успенский Б. А. Царь и бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) // Успенский Б. А. Избр. труды. М., 1996. Т. 1.
  6. Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла… Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII — первой трети XIX века. М., 2001.
  7. Карпова Е. В. Иван Мартос. Известный и неизвестный…: портрет в творчестве скульптора. СПб., 2005.
  8. Карпова Е. В. Произведения изобразительного искусства в стихах и письмах Дмитриева // Иван Иванович Дмитриев (1760–1837): Жизнь. Творчество. Круг общения. СПб., 2010.
  9. Карчева Е. И. Западноевропейская скульптура XIX–XX веков: каталог коллекции. СПб., 2016.
  10. Кибальник С. А. Русская антологическая поэзия первой трети XIX века. Л., 1990.
  11. Кириченко Е. И. Вандомская колонна в Париже и Александровский столп в Петербурге: символика уподоблений и противопоставления // Россия и Франция XVIII–XX века. М., 1995.
  12. Кириченко Е. И. Запечатленная история России: В 2 т. М., 2001. Т. 2.
  13. Кока Г. М. Стихотворение «К бюсту завоевателя» // Пушкин. Исследования и материалы. М.; Л., 1958. Т. 2.
  14. Кошелев В. А. Пропущенное «болдинское» стихотворение Пушкина // Учен. зап. / Музей-заповедник А. С. Пушкина «Болдино». Арзамас; Большое Болдино, 2018. Вып. 6.
  15. Левкович Я. Л. К бюсту Завоевателя // Пушкинская энциклопедия. СПб., 2012. Вып. 2.
  16. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: комментарий. Л., 1983.
  17. Проскурина В. Ю. Мифы Империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II. М., 2006.
  18. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: [В 16 т.]. [М.; Л.], 1949. Т. 12.
  19. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 20 т. СПб., 2016. Т. 2. Кн. 2.
  20. Рязанцев И. В. Московский маскарад «Торжествующая Минерва» и Екатерина II в зеркале античной мифологии // Рязанцев И. В. Российская дань классике. М., 2018.
  21. Рязанцев И. В. Скульптура в России: XVIII — начало XIX века. М., 2003.
  22. Уортман Р. С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. М., 2002. Т. 1 (сер. «Материалы и исследования по истории русской культуры»; вып. 8).
  23. Bainbridge S. Battling Bonaparte after Waterloo: Re-enactment, Representation and ‘The Napoleon Bust Business’ // Tracing War in British Enlightenment and Romantic Culture. New York, 2015.
  24. Coutu J. Persuasion and Propaganda: Monuments and the Eighteenth-Century British Empire. Montreal et al., 2006.
  25. Hagstrum J. H. The Sister Arts: The Tradition of Literary Pictorialism and English Poetry from Dryden to Gray. Chicago; London, 1958.
  26. Hubert G. La sculpture dans l’Italie napoléonienne. Paris, 1964.
  27. Hubert G. Les sculpteurs italiens en France sous la Révolution, l’Empire et la restauration 1790–1830. Paris, 1964.
  28. Johns Ch. M. S. Portrait Mythology: Antonio Canova’s Portraits of the Bonapartes // Eighteenth-Century Studies. 1994. Vol. 28. № 1.
  29. Lentz T., Leroy-Jay Lemaistre I., Dion-Tenenbaum A., Laveissière S. Napoléon et le Louvre. Paris, 2004.
  30. McClellan A. The Life and Death of a Royal Monument: Bouchardon’s Louis XV // Oxford Art Journal. 2000. Vol. 23. № 2.
  31. Milano R. The Portrait Bust and French Cultural Politics in the Eighteenth Century. Leiden; Boston, 2015.
  32. Scherf G. Jean-Jacques Rousseau et la révolution: les avatars d’un représentation sculptée // Jean-Jacques Rousseau et son image sculptée 1778–1798. Lyon, 2012.
  33. Thompson V. E. The Creation, Destruction and Recreation of Henri IV: Seeing Popular Sovereignty in the Statue of a King // History and Memory. 2012. Vol. 24. № 2.

References

  1. Al’tshuller M. G. Mezhdu dvukh tsarei: Pushkin 1824–1836. SPb., 2003.
  2. Arnason G. G. Skul’ptura Gudona / Per. P. V. Melkovoi. M., 1982.
  3. Bainbridge S. Battling Bonaparte after Waterloo: Reenactment, Representation and ‘The Napoleon Bust Business’ // Tracing War in British Enlightenment and Romantic Culture. New York, 2015.
  4. Braginskaia N. V. Ekfrasis kak tip teksta (k probleme strukturnoi klassifi katsii) // Slavianskoe i balkanskoe iazykoznanie. Karpato-vostochnye paralleli. Struktura balkanskogo teksta. M., 1977.
  5. Coutu J. Persuasion and Propaganda: Monuments and the Eighteenth-Century British Empire. Montreal et al., 2006.
  6. Gasparov B. M. Poeticheskii iazyk Pushkina kak fakt istorii russkogo iazyka. Vena, 1992.
  7. Hagstrum J. H. The Sister Arts: The Tradition of Literary Pictorialism and English Poetry from Dryden to Gray. Chicago; London, 1958.
  8. Hubert G. La sculpture dans l’Italie napoléonienne. Paris, 1964.
  9. Hubert G. Les sculpteurs italiens en France sous la Révolution, l’Empire et la restauration 1790–1830. Paris, 1964.
  10. Johns Ch. M. S. Portrait Mythology: Antonio Canova’s Portraits of the Bonapartes // Eighteenth-Century Studies. 1994. Vol. 28. № 1. P. 115–129.
  11. Karcheva E. I. Zapadnoevropeiskaia skul’ptura XIX–XX vekov: katalog kollektsii. SPb., 2016.
  12. Karpova E. V. Ivan Martos. Izvestnyi i neizvestnyi…: portret v tvorchestve skul’ptora. SPb., 2005.
  13. Karpova E. V. Proizvedeniia izobrazitel’nogo iskusstva v stikhakh i pis’makh Dmitrieva // Ivan Ivanovich Dmitriev (1760–1837): Zhizn’. Tvorchestvo. Krug obshcheniia. SPb., 2010.
  14. Kibal’nik S. A. Russkaia antologicheskaia poeziia pervoi treti XIX veka. L., 1990.
  15. Kirichenko E. I. Vandomskaia kolonna v Parizhe i Aleksandrovskii stolp v Peterburge: simvolika upodoblenii i protivopostavleniia // Rossiia i Frantsiia XVIII–XX veka. M., 1995.
  16. Kirichenko E. I. Zapechatlennaia istoriia Rossii: V 2 t. M., 2001. T. 2.
  17. Koka G. M. Stikhotvorenie «K biustu zavoevatelia» // Pushkin. Issledovaniia i materialy. M.; L., 1958. T. 2.
  18. Koshelev V. A. Propushchennoe «boldinskoe» stikhotvorenie Pushkina // Uchen. zap. / Muzei-zapovednik A. S. Pushkina «Boldino». Arzamas; Bol’shoe Boldino, 2018. Vyp. 6.
  19. Lentz T., Leroy-Jay Lemaistre I., Dion-Tenenbaum A., Laveissière S. Napoléon et le Louvre. Paris, 2004.
  20. Levkovich Ia. L. K biustu Zavoevatelia // Pushkinskaia entsiklopediia. SPb., 2012. Vyp. 2.
  21. Lotman Iu. M. Roman A. S. Pushkina «Evgenii Onegin»: kommentarii. L., 1983.
  22. McClellan A. The Life and Death of a Royal Monument: Bouchardon’s Louis XV // Oxford Art Journal. 2000. Vol. 23. № 2.
  23. Milano R. The Portrait Bust and French Cultural Politics in the Eighteenth Century. Leiden; Boston, 2015.
  24. Proskurina V. Iu. Mify Imperii: Literatura i vlast’ v epokhu Ekateriny II. M., 2006.
  25. Pushkin A. S. Poln. sobr. soch.: [V 16 t.]. [M.; L.], 1949. T. 12.
  26. Pushkin A. S. Poln. sobr. soch.: V 20 t. SPb., 2016. T. 2. Kn. 2.
  27. Riazantsev I. V. Moskovskii maskarad «Torzhestvuiushchaia Minerva» i Ekaterina II v zerkale antichnoi mifologii // Riazantsev I. V. Rossiiskaia dan’ klassike. M., 2018.
  28. Riazantsev I. V. Skul’ptura v Rossii: XVIII — nachalo XIX veka. M., 2003.
  29. Scherf G. Jean-Jacques Rousseau et la révolution: les avatars d’un représentation sculptée // Jean-Jacques Rousseau et son image sculptée 1778–1798. Lyon, 2012.
  30. Thompson V. E. The Creation, Destruction and Recreation of Henri IV: Seeing Popular Sovereignty in the Statue of a King // History and Memory. 2012. Vol. 24. № 2.
  31. Wortman R. S. Stsenarii vlasti. Mify i tseremonii russkoi monarkhii. M., 2002. T. 1 (ser. «Materialy i issledovaniia po istorii russkoi kul’tury»; vyp. 8).
  32. Zhivov V. M., Uspenskii B. A. Tsar’ i bog (Semioticheskie aspekty sakralizatsii monarkha v Rossii) // Uspenskii B. A. Izbr. trudy. M., 1996. T. 1.
  33. Zorin A. L. Kormia dvuglavogo orla… Russkaia literatura i gosudarstvennaia ideologiia v poslednei treti XVIII — pervoi treti XIX veka. M., 2001.