К вопросу о ростово-ярославских рукописных собраниях


Словесность и история. № 2. 2022

Slovesnost’ i Istotiia № 2. 2022

DOI 10.31860/2712-7591-2022-2-153-176

Федотова Марина Анатольевна
канд. филол. наук, старший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург).

fedotova_m@mail.ru

[Рец.: Синицына Е. В. Книжные собрания Ростово-Ярославской епархии с древнейших времен до начала XX в.: Опыт реконструкции. СПб.: Дмитрий Буланин, 2018. 400 с.]

Резюме
Статья является рецензией на монографию Е. В. Синицыной «Книжные собрания Ростово-Ярославской епархии с древнейших времен до начала XX в. Опыт реконструкции», вышедшей в 2018 г. в издательстве «Дмитрий Буланин». В книге предпринята попытка реконструкции состава двух наиболее важных рукописных собраний Ростово-Ярославской земли — Ростовского архиерейского дома и Спасо-Ярослав-ского монастыря, а также их правопреемницы — библиотеки Ярославского архиерейского дома. Большая часть дошедших до нас рукописей этих двух коллекций хранится сегодня в фондах Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В основе представленной реконструкции лежит источниковедческий анализ сохранившихся описей монастырских библиотек, по которым прослеживается судьба каждой рукописи от ее первого упоминания до начала XX в. Высоко оценивая весь комплекс подготовленных Е. В. Синицыной источников и материалов по истории одного из важнейших центров книжности на территории Северо-Восточной Руси, автор рецензии дискутирует с рядом положений, высказанных в монографии, указывает на некоторые неверные датировки рукописей и требующие комментария суждения. Особенно интересными как для дискуссии, так и для комментариев оказались наблюдения автора монографии над «вторым» ростовским собранием — собранием рукописных книг, отчасти сформированным при святителе Димитрии, который занимал Ростовскую кафедру с 1702 по 1709 г. и при котором в Ростовском архиерейском доме работал скрипторий. Состав ростовской библиотеки при святителе Димитрии, как утверждается в монографии, отражал интересы этого крупнейшего церковного деятеля Петровской эпохи, в том числе и его участие в богословских спорах конца XVII — начала XVIII в.

Ключевые слова: книжные собрания, рукописи, библиотека, реконструкция, Ростовский архиерейский дом, Спасо-Ярославский монастырь

Marina A. Fedotova
Institute of Russian Literature (Pushkinskij Dom) of the Russian Academy of Sciences St. Petersburg, Russia

THE MANUSCRIPT COLLECTIONS OF ROSTOV AND YAROSLAVL

[Review of: Sinitsyna E. V., Knizhnye sobraniia Rostovo-Yaroslavskoi eparkhii s drevneishikh vremen do nachala 20 veka. Opyt rekonstruktsii. (The Book Collections of the Rostov-Yaroslavl Eparchy from the Earliest Times to the Beginning of the 20th C. Attempt of Reconstruction). St. Petersburg: Dmitrii Bulanin, 2018. 400 p. (in Russian)]

Abstract
In her monograph The Book Collections of the Rostov-Yaroslavl Eparchy from the Earliest Times to the Beginning of the 20th C. Attempt of Reconstruction (2018), E. V. Sinitsyna presents a reconstruction of the contents of the two most important book and manuscript collections of the Rostov and Yaroslavl regions: the library of the House of the Archbishop of Rostov, the library of the Spassky Monastery in Yaroslavl, as well as the library of the House of the Archbishop of Yaroslavl, which inherited the collections of the first two libraries. Most of the preserved manuscripts from the former two collections are now in the Yaroslavl State Museum of History, Architecture and Art. Sinitsyna’s reconstruction is based on a source study of preserved inventories of monastic libraries. They reflect the fate of each manuscript from its first mention to the beginning of the 20th century. The author of the review highly appreciates the result of Sinitsyna’s work — the entire complex of the most important sources and materials on the history of one of the most significant book centers in the northeastern part of European Russia. The review, however, disputes a number of statements found in the monograph and points out dating issues regarding some manuscripts. Particularly interesting are Sinitsyna’s observations on the “second” Rostov collection of handwritten books, which was partly gathered by St. Dimitry of Rostov. The review discusses Sinitsyna’s statement that the contents of the Rostov library reflected the interests of this major church leader of the Petrine era, including his participation in theological disputes of the late 17th — early 18th centuries.

Keywords: book collections, manuscripts, library, reconstruction, House of the Archbishop of Rostov, Yaroslavl Spassky Monastery