II. ДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

ЧЕРТОГ ТВОЙ

Идите на вечерю: все готово!

– Мы и рады бы, да

сегодня никак невозможно,

– Я никак не могу: дела по горло,

– Не могу, обещал в другое место, дал

слово.

И многим слышен был голос, еще

многие слышали

голос, но даже не отозвались.

И вестники пошли совсем по другим

улицам, вестники

пошли по закоулкам в переулки, совсем по

другим улицам, совсем к другим людям.

 

И чертог наполнился.

И полон был пир странными гостями.

«Много званных – да мало откликается!»

 

Ученик

Жил в скиту отшельник. От напряженной духовной работы и одиночества очень он в мыслях смутился и захотел побыть на людях в монастыре.

Да не оказалось свободных келий.

А спасался в монастыре старец – великий светильник. И была у старца небольшая келейка вроде дачи неподалеку от большой его зимней кельи, где жил он.

– Побудь у меня в той летней келье, а отыщешь себе угол, иди с Богом! – сказал старец отшельнику.

73


Отшельник очень был благодарен старцу и сейчас же в келейку его и перебрался. И повеселел, как и не узнать.

А ведь ничто так не влечет человека к человеку,

как обрадованность духа, и эта обрадованность духа

в человеке здоровее самого солнца, гор и океана –

или так и солнце и горы и океан от той же радости

духа, какая влечет человека к человеку и зверя

к человеку и человека к зверю, а ангелов к миру!

И стал к нему народ ходить, как к «братцу».

И несли ему все, что могли, желая слышать от него слова или просто посмотреть на него.

И в монастыре среди братии только и было разговору, что об этом

отшельнике, поселившемся в келейке старца.

*

А старцу и стало завидно.

«Сколько лет я сижу тут, – думает старец, – и в большом воздержании, а не так приходят ко мне, а этот проныр и дня не высидел, а народ к нему так и прёт!»

И уж молиться старец не может, ни дела духовного делать. Да и куда, – ни молитва, ни дело на ум не пойдут:

такой в монастыре гам стоит, как на праздник в ярмарку.

И сказал старец ученику:

– Иди и скажи тому – немедленно чтоб уходил: келья нужна мне!

Ученик поклонился старцу и пошел.

Да за народом едва уж протиснулся к келейке:

– Старец меня послал справиться о твоем здоровье: как ты себя чувствуешь? хорошо ли тебе?

А отшельник все ведь в уединении, а тут как попал на люди, да нанесли ему всего вволю, грешным делом переел и расстроился.

– Пусть помолится за меня старец: живот больно отяжелел.

Ученик к старцу.

А старец серди-итый! уж и не смотрит.

– Ну? что? этот?

– А говорит: «скажи старцу, поищу другую келью и, как найду, сейчас же, ни минуты не медля, уберусь!»

 

74


*

Прошел день, прошел и другой, а этот отшельник, занявший келейку старца, ни с места.

А народ все вдет, как на праздник.

И гам стоит еще пуще.

И уж не монастырь, а как базар какой: и песни и драка и всякое безобразие.

Терпел, терпел старец –

нет! нету сил терпеть!

И опять зовет ученика:

– Иди и скажи: если немедленно не уйдет, я сам пойду и выгоню вон!

Ученик поклонился старцу и пошел.

И опять едва дотолкался до кельи.

– Слышал старец, что очень ты болен: сокрушается о тебе!

Послал меня проведать.

– Скажи старцу: ради его молитв у меня перемена – совсем полегчало!

Вернулся ученик к старцу.

А старец и на месте посидеть не может, бегает, трясется.

– –?

– До воскресенья просится оставить, – сказал ученик, – просит не гнать его: «в воскресенье, говорит, обязательно уйду!»

*

И наступило воскресенье.

А, конечно, отшельник и не думал никуда уходить.

И вот старец взял палку и пошел «жезлом поучить нахала» и уж, конечно, вытурить из кельи.

Ученик к старцу:

– Подожди, отец, дай я наперед пойду: там народ – осудят тебя!

Да сломя голову к келейке –

И руками и чем попало так отшвыривает – думают, бесноватый к братцу! – и просунулся.

– Сам старец вдет! хочет просить тебя к себе, в свою келью!

Услышав о такой особой к себе любви старца, оставил отшельник народ и поспешил к старцу навстречу.

75


И издалека еще начал кланяться старцу:

– Не трудись отец, я сам иду к тебе и прости меня!

– – –

И вот разверзся старцу разум умилился старец: бросил он

на землю палку и, подойдя к отшельнику, поцеловал его.

И взяв за руку, повел с собой.

И радуясь, ввел к себе в келью.

И угощал и беседовал.

И беседуя, полюбил его.

Оказалось, что этот отшельник простой добрый человек, много передумавший в одиночестве: очутившись после одиночества своего на людях, большую радость духа почувствовал он в себе – и вот эта-то обрадованность его и ободряла приходящих к нему страждущих.

И разумея все бывшее, старец позвал ученика своего. И до земли поклонился старец ученику своему и сказал:

– Ты мне отныне будь учитель, я – тебе ученик!

Учитель

Был старец, общему житию отец, и немало иноков проходило путь свой в послушании под его началом.

А был этот старец всякою добродетелью украшен, большой подвижник: подвизался воздержанием, трудился смирением и особенно был милостив и милосерден.

«Господи, – молился старец, – я грешник, но надеюсь на Твои щедроты и уповаю спастись милосердием Твоим, молю

Тебя: не разлучи меня от моей дружины ни в этот век, ни в будущий, сподоби со мной вечных Твоих благ!»

И часто так молился старец о своих учениках, прося и себе и им равную долю.

*

В соседнем монастыре был праздник. И зван был на этот праздник старец с учениками.

Старец сперва отказался, но потом раздумался и пошел.

Впереди иноки –

За иконами старец.

76


И на большой конец иноки обогнали старца.

– – –

Идут они, спешат: не опоздать бы!

А на пути им – нищий лежит: расслабленный в язвах.

Приостановились, стали расспрашивать.

– Волки покусали меня, – с плачем сказал несчастный, – сто шестьдесят два укуса по всему телу вдоль и поперек.

Кто же возьмет меня в больницу!

– Что нам с тобой делать, – отвечали иноки, – пеши мы: ни осла, ни коня!

И пошли дальше – спешили: к празднику хотели поспеть!

– – –

Скрылись иноки, показался с палочкой старец: не угнаться ему, да и нездоровилось.

И видит: больной при дороге! – очень удивился:

– Как! разве не проходили тут монахи? – Или они не заметили тебя?

– Стояли – видели – и ушли. «Ничего, – говорят, – поделать не можем, пеши мы: ни осла, ни козла!»

– – ты понемножечку можешь со мной идти? – спросил старец.

– Нет, не могу.

– Ну, я возьму тебя и уж как-нибудь донесу.

– Куда тебе, это не ближний конец!

– Я тебя не оставлю.

И старец поднял покусанного волками себе на-закорки и, согнувшись червем, понес.

– – –

И сначала показалась старцу тяжесть непомерной – тяжеле человеческой, но с каждым шагом вес убывал, и становилось легче.

А дойдя до монастырских ворот, старец вдруг почувствовал совсем легко – – схватился: а нищего-то и нет – пропал!

И услышал голос, как бы выговаривающий в сердце тайно:

«Вот ты все молишься об учениках, да сподобятся с тобой вечной жизни, а сам видишь: одно дело твое, другое дело их – понуждай их прийти в твое дело! Каждому надлежит воздавать по делам его».

77


Судия

Спасалось в монастыре два угодных старца: Даниил и Палладий. Учили они слову Божию – «в повелении его ходя день и ночь».

И случилось однажды, шли старцы на духовную работу и видят: мальчишка – голый:

вышел он из бани, помахивает стебельком.

Старцы пустились догонять его – запыхались, а нагнали.

– Чадо, не подобает тебе, будучи столь юным и здоровым, мыться в бане и угождать телу.

Кротко ответил юноша старцам:

– Если бы только телу угождал, Христу не был бы раб.

Тогда Палладий поклонился ему:

– Прости меня, чадо, грешен: по-человечеству согрешил.

Старцы пошли своим путем, юноша – своим.

– – –

И всю-то дорогу – Палладий ничего – но Даниил как сам не свой: и кряхтел-то и охал –

то молитву творит, то отплевывается.

– Ты болен, отец?

– Горе нам! – с горечью сказал Даниил, – поругано из-за этого бесстыжего инока монашеское имя и велик будет срам и укор от людей!

– – – ?

Видел я мурина, сидящего на его плече и любызающего его; и другого мурина, шедшего перед ним и поучавшего его всякому безобразию; и по стопам его многое множество шло паршивых бесов. Не будь блудолюбив он и плотолюбив, не ходил бы нагишом в баню, на других бесстыдно не взирал бы. Много душ осквернит он, помяни мое слово! А бесам великое веселье! бысстыдный этот мальчишка! Не подобает инокам и за самой нужной потребой обнажать свое тело!

И долго не мог успокоиться: и бубнил и гугнил – и духовное дело его не делалось.

*

Вскоре после этого юный инок сотворил блуд с наложницей комиссара, был схвачен его курьерами и безжалостно наказан.

78


И много стражда, через три дня помер.

И в тот час, как юноша помер, явился старцу Даниилу ангел и сказал:

– Вот душа осужденного тобой юноши: он помер! Ты – судия праведным и грешным, суди его! И что велишь, то и сделаю: мукам предашь – в муку понесу, помилуешь – понесу в блаженство».

Перепуганный насмерть, взмолился старец:

– Господи! пощади меня: согрешил!

И всю-то ночь, не подымая глаз, старец молился –

«ибо есть ли страшнее тяжести и тяжелее суда над душой человека?»

– – –

Наутро, когда старец поднял глаза, ангела с душой юноши и в помине не было, а только воздух благовонный, как от кадила.

Смех

В миру жить суетно: от мирского мятежа не отгребешься, от лукавого шатания не удержишься. И там согрешишь и тут нагрешишь, а потом изволь расплачиваться – и в этом веке и в будущем.

Нет, совсем уйти от мира –

«как хотите, так и живите, Бог с вами!»

И в тишине быть – во спасении.

*

Два старца так и сделали: старец Асаф и старец Меркурий.

В последний раз потолкались старцы по базару, подвязали себе по котомке, запаслись сухариками, да и с Богом – в пустыню.

О, моя пустыня прекрасная!

Т в о я  т и х о с  т ь  б е з м о л  в н а я,

Т в о и  п а л  а т ы  л е с  о в о  л ь н ы е  –

С п а с е н и е  м о е.

М у д р о с т ь.

И  б л а г о д а т ь.

И в пустыне поселились старцы отдельно – каждый в своей избушке. И лишь в неделю раз ходили друг к другу – «духовной ради беседы».

79


А жил при старце Асафе отрок: забрел мальчишка в пустыню, попался на глаза старцу, старец его у себя и оставил жить – при себе в работе.

А был этот отрок Варфоломей и тих и кроток и ясен –

сложит так руки, стоит у березок и все словно улыбается!

Старцы отрока очень полюбили, и был он им в утешение,

как дитё несмышлёное.

*

В миру жить трудно, суетно.

А в пустыне – пустынно: там находит уныние и тоска, там свое есть – серое горе!

Без отрока старцам куда там прожить было в пустыне!

Тих и кроток и ясен, примется он за рукоделье, поет псалмы и так красно́ – жить весело:

О, моя пустыня прекрасная!

Т в о я  т и х о с  т ь  б е з м о л  в н а я,

Т в о и  п а л  а т ы  л е с  о в о  л ь н ы е  –

С п а с е н и е  м о е.

М у д р о с т ь.

И  б л а г о д а т ь.

На неделе сошлись старцы в избушке у Асафа вечерок провести и по обычаю начали разговор о божественном.

Разговорились-то о божественном, да стали примеры приводить и не заметили, перешли к делам житейским: как когда-то в миру жили. Ударились в воспоминания и, тача языком, впали в празднословие и скотомыслие.

Слово за слово, поспорили –

старец Асаф обличает Меркурия,

старец Меркурий корит Асафа.

– Ты, Асафка, начальник блудничный, хля медвежья!

– А ты, Мерка, запалитель содомский, кислядь!

И пошло –

зачесались руки, да вскоча, друг другу в бороды

и вцепились.

Долго ль до греха, еще малость и разодрались бы до кровобоя.

Да старец Асаф спохватился – Асаф как «более сознательный элемент» и потише будет Меркурия! – Асаф пришел в чув-

80


ство первый: выпустил из рук Меркуриеву бороду, да к образам – покаянные поклоны класть.

Тут и Меркурий опамятовался и тоже принялся за поклоны.

И покаялись старцы, помянув грех согрешения своего, и оба отреклись от слов праздных и непотребных, и, прося друг у друга прощение, прослезились.

– Прости меня, Меркур, не хотел я тебя обидеть!

– Бог простит, Асаф, меня прости за дерзновение!

И так это мирно и хорошо стало, хоть опять за божественное берись, начинай философскую беседу, да отрок Варфоломей – – он, бывши со старцами в избушке, сидел тихо, в разговор не встревался и даже во время боя ни разу голоса не подал! – а тут его словно прорвало: так со смеха и покатился.

Взо́рвало старцев:

«Как же так – дело Божье, каются, а он знай глотку дерёт!»

И бросили старцы каяться, взялись за отрока.

И так его щуняли, что не только что перестал смеяться – куда уж, до смеху ль! – но и совсем притих, в уголок забился, не пикнет.

Видят старцы, что поучили: усрамился мальчишка. Да и жалко: ведь какой был утешный –

сложит так руки, стоит у березок и все словно улыбается!

не наглядишься.

Покликали старцы ласково, приманили его к себе сухариком и стали допрашивать:

– Чего ты смеялся бесстыдно?

– С чего это на тебя такая дурь напала?

– А я такое видел! – отвечал отрок.

И рассказал старцам, какое он видел, и от чего смеялся.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Когда старцы вели философскую беседу о божественном – «о законе Господни, о проповеди апостольской, о подвигах отеческих» – видел отрок двух ангелов:

– ангелы тайно на правое ухо нашептывали старцам!

Когда же старцы повели разговор о житейском, ангелы оставили избушку и в избушку вошли бесы –

два поджарых беса:

81


– один бес одному старцу, другой бес другому старцу тайно на левое ухо принялись свое нашептывать – сами шепчут, сами на блокнотах старцеву болтовню записывать: и, исписав блокнот, взялись на себе писать: – – и не осталось и свободного местечка на их вонючем бесовском мясище, все сплошь с рог и до хвоста и с хвоста до кончика было у бесов мелко исписано стоячим почерком!

Но тут старцы в разум пришли, стали каяться и отрекаться от праздных слов и побоя:

– и загорелись тогда у бесов блокноты – и все записанное сгорело!

А когда старцы простили друг друга – – пошел пламень палить – слова, разговоры записанные жечь на вонючем бесовском мясище – и запрыгали бесы, заскакали фокстротом по избушке, и так скакали и такие рожицы корчили, нет, невозможно было не расхохотаться!

Вот отчего он расхохотался!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

– Ой, чудно́ как плясали! – сказал отрок.

И стоял перед старцами, как стоял у березок, так сложив руки, и словно улыбался, тих и кроток и ясен.

И был дух Господен на нем.

Крепкая душа

Во время службы вошла женщина в глубоком трауре.

С плачем она молилась:

– Оставил меня, Господи, помилуй мя, милосердый!

И от ее крика и вопля и слез старец перестал молиться и, ближе вглядываясь в плачущую, сам растрогался сердцем:

«Вдова, должно быть, трудно живется».

И дождавшись, когда кончится служба, подозвал сопровождавшего ее арапа:

– Скажи своей госпоже, – сказал старец, – есть у меня к ней тайное слово.

Арап передал – и она подошла к старцу.

И старец сказал ей все, что подумал о ней –

– О беде, как от людей она терпит!

– Ничего подобного! ты и не представляешь себе, что у меня за горе.

82


– Какое же твое горе?

– Я отверженная Богом – с плачем воскликнула она, – вот уж сколько лет, счастье и удача не покидает наш дом, я никогда не болела – ни я, ни мой муж, ни мои дети, и даже курам и козам моим ничего не вредило. И думаю я, за мой грех Бог отвратился от меня, и потому плачу и прошу: пусть посетит меня по своей милости.

И старец, дивясь ее крепкой душе, помолился за нее, готовую принять какую угодно беду.

Власть

Однажды вышел я поохотиться на гору, где спрятаны были большие сокровища из соседних реквизированных монастырей. И вот на дороге я увидел монаха: монах неподвижно сидел за книгой.

Я стал к нему подыматься, думая: разузнаю о тайнике, а его укокошу. Но когда я был совсем близко, монах, не подымая глаз, протянул ко мне руку и сказал:

– Стань!

И я невольно остановился.

И два дня и две ночи стоял я и не мог двинуться с места.

А монах все за книгой неподвижно.

И сказал я:

– Заклинаю тебя словом, которое ты читаешь, отпусти меня!

– Иди с миром! – сказал монах

И тогда только я мог двигать ногами и отойти с места, где два дня и две ночи стоял, как дурак.

Человек

Старец жил в большом молчании – молчальник. А чтобы не тяготить собой ближних и не клянчить милостыню, занимался он рукоделием: коробочки клеил и всяких чудных доремидошек, – доремидошками и пропитание себе добывал.

Однажды стоял старец на базаре с своею работой, а была большая толкучка, и вот кто-то обронил кошелек – и как раз упал кошелек у ног старца.

А было в кошельке тысяча червонцев!

Старец поднял кошелек и, держа его в руке, сказал себе:

83


«Кто потерял, явится!»

И долго так стоял и дождался: тот – потерявший пришел, жалкий, он шнырял глазами, жалко смотреть.

Старец взял его за руку – и передал кошелек.

И тот, не зная, что и делать от радости, и не зная, как отблагодарить старца, сунул старцу золотой.

Но старец вернул ему золотой.

И тогда тот гаркнул на весь базар:

Товарищи! сюда! вот как поступил человек!

И стал сбегаться народ, а старец тихонько лататы с базару – чтобы как на глаза не попасться!

А поступил старец так потому, да не соблазнить человека: всякий ведь

подымет его на смех и обзовет дураком, что счастье проглупал.

Козлище

К старцу пришел китаец с бесноватым китайцем, прося старца исцелить бесноватого.

Старец помолился, потом сказал демону:

– Выходи из Божьей твари!

И ответил лукавый демон старцу:

– Ладно, за мной дело не станет, только будьте любезны, скажите пожалуйста, кто это – никак не могу разобраться – кто козлище и кто агнец?

Старец очень удивился:

– Козлище! да это я самый, а кто агнец – кто ж его знает!

И услышав ответ старца, воскликнул демон:

– За твое смирение я – – !

И тотчас же вышел вон из бесноватого, дивясь в себе скромности старца.

Чистое сердце

Знал я одного брата, и не плохой он был человек, но необыкновенно ленив: редко когда и в церковь заглянет, а если и придет – к шапошному разбору. Скажу больше – встречал я его и навеселе.

И так, казалось, беспечно прожил он немало времени.

И вот однажды я увидел его: он готовился как на праздник, тихо молясь в своей келье.

84


И я не мог удержаться и сказал:

– Доброе дело делаешь, брат: давно пора о душе подумать!

Он же необыкновенно радостно мне ответил:

– Я на днях помру, отец!

И через три дня помер.

Нищий

Был один старец, и дан был ему великий дар милостыни: все, что бы ни принесли ему верующие, все он тут же и отдавал.

Шел мимо кельи побиралыцик, постучал – просит Христа – ради.

А лежала у старца сдобная витушка, он ее и вынес –

Побиралыцик же сказал старцу:

– Не могу я витушки, дайте чего-нибудь из носильного платья: сапожки или рубаху или пиджачишко какой.

Старец, не желая огорчать человека отказом, взял его за руку и повел в келью

И побиралыцик ничего не нашел в келье –

оказалось, не было у старца и смены, а только то,

что на нем, и все.

И стало ему неловко, больше чем неловко – – развязал он свой мешок посреди кельи, и все вытряхнул, что собрал за день, всю рвань и ветошь и куски и оглодки – –

– Возьмите, пожалуйста, этого добра я себе достану!

Любовь

Один из самых любимых учеников старца помер, и не знал о его смерти старец.

Ударили в колокол, собралась братия, и вынесли покойника в церковь.

Пришел в церковь и старец и, видя любимого ученика своего в гробу, опечалился:

горько ему стало, что не успел проститься перед

смертью!

И, подойдя к гробу, сказал старец:

– Встань, брат мой, простимся!

И ученик встал из гроба и поцеловал старца.

И сказал ему старец:

– А теперь спи!

85


 
 
 
    Главная Содержание Комментарии Далее