КОММЕНТАРИИ

ЧАСЫ. РОМАН

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

С. 82. ...гремел ~ разудалого камаря... – Речь идет о знаменитой русской плясовой песне про «комаринского мужика», которая известна во множестве, в том числе и скабрезных, вариантах под названием «Камаринская». Как танец она представляет собой перепляс, главным образом мужской. Музыкальную обработку этой песни сделал М. Глинка в 1848 г.

...или в разбойники записаться в Чуркины... – Иван Трофимыч имеет в виду героя популярного лубочного рассказа «Разбойник Чуркин» писателя XIX века Пастухова.

С. 85. Времени больше не будет. – Неточно цитируется Апокалипсис. Ср. «времени уже не будет» (Отк. 10; 6).

С. 86. – Повинен смерти! – Библейское выражение, означающее «заслуживающий смерти» (см.. Исх. 21, 19; Мф. 26; 66).

Ратуй (т. е. ратату́й) – «петрушка (pierrot), главный герой всем известной кукольной комедии; название получил от припева им шарманке: "туй-туй-рата-туй, туй-туй-рата-туй..."» (Т и х а н о в  П. Указ. соч. С. 76).

С. 87. Аз есмь Господь Бог твой! – Речевая формула, в разных вариантах широко употребляемая в Ветхом Завете. Свидетельствует о том, что Костя отождествляет себя с Богом.

Лы́нды лы́ндать – отлынивать от работы; у Тиханова: «гулять, лениться» (там же. С. 56).

Он больше не Костя Клочков... – Здесь впервые, как бы между прочим, возникает фамилия героя, которая во второй редакции несет большую смысловую нагрузку, так как символизирует «разорванность» его сознания. Возможно, ко времени завершения работы над первой редакцией Ремизов еще не до конца осмыслил данный аспект образа Кости. Не исключено, что писатель «нашел» эту фамилию в период службы в журнале «Вопросы жизни». 27 мая 1905 г. один из его редакторов С. Н. Булгаков сообщал Ремизову: «Посылаю статью Клочкова "О народной воле" к возврату, это статья – "для самообразования"» (РНБ. Ф. 634. Оп. 1. Ед. хр. 68. Л. 3).

С. 88. Коноплятый – рябой, пестрый.

...закусил ее сахарно-выточенный носик... – автобиографическая деталь. В книге «Подстриженными глазами» Ремизов вспоминает следующий эпизод из своего детства: «...когда я еще был совсем маленький, меня в колясочке возили, в Сокольниках, а был я ласковый и любил целоваться, и, однажды, поцеловав

480


какую-то девочку – рассказывая случай, называли имя: Валя – я этой Вале откусил носик» (С. 124). Этот эпизод вошел и в первый роман писателя «Пруд».

С. 88. Капулек см. коммент. к с. 14.

Шкулепасм. коммент. к с. 74.

С. 90. Саваоф – одно из имен Бога (буквально: сила воинства); означает Его величие, всемогущество и славу.

С. 93. ...повинной смерти. – См. коммент. к с. 86.

С. 94. И не введи нас во искушение... – цитируется молитва «Отче наш».

481


    Главная Содержание Текст