II. ДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

ДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

«Приди, покажу тебе дела человеческие!»

Я поднялся из своего затвора и силою духа был отведен

в лес – в лесу я увидел человека, рубящего дрова:

рубил человек дрова и, нарубив, захватил большую охапку, чтобы нести. И не мог. Бросил охапку и снова принялся рубить. И нарубив, опять захватил охапку и опять не под силу. И так несколько раз, и каждый раз бросал дрова и начинал снова рубить.

«Вот человек, поднявший большой грех, но по малодушию не может перенести его, а вместо покаяния – прилагает беззаконие к беззаконию, грех на грех».

И очутился я во дворе дома – во дворе я увидел человека у колодца, черпающего воду:

у колодца стоял человек, черпал воду в утлый сосуд – и вода проливалась в колодец.

«Хочет человек доброе дело сделать. Но душа его ничтожна и мелка. И вот и добрые и никого не утоляют, а льются сквозь

душу, как вода».

И отведен я был в третье место – к врагам церкви – у церковных ворот я увидел двух всадников на конях:

держали они бревно поперек, хотели ввезти в ворота и не могли.

«Вот иго правды, но в руках гордых "партийцев". Ни один не хочет смириться и переложить бревно – не хочет сознаться в своей ошибке. И оба остаются за вратами».

И я возвратился свой затвор – и было мне на раздуму.

Разумное древо

Сотворив из Адама жену Адама – Еву, Бог ввел их в рай и положил завет.

«Все, что вы видите здесь, для вас уготовано, всякое дерево на ваше наслаждение, от всех насыщайтесь, и лишь одно Разумное дерево на погибель вам. Бегайте его и не касайтесь: прикосновение к нему принесет вам тлю и горечь. Сохранитесь – и избегнете смертного жала и наследите пространство жизни вечной! Вкусите – падением великим падете: горек его плод и смерть прозябает в нем.

86


Сказал Господь и, благословив человека на райскую жизнь, почил.

И вошел страх в сердце первозданных.

* * *

Разумное дерево – мать деревам стояло посреди рая широколистое, прекраснее всех дерев.

И от корней его истекал источник, насыщая весь рай – великий Океан-река, разливаясь на четыре реки: Фисон, Геон, Тигр и Ефрат.

И звери и птицы и гады – весь рай, все собирались под Разумное древо наслаждаться его красотой.

«Бегите, не касайтесь! бегите, не вкушайте!»

И в сердце рос первородный страх:

каждую минуту зорко следи за собой, чтобы невольно, нечаянно как не коснуться запретного – матери райских дерев: каждую минуту настороже будь: ступишь неловко – пропал!

В сердце вырастал страх –

страх греха,

страх потерять душу,

страх перед самим собой

И уйти некуда – от себя не уйдешь!

Устрашились первозданные – и райский сад им враждебен стал.

– – –

И тогда Сатана, обернувшись змеем, обольстил Еву, а Ева – соблазнила Адама.

И раздвинув листья, из плодов Разумного дерева вышла белая окликанная смерть и, щерясь, повела дружков за ушко-да-на-солнышко – из вольного рая на утлую землю.

Властелин

Был властелин велик.

Имел он власть над всеми царствами – все властители и цари были подчинены ему – вся земля.

И возгордился властелин и, чтя себя равным Богу, имя свое поставил выше самой судьбы.

87


* * *

На Коляду – в вечер Рождества – созвал властелин к себе на пир убогих и нищих со всех окрестных стран.

И взяв с собой большие сокровища – серебро и золото – сел на престол перед убогими и нищими.

– Просите у меня, что хотите: я дам вам!

Они же, как один, ответили:

– Дай нам бессмертие!

* * *

И повелел властелин, зная страсти человеческой души – корысть, зависть, сластолюбие – повелел рабам-челядинцам и юношам и девам и всем женам своим и гудцам и свирцам и скоморохам выйти на пиршество, стать круг престола со слонами, конями, верблюдами и крокодилами.

И пир загорелся огнями и кликами.

И резче всякого клика и человеческого и звериного клич самого властелина к убогим и нищим:

– Все это – ваше! Даю вам!

– Дай нам бессмертие – был ответ.

* * *

И тогда по повелению властелина воздвигнут был великий жертвенник: несметные дары от моря, гор и лесов возжены были в честь пирующих.

И юноши и девы, как богов, славили убогих и нищих и, хваля, кланялись убогим и нищим, как царям – земным богам.

Но яд человеческого призрачного счастья – слава и почесть – не отравили душу убогих и нищих.

– – –

– Дай нам бессмертие! – и в третий раз сказали они, как один.

– Да я же сам смертен! – воскликнул властелин и стал, как столп.

И тихость нечаема, как тьма внезапная, покрыла клики и песни и гвар и плеск.

– – – так зачем же ты грабишь и воюешь, порабощаешь народы, смертью казнишь, гоняешься за славой и клевещешь, со-

88


бираешь богатство, обманываешь и обольщаешь – сколько беды пошло в мир, сколько слез! – и насилию твоему нет конца!

И куда хочешь понести награбленное или где хочешь скрыть свои богатства? Не один ли пойдешь в землю?

– Если оставлю поступать так, – гордо ответил властелин, – то и все останется творимое на земле: замрет всякая жизнь!

Они же сказали ему:

– Добру не поведено остановиться, ибо добро от света поведено. А злое – от тьмы есть. Зло и ложь достоит огнем сжечь или сам гореть будешь.

И убогие и нищие покинули пир.

Древняя злоба

Старец, великий в добродетелях и прозорливый, побеждая бесовские искушения и ни во что уж ставя их коварства, дошел до совершенного бесстрастия, обожился духом и чувственно видел и ангелов и бесов и все дела их над человеком.

Видел старец ангелов, видел и бесов.

И не только шапочно знал он всех бесов, но и каждого поименно. И, крепкий в терпении, без страха досаждал им и смеялся над ними, а то и горько пошутит, поминая им небесное низвержение и будущую в огне муку.

– Доиграетесь, – скажет, – несчастные, подпалят вам ужотко хвост!

И бесы, хваля друг другу старца, почитали старца. И уж приходили к нему не искушения ради, а из удивления. И кланялись ему:

явится в час ночного правила одноногий какой – есть об одной ноге бесы такие, а рыщут так быстро, как мотоциклетка! прикроется ногой с головкой и стоит в уголку смирно, пока не попадется на глаза старцу, а попался, – поклонится и пойдет.

Вот был какой великий старец!

На сходбище бесовском зашел как-то разговор у бесов о небесных тайнах.

И один бес спросил другого беса:

А что, товарищ, если кто из нас покается: примет Бог его покаяние или не примет?

89


–  А кто ж его знает! –  ответил бес, – это никому неизвестно.

Зерефер же бес, слыша речь бесов, вступил в разговор.

– А знаете, товарищи, – сказал Зерефер, – я пойду к старцу и искушу его об этом.

А был Зерефер сам велик от бесов и был уверен в себе и не знал страха.

– Иди, – сказали бесы, – только трудное это дело, будь осторожен, старец прозорливый, лукавство твое живо увидит и не захочет вопрошать об этом Бога.

Зерефер преобразился в человека.

И солдатом в щегольском френче вышел от бесов к старцу.

* * *

В тот день много было приходящих к старцу – много пришлось старцу принять и беды и горя и глупости. И после вечерних молитв, когда наедине в своей келье размышлял старец

о делах человеческих –

в келью постучали.

Старец окликнул –

и поднялся к двери.

– – –

Солдат, переступив порог кельи, с плачем упал к ногам старца – и плач

его был так горек и отчаяние так смертельно, что и самое крепкое человеческое сердце не могло не вздрогнуть от таких тяжких слез.

– Что такое? О чем ты так плачешь? – растроганный плачем спросил

старец.

– Не человек я! – отвечал солдат, – а сам дьявол! – мои преступления

ужасны!

– Чего же ты хочешь? Я все сделаю для тебя, брат мой!

Плач надрывал сердце, смирение человека, в покаянии ровнявшего себя с самим дьяволом, открывало сердце.

– Лишь об одном – одно хочу просить тебя, – сказал солдат, – ты помолись и пусть объявится тебе: примет ли Бог покаяние от дьявола? Если примет от дьявола, то и от меня примет: дела мои – дела дьявола.

– Хорошо, будет так, как просишь, – сказал старец, –  поутру приходи, и я тебе скажу, что повелит мне Бог.

90


* * *

Старец стал на молитву и, воздев руки свои к Богу, много молил, да откроется ему

примет ли Бог покаяние от дьявола?

– – –

И вдруг как молонья предстал ангел:

– Что ты все молишь о бесе? – сказал ангел, – или спятил?

ведь это ж бес, искушая, приходил к тебе.

Старец закручинился:

знал он всех бесов и с одного взгляда каждого

видел, и вот скрыл от него Бог умысел бесовский.

– – –

– Не смущайся, – сказал ангел, – таково было смотрение Божие. И это на пользу всем согрешающим, чтобы не отчаивались грешники, ибо не от единого из приходящих к Богу не отвращается Бог. И когда явится к тебе бес, искушая тебя, и станет спрашивать тебя, скажи ему, что и его примет Бог, если исполнит он поведенное от Бога покаяние!

И ангел внушил старцу о угодном Богу покаянии.

– – –

Поклонился старец ангелу и восславил Бога, что услышана его молитва.

И сказал ангел, отлетая:

– Древняя злоба новой добродетелью стать не может! Навыкнув гордости, как возможет дьявол смириться в покаянии? Но чтобы не сказал он в день судный: «Хотел покаяться и меня не приняли!» – ты передай ему, пусть исполнит покаяние, и Бог его примет!

* * *

Без сна провел старец ночь в тихой молитве.

Молился старец за род человеческий – за нашу обедованную, измученную

землю и за беса, алчущего покаяния.

Рано поутру, рано – еще до звона старец услышал знакомый плач, и

плач этот был так горек и отчаяние так смертельно, что и самое крепкое человеческое сердце не могло бы не вздрогнуть от таких тяжких слез.

91


Солдат стучал под окном и плакал.

Старец узнал его голос и отворил дверь кельи.

– Я молил Бога, как обещал тебе, – сказал старец, – и мне открыл Бог, что и тебя примет, если ты исполнишь заповеданное покаяние.

– Что же должен я сделать?

– Хочешь каяться, так вот что сделай: стоя на одном месте, ты должен три лета взывать к Господу непрестанно во все дни и ночи: «Боже, помилуй мя, древнюю злобу!» – и это скажи сто раз, а другое сто – «Боже, помилуй мя, мерзости запустения!» – и третье сто скажи – «Боже, помилуй мя, помраченную прелесть!» И когда ты это исполнишь, сопричтет тебя Бог

с ангелами, как прежде.

– Нет, этого – никогда! – сказал Зерефер, великий от бесов, бесстрашный, уверенный и гордый, и, дохнув, весь переменился, – и если б я хотел каяться так и спастись, я б это и без тебя давно сделал. «Древняя злоба?» Кто это сказал? – От начала и доныне я славен, счастлив и удачен, и все, кто мне повинуются, счастливы и удачны. И о чем люди просят, как не о счастье и удаче. И какая же «мерзость запустения?» – этот мир со звездами и бурей! и какая «помраченная прелесть?» ведь всякому хочется жить и не как-нибудь, и я даю эту жизнь. Я дал человеку радость, я дал человеку и смерть!

Нет, я не могу так себя бесчестить.

И, сказав, бес был невидим.

«Древняя злоба новой добродетелью стать не может!» – уразумел старец слова ангела и с горечью принял их в свое сердце.

Вошь

Был один старец и шла о нем молва, как о праведном человеке. «Праведником» все старца и звали.

Ушел он от мира – от суетных мирских хотений в пустыню и, творя дело души, в уединении жестоко жил и молился в пустыне – во все дни и в самый полуденный зной собирал он камни в пустыне, страдами мучил и истлевал свое тело, и зарывался в болото, и пек себя на солнце, и, обнажаясь, садился на муравьиную кочку, а в морозы погружался в прорубь по шейку, пил и ел в меру – больше сухарики да ключевую воду, и до утра

92


ночь выстаивал на чтении словес Божьих, да «не утолстеют мысли».

И был Богу послух.

А дьявол не отступал от старца.

И все, чего бы ни сделал праведник, все только было дьяволу в смех:

рассядется ли в муравейник, заляжет ли на припек на солнышко, и уж он, хвастун хвостатый свое чего-нибудь обязательно выкинет, какую-нибудь гадость подстроит – один грех!

Кряхтел старец, облизывался и отплевывался – и горько ему было, и просил он у Бога:

«просветить ум и смысл светом разума – открыть ему сердечные очи!» И приснился старцу вещий сон:

– – разверзлись райские врата и вошел он в праведный град и сопричтен был к святым угодникам; и когда в веселии наслаждались праведники райским блаженством, увидел он себя покрытым с ног до головы ядреной крепкой вошью – –

Восст ав от сна, уразумел старец перст Божий и стал усердно молить Бога:

«да пошлет ему Бог в этом мире от вши претерпенье!»

И услышана была молитва старца.

– – –

И вот ни с того, ни с сего среди бела дня наслана была на него вошь –

«мышам подобная» – великое стадо.

И восскорбел старец со скорбящими и восплакался с плачущими и

бездомными.

И тогда отступил от него дьявол.

Конь и лев

Занозил себе лев лапу, а старец Герасим вытащил у льва занозу. И благодарный лев не только не захотел съесть старика, а с безмолвием, без всякого своего рыку, стал служить старцу.

В мясопустные дни лев служил старцу с утра весь день:

и воду возил, и все работы исполнял, какие надо, и к вечеру водил коня на водопой и, напоив коня, приводил назад к старцевой избушке.

Так втроем и жили: старец, конь да лев.

93


* * *

Старец, видя такую к себе милость Божью, благодарил Бога.

А лев, помня о помощи старца, из всех сил старался угодить старцу.

Но каково было коню? Что чувствовал конь, когда лев водил его на водопой и обратно к избушке?

* * *

Был этот конь – добрый конь: рыжий с белым пятном на лбу. Просвет-конь, звонко топал копытом, играл, а тут – тише воды, ниже травы:

со львом-то жизнь какая! – ни тебе травы пощипать вольно, ни тебе побегать вольготно: лев так

в оба и смотрит, а на уме – чуть что, и съест!

(Ведь и человек, если что стараться очень начнет,

и то жди – всегда наоборот, а лев – зверь!)

И уж вода не вкусна коню, и трава не сладка коню.

И никто не знал, как трудно коню!

* * *

Старец знал, для чего ему лев служит.

И лев знал, для чего он, лев, старцу служит.

А конь ничего не знал:

для коня старец – старец Герасим, а лев – ле-ев!

И про это тоже никто не знал –

ни старец, ни лев.

И возненавидел конь льва, а пуще старца

И одного уж ждал конь и об одном – по своему, по лошадиному – творил Богу молитву и утренюю и вечернюю:

«чтобы освободил его Бог ото льва, прибрал старца!»

Дар рыси

В лесу в келейке жил старец. Уединился он в лесную келью, чтобы, очистив помыслы свои от суеты и сердце от вожделений, делать Божье дело.

В миру страсти ослепляют человека! И как часто, думая, что делаешь для мира, на самом же деле лишь угождаешь своей страсти, и оттого не только какая людям помога, а еще большая смута бывает

94


в мире, а в смуте – и у первого твоего друга за рукавом нож спрятан!

Жил старец в лесу, трудясь над собой, и достиг большой чистоты и душевности, и уж от советов его и дел многое бывало облегчение людям в их мудреной жизни и, скажу, в наш горький век.

Старец редко выходил к людям, чаще к нему в лес приходили. И тут, в лесу, перебывали у него всякие – и смущенные, и покаранные совестью, и больные телесно, заболевшие оттого ли, что для их душевного совершенства надо было испытать им большую боль, или оттого, что потрясенная душа их расстраивала и телесную их жизнь. Старец по глазам и слову, обращенному к нему, угадывал силою своего духа недуги приходящих и отпускал от себя с миром.

Раз сидит старец в келейке своей, беседуя с Богом устами своего ясного сердца, и слышит, кто-то стучит.

Окликнул – –

не отвечают.

«Или ему это почудилось?»

И уж задумался старец о горести и обольщении чувств и всей неверности мира.

И опять – –

Нет, ясно: кто-то стучал под дверью.

– Да кто же там?

И пошел, отворил старец дверь – – а там – рысь и с ней детеныш ее: рысь детеныша подталкивала перед собой, а сама лапкой показывала на него.

– Слепенький, мол, рысенок у меня, исцели!

– – –

К старцу приходили люди всякие – и душой изболевшие и от изболевшей души телом расстроенные, а бывали и ниже зверя, ниже гада, ниже червя ползучего, звери же еще ни разу не приходили к нему. Но и появление зверя – этой рыси с детенышем не смутило старца – и разве еще не прозрели человеколюбцы, как часто человек-то, «гордость и венец земной твари», зарождается на свет Божий по духу куда там ниже зверя, гада, червя ползучего!

Сотворив молитву, старец плюнул в слепые глаза рысенку – и к великому счастью матери, рысенок вдруг стал озираться.

– – –

95


Путь до лесной келейки был неблизкий, рысенок проголодался и мать, первым делом, прилегла тут же у порога и накормила детеныша. А накормив, поднялась и, покивав старцу –  

«спасибо, мол, спасибо, тебе!»

побежала домой, помахивая хвостом от счастья, и с ней рысенок ее, не слепыш, а быстрый.

«Какая понятливая!» – подумал старец.

И, благословив отходящий – день чудесный, стал на вечернюю

молитву.

* * *

Мы считаем дни, и дни наши проходят в заботах, мы боимся «случайности» и горчайшей из всех случайностей – смерти, мы живо забываем добро, какое оказывают нам люди, и болезненно помним все дурное и злое, мы обольщаемся счастьем, которое, думаем мы, достижимо в сем веке победой над внешним, и обольщаем других, суля мир и покой в беспокойном и враждующем строе самой жизни нашей, мы лжем себе, чтобы забыться, и лжем другим, чтобы отвлечь их от страшной и невыносимой

правды жизни – – ведь жизнь наша и всей твари, от былинки до невидимых духов, волнующих нас и теснимых (эксплуатируемых) нами, ни больше, ни меньше, как постоянное насилие, явное или скрытое, каждого над каждым – слепцы, вопиющие против войны и убийства, как будто бы в мире, в самой «мирной» жизни не то же убийство и война постоянно! – и у кого есть еще глаза и уши и чувства, тот это ясно видит и слышит и чувствует.

Старец увидел и услышал и почувствовал страшную правду жизни и, отрекшись от этой жизни, не вел счет дням и ничего не боялся, старец жил в воле Божьей, не обольщаясь ни счастьем, ни покоем в юдоли труда и неизбежных, ничем не отвратимых напастей, старец не помнил ни добра, ни зла на людях и забыл о рыси и о ее слепом рысенке, прозревшем по его молитве.

И опять сидит старец в своей келье, беседуя с Богом, и слышит: стучат.

 

96


Окликнул – –

но никто не ответил.

И на этот раз пошел старец, отворил дверь – и увидел рысь – одну, уж без рысенка:

приподнявшись на задние лапы, положила рысь к

ногам старца овечью шкуру.

«Вот тебе за рысенка!»

Старец изумился – он никак такого не ожидал от рыси!

И с благодарностью смотрел в небо, для которого создан человек и всякая тварь на земле.

Но, опустив глаза, был изумлен не меньше:

он увидел тут же возле шкуры ободранную овцу – «Господи, за что мне такая мука?» – говорили ее закаченные глаза и весь ужасный ободранный вид;

а рядом с овцой стояла старуха Ефремовна и трясущейся головой жаловалась бессловесно –

«Господи, куда я пойду теперь, последнюю у меня

овечку отняли!»

Старец замахал на рысь:

– Не надо мне твоей шкуры, ты погубила овцу, последнее отняла у старухи, не возьму!

Рысь не видела ни овцы, ни старухи и только почуяла, что сделала что-то не так –

и лапкой показывала старцу:

«Не знала, мол, и не собиралась, я только хотела отблагодарить за детеныша!»

И стояла так – и глаза ее рысьи неплаканные наливались слезами:

«Не знала я!»

– – –

И старцу жаль стало зверя.

– Ну, ладно, да вперед, смотри, не делай так!

И опять счастливая – «не сердится старец!» – подала ему рысь лапку на

прощанье –

Подержал ее старец за колючую лапку –

– Ну, не сержусь, не сержусь!

И побежала рысь, махая хвостом от счастья.

«Какая неразумная!» – подумал старец.

97


И благословив отходящий день – чудесный, стал на вечернюю молитву.

* * *

Много приносили старцу всяких даров в благодарность за его помощь: дети приносили игрушки, матери и отцы – рукоделье и хлеб.

И все он отдавал тем, у кого была нужда, но овечью шкуру он никому не отдал: шкура так и осталась лежать в его келье – дар рыси.

То, что могут уразуметь люди, рыси не дано и, принося благодарность, она действовала своим звериным разумом – человеку же дано знать глубины, но свершение глубин и человеку не дано, а только искание и скорбь.

И рысьи слезы были как скорбь человеческая, а скорбь человеческая есть единый свет жизни

 

Святая тыква

Был в Иерусалиме человек верен и праведен, именем Иаков. У креста предстоял Иаков на Голгофе перед распятым Христом. И когда воин пронзил копией ребра Христовы – и истекла кровь и вода, видел Иаков, как течет кровь. И, имея в руке только тыкву – как круглая чаша, – взял в нее кровь Христову.

И до смерти своей со страхом и твердостью сохранял Иаков эту тыкву-чашу с кровью Христовой.

По смерти Иакова два старца пустынника приняли святую тыкву.

По пути в пустыню явился им ангел: «Мир вам, божьи старцы, – сказал ангел, – благовествую вам радость, храните сокровище – кровь Христову, и не возбраняйте дара сего и милости всем приходящим с верою!»

И со всех концов земли приходили к старцам в пустыню – и, как бы ни были одержимы страстью, всякий, с верою приходя, исцелялся.

Когда же наступил час помереть старцам, пришел в пустыню смирный монах Варипсава, и передали старцы Варипсаве

святую тыкву.

98


* * *

И пошел Варипсава из пустыни, ходя из города в город, из страны в страну, по всей земле много чудес творил и исцелений от всякой страсти.

А разбойники, видя великие чудеса, смекнули себе:

– Убьем, – говорят, – монаха, возьмем эту кровь Христову, и будет у нас большое богатство!

И однажды в ночь, как шел Варипсава – нес страждущему миру бессмертный источник: кровь Христову – разбойники напали на него, убили и унесли сокровище.

С того часу пропала святая тыква с животворящей Христовой кровью.

В мире ходит грех – и страждет мир:

родятся на беды,

живут безнадежно,

погибают в отчаянии.

В мире грех вопиет на небо –

безответно!

Вопиют чувства, вопиют дела, вопиют мысли, вопиет сердце –

неутоленно.

Боль и болезни, вражда и злоба, неведение и невидение, тупая, неустанная забота о днях гасят последний свет жизни.

Погасающий свет моей жизни вопиет на небо –

Беспросветно!

– – –

Веруй и обрящешь:

Веруй, ступай – делай, ступай – трудись, стучи, ищи – и найдешь; бодрствуй, молись, толкай, – и откроется!

И ты увидишь: воскрыленная подымется на небеса святая чаша с

кровью Христовой и свершится – суд утолит твое неутоленное замученное сердце.

 

99


    Главная Содержание Комментарии Далее