РОССИЯ В ПИСЬМЕНАХ. Т. I

Святцы

сошное

І

 

Дьякон Василий Яковлевич был родоначальник фамилии Звездкиных ‒ до него мир не существовал.

Дьякон был настоящий кондовый русак.

Отслужив службу и надев зипун, с топором в одной руке и с ружьем в другой, уходил дьякон в глухие лесные дебри и болота, окружающие село Пахтаново, ставил силки, охотился за мелкой дичью и, подобно Исаву, обременный добычей, возвращался с лова.

Мал был доход дьякона от поповки, но дьякон был муж доблий и деятельный. Кроме домоустроения, дьякон создал своими руками, с помощью топора и ножа, самодельные стенные часы с гирями и таким зверским боем, что как бывало забьет

120


полночь, все собаки по селу встрепенутся и лай подымут ужасный, как на самого страшного зверя.

Пахтановские воры и разбойники на эти самые часы сколько зарились, да подступиться к дьякону не было никакой возможности.

Накрепко заказал дьякон своим потомкам: и пяди не отходить от дому без топора, о чем мне самому довелось слышать от сына его Петра Васильевича, протопопа села Середы Упиной.

С отцом Петром породнился знаменитый блудоборец и князь обезьяний Иван Александрович Рязановский, появший дщерь его, внучку старого дьякона, Александру Петровну Звездкину, и ныне цветущую здравием и благодушием.

Разбирая после покойного протопопа бумаги вместе со свояком Рязановского Димитрием Ивановичем Лебедевым, который безжалостно метал в пещь вещи нужные и ненужные, и, заметив, что ввергает поп в огонь некую малую осьмушку, я удержал его волосатую длань.

И воздействие мое было не напрасно.

Крупно грубо исписанная книжка, желтоватая, как сам тульский пряник, с орденским черным крестом в двух кругах и с красной сургучной печатью.

 

сии свяцы и молитвы принадлежатъ

села Пахтанова старому Діакону

Василью Яковлеву Звѣскину

1850 года Сеньтября 1 дня.

Аминь.

II

 

Пряник старого дьякона увесистый.

В нем все: и для души, и для ума, и для дома.

Основа ‒ святцы.

Святцы 1812 года на все дни: с сентября ‒ начало нового лета ‒ по сентябрь ‒ ключ и конец.

Кайма ‒ молитвы: истинные ‒ канонические и ложные ‒ отреченные.

Дьякон начинает по-правильному, слово в слово выписывая молитвы из канонника:

 

Ангелъ предстатель съ небеси посланъ ‒

О, пресладкій и всещедрый Іисусе ‒

121


Ангеловъ Творче, и Господи силъ ‒

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души ‒

Ангелъ Христовъ святый, къ тебѣ припадая, молюся ‒

О, пресвятая Госпоже, Владычице Богородице ‒

Моленіе мое прими убогое и плача моего не презри ‒

Судіи сѣдящу, и ангеломъ стоящымъ ‒

Малъ бехъ въ братіи моей ‒

Преблаги Господи ‒

Благодаримъ Тебѣ, Создателю ‒

Паки занятъ быхъ окаянный умомъ ‒

 

К этим молитвам присоединяет дьякон и некую науку и устав для памяти:

‒ Годъ имѣетъ двенадцать мѣсецовъ. Дней въ году простомъ триста шездесятъ пять, въ четверьтомъ же году, которой называется высокосъ, прибавляется еще день.

‒ Временъ въ году четыре: весна, лето, осень, зима.

‒ Человѣкъ имѣетъ пять чуетъ: зрение, слухъ, обоняние, въкусъ, осязание.

‒ Дела милости, телу принадлежащія: алъчушаго напитать, жаждущаго напоить, нагаго одеть, страждущаго въ домъ въвести, немощнаго посетить, ходить въ темъницу, искупать плныхъ, умерынаго погребать, согрешаюшаго исправить, неумеюшаго наставить, сомнящему добросоветовать о спасеніи Господа молить, печальнаго утешить, сносить несправедливость съ теръцениемъ, долги прощать.

‒ Смертныя грехи: гордость, сребролюбие, гневъ, невоздержание, зависть, уныние, клевета.

‒ Грехи противъ Бога: излишнее упованіе на милость Божию бесъ творения добрыхъ делъ, отъчаяние милости Божией, сопротивление явное. Помни 4 последнія: смерть, судъ, адъ, царствие небесное.

Но дьякону мало обычных молитв, установленных и освященных, сошная душа его испытывает милосердие и другими молитвами, не входящими ни в какие каноны:

 

Кресте чесны ‒

хранитель души и телу!

буди ми образомъ своимъ:

бесы низлагая,

122


враги отьгоняя,

страсти упраздняя,

благословение даруй ми,

жизнь и силу

содействиемъ Святаго Духа

и честными Пречистыя мольбами.

 

Так стихом умиленным молится дьякон кресту. И еще есть молитва ‒ стих подорожный ‒ не окончил его дьякон:

 

Боже, Боже нашъ,

истинъ и живы путъ путешестваы

со слугою своимъ Иосифомъ, спутешествуй Самъ, Владыко,

и рабу Твоему Василию!

всякаго вреда обуреваніе

и наветы вражия,

миръ, благомошие,

всякия правды устрой,

промыслъ творяша по заповедемъ

Твоимъ.

 

И на отдельной записке, ‒ в святцы вложена, ‒ крупно записана сошной рукой «вторая молитва» ‒ стих покаянный:

 

яже Петрово приемы рыдание,

пріими мое, Христе, покаяніе,

и даруй ми согрешені прощеніе.

Аминь

 

И еще есть у дьякона особенная молитва ‒ заговор на воду от внутренней болезни ‒ молитва к матери сырой земле, к батюшкам ветрам.

Стоит дьякон над шайкой, долгие волосы на лбу смоклись, ‒ месяц молодой справа ему светит ‒

 

Троице единосущная и нераздельная!

Благослови меня, Господи,

сии ключи тецши, насъ обращающихся,

в едину реку ‒

стекайтесь ключи

чистъ и непорочена раба Божия,

спасите!

123


чиста и непорочна

ходатаиницею со аньхеломъ своимъ

сия вода ‒ матушка,

и мать сыра-земля,

прости мя грешнаго,

раба Божія Василія,

что я на тебя поступилъ

безъ Божия благословения

и безъ родителя батюшка!

и сии ветры,

простите мя грешнаго

 

матушка сыра ‒ земля

и батюшки сии ветры,

отпустите мя

отъ внутренней болезни!

я, рабъ Божій, обещаюсь

вечерню и утреню зарю

Исусову молитву на каждый день

отъ внутренней болезни.

Аминь.

III

 

О здравии душевном и телесном непрестанно просит дьякон у Бога, у Матери Божьей, у Ангела хранителя ‒ у матушки-воды, у матери сырой-земли, у батюшек-ветров.

А есть у него и другая забота: пчела.

Но пчелиной молитвы в молитвеннике нигде не найдешь, такой нет и быть не может, пчелиной! И вот вписывает дьякон в свои заветные святцы заговор на пчелу.

Стал дьякон по утренней заре на своем пчельнике ‒ рубинском рубище, чуть слышно перебирает губами, шепчет ‒ слушайте! ‒ его слова, как цвет, и душисты, как полевой цветок, и крылья лебединые и сила лебединая ‒

 

Господи, благослови на сей день Господень

отъ Духа Святаго,

и печать Христова ‒

124


Спасова рука,

Пречистой замокъ.

 

Анъгелъ мой хранитель,

сохрани мою душу

и скрепи мое сердце!

Врахъ-сатана

‒ худыя дела ‒

отынатись отъ меня,

отъ моего пчельника.

 

есть у меня кресть Господень,

а на томъ кресте написано:

четыре евангелиста ‒

Лука, Маръко, Иоанъ Богослов, Матъѳей,

Зосима и Саватей,

и Никита, Христова мученикъ,

за Христа мучился,

за наши труды спасеные.

 

выду я, рабъ Божий,

из дверей во двери,

из воротъ въ ворота

под утренюю зорю

и под вечерънюю зорю

Встану я лицомъ

на рубинъскомъ рубище

и подъ луной Господень месецъ.

и какъ ты, светлый месецъ

светишь солънышку,

и такъ посвети въ своемъ пчельнике

своей ‒

моей пчелой,

пчелиной матъкой!

и та пчела-пчелица,

Божия царица,

даетъ тебе Госпоть л

ебединыя крылья

и лебединую силу

125


полетишь ты, пчела,

во чистыя поля,

во зеленыя луга,

где не гуляй ‒ не летай,

ко мне на пчельникъ прилетай!

и какъ царь царитъ на царъстве,

и такъ мне царить на-тобой,

надо пчелой,

и ты, пчела-пчелица,

полетишь на полетъ

добра и весела,

сама на чужую не летай,

а чужую на себя не пущай.

оттыкаю сей пчельникъ

божественъным молитвами

и стихами херувимъскими,

запираю сей пчельникъ

замъкомъ и ключами,

те ключи положимъ Господу на престолъ

и на представительство

когда соидуца Зосима и Савати,

соловецъки чудотворъцы,

оне молятъ и просятъ

у Царя Небеснова Бога

о своей пчеле и пчелиной матъке.

я васъ утверъждаю

молитвою

отъ глаза и от уроку

и отъ нечистаго духа,

молю я Михаила Аръхистратига

Божия,

помози мне, рабу Божию,

за всею пчелою поводиться

во векъ века

Аминь.

 

Пчела готова ‒ будет мед. Хорошо с медом чаю попить! Испечет дьяконица к празднику медовые оладьи. Господи, и до чего это хорошо медом пахнет!

126


С пчелой готово, надо о рыбе подумать ‒ без рыбы в пост никак не проживешь.

Но и рыбьей молитвы, как и пчелиной, нет таких молитв. И записывает дьякон в святцы заговор на рыбу.

Вышел дьякон под вечер на речку, стал на бережку, наклонился на правый бок и забурчал ‒ как струя, бегут слова:

 

лягу я, рабъ Божи, помолясь,

въстану, перекрестясь

умоюся водою,

утруся полою,

пойду я, рабъ Божи,

изъ дверей во двери

изъ воротъ въ ворота

во чистое поле,

во зеленые луга,

на свежия воды

жерълички постановить

рыбъ плаваюшихъ половить,

рыбѣ половленіе,

а врагамъ на прогоненіе,

а мнѣ, рабу Божию, на прокормленіе

IV

 

Для души ‒ молитва, для дому ‒ своя молитва.

А есть такая молитва ‒ такое слово, что и о душе и о доме. Есть такое слово ‒ оберег всей жизни: всю твою жизнь стеной огородитъ и в сем веке и в будущем.

И таким словом, ограждающим от бед и напастей, был для русского человека ‒

Сон Пресвятой Богородицы.

Не век, не два, при великих еще государях, царях и великих князьях всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцах, пошло по Руси это слово, и не было дома, где бы не хранили, как святыню, чтя этот Сон Богородицы, как Николу, и веря, как в свечу четверговую.

Дьякон, имея в уме все молитвы моленные и заговорные, и неослабно памятуя, что в году триста и шестьдесятъ пять дней, времен же года четыре, а чувств у человека пять, и что на

127


до сносить несправедливость с терпением, веруя и ожидая от Креста последнего себе спасения со всей родиной своей дремучей, Русью крестной, осенив себя крестным знамением, вписал в свои святцы ‒

 

Сонъ Владычицы нашея Богородицы,

присно девы Маріи

 

***

 

Егда почивала Пресвятая Богородица во святомъ Граде Вифлееме иудеистемъ въ марьте месеце въ четверьтомъ часу дни и прииде къ ней Господь нашъ Іисусъ Христосъ истины и единородны Сынъ Божи. И рече ей, Матери Своей:

«Спиши ли, Мати Моя, или не спиши и что во сне видеши? Востани и повешъ ми!»

И возбудися отъ сна своего Мати Божия и рече Сыну своему Іисусу Христу:

«Видела я про Тебя, Господа моего Іисуса Христа Сына Божия, сонъ страшенъ и вельми грозенъ зело. За семъ дней воскресения твоего во градѣ Вифлееме іудеистемъ воскресилъ праведнаго друга Божия Лазаря, а за шесть дней воскресения Твоего ехалъ Ты, Сынъ Божи, на жеребята осли со ученики Своими во грать Іерусалимъ и дети евреиския стретаху Тебя, Сына Божия, ветви деръжаху въ руцехъ своихъ и подъстилаху ризы своя по пути и вопияше Тебе, Сыну Божию: Осана вышнихъ благословенъ гряды во имя Господне, Царь Израилевъ! А за три дни воскресения Твоего, вливая воду во умывальницу и нача ученикомъ, ноги умывати и ленътиемъ утирати, и по семъ единъ оть ученикъ Твоихъ, именемъ Іюда Іскариотьски продаде Тебя, Сына Божия, окаяннымъ жидамъ на тридесяти сребреницъ. И они, жидове, советь сотвориша, какъ бы Тебя, Сына, поимати и распята. И поидоша къ Тебе, Сыну Божию, на потокъ кедръски со оружіемъ и дреколиемъ, аки на разбойника, мужей петихъ турокъ. Іудее взяша Тебя, Сына Божия, и связаша Тебя, Сына Божия, и связаша ужема железными и облекоша въ багряную ризу и теръновъ венецъ соплетоша Тебе, Сыну Божию, и на главу Твою святую возложенъ бысть, и по святому лицу Твоему биша и плеваша и заушиша. И приступи къ Тебѣ, Сыну Божию иудеи и удари по святому лицу Твоему и рече: Радуйся Царь Иудейски! И поведоша Тя на дворъ Каияфофъ

128


и биша тамо, и къ столъпу привязаша Тя и биша вскимъ оружиемъ и дреколиемъ. И повеле Пилатъ вести Тебя, Сына Божия, на пропятие на гору Голъгофу. И на трехъ древахъ ‒ на кипарисное и на певке распяша Тебя, Сына Божия, руце и нозе гвозми пригвоздиша. И съ Тобою распяша два разбойника. И повеле Тебе, Сыну Божию, на запатъ лицемъ зрети. И единъ отъ воинъ, именемъ Логинъ, копиемъ ребра Твои прободоша и авие изъ ребръ Твоихъ, аки речная струя, течетъ на землю. Отъ крови Твоея обагришися земля. Тогда Никодимъ старецъ, Иоанъ Богословъ пречистое тело Твое со креста съняша и благообразны Иосифъ, плащаницею чистою объвифъ, и во гробѣ нове положивъ, и погребоша тело Твое святое. И на гробъ привалиша камень великъ и страшенъ и стражие поставиша римлянъ, иудеевъ до тысеши человекъ. А по утру рано приидоша ко гробу жены мироносицы помазати тело, узреша аньгела на камени седяша и ужасошася. Глагола къ нимъ аньгелъ: «Что ишете Живаго съ мерьтъвыми, что плачите нетленаго во тли, шедше проповедите ученікомъ, Его, яко воскре Христосъ, яко есть Сынъ Божи избавитель всего мира! А крестъ делалъ Тебѣ, Сыну Божию, Симонъ Киринеиски. А по воскресени Своемъ Сынъ Божи Фому уверивъ. А в четыредесятны день вознесения на небеса, а въ пятьдесяты день посла на землю Духъ Свой Святы на святыя своя ученики и апостолы, отого часа бысть разделение языкомъ многимъ странамъ. И виделъ есть неки старецъ Пафнути, всегда размышляше страданія Христово, того ради горьце рыдаше, явися ему Іисусъ Христосъ и сказа ему1 страдания Своя вся оть Святаго Духа отъ великаго четьверътька даже и до погребения, самъ въ воздыхани серьдечномъ бысть. Испусти ранъ Іисусъ сто, 509 разъ смерьтны ударени принялъ, девяносто ударовъ въ колени принялъ, семъ тысечъ семьсотъ пять ударовъ въ ноги принялъ, 12 расъ истече крови каплей изъ Христа, три тысечи капли по главе, тысеча расъ возложенъ бысть венецъ терьновы на главу Твою святую, и за власы влачимъ по земли и ко кресту пригвожденъ бысть, плевотинъ въ лице принялъ 83, падалъ на землю много разъ. Тогда сонъце померькше, луна въ кровь превратися, ибо и земля потресеся и церьковная завеса раздрася на двое, и мерьтвыя изъ гробовъ восташа, и тогда тма быстъ по всей земли оть шестаго часа до девятаго».

129


И реклъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, истины, единородны Сынъ Божи, Спаситель въсего мира:

«О, мати моя возлюбленая Пресвятая Богородица, воистину не ложенъ сонъ твой праведенъ, но все сие сбылоса. Аще которы человекъ въ чистоте носитъ, тому человеку на всякомъ месте милосерьдие Божие и путь ему никто и отворить и гад его на землу не уязъвитъ, но и отъ убиения на лесу и отъ заблуждения, отъ злаго человека и отъ напрасныя смерьти и вскори тишину, въ торьгахъ и промыслахъ прибыль, на моряхъ тихое пристанище, въ беседе честь, на суде превознесется. Аще которы человекъ сонъ Пресвятыя Богородицы въ дому своемъ дерьжитъ, хотя мужески, женьски полъ, хотя н неграмотной, къ тому дому ни огнь, ни тать, ни разъбоиникъ и никое зло не прикоснеца и нечистой духъ не приближица и отъ грому и бури наносимыя и оть лукаваго человека, рабомъ и рабынямъ здравие будетъ, скоту приплодъ и въ дому женамъ беременымъ лехкое рождение избавить ея Господь Бохъ оть всякия скоръби и болезни, сказавши тебе слова: «Іисусе, укрепи мя и сохрани мя отъ всякаго зла во дни и въ нощи и въ каждую годину!» Аще которы человекъ сонъ Пресвятой Богородицы при смерьти своей помянетъ или заставитъ кого прочитать, тотъ человекъ милость мою будетъ иметь при смеръти своей. И азъ самъ сойду и мати моя возлюбленая Пресвятая Богородица, и аньгели хранители возмутъ душу его, и избавлю отъ огня негасимаго и отъ червя неусыпаемаго и тарьтарара преисподняго и отъ кромешныя тмы. И приидуть анъгели Божи и возмутъ душу его и донесутъ до царъствия небеснаго и одадутъ Аврааму въ рай ‒ всегда, ныне и присио и во веки вековъ»

Аминь.

 

Тут и все святцы.

Сорок и семь лет трудился над ними старый дьякон, храня их у киота, с крепкой верой в силу молитвы и слова, без рассуждений.

И как перевалило за седьмой десяток ‒ все молитвы давно уж на память затвердил дьякон, ‒ повез он заветные святцы из своего галицкого Пахтанова в нерехотскую Середу Упину и собственноручно передал их на соблюдение сыну-протопопу.

130


На последнем листе святцев положена рукою протопопа надпись:

 

привезенъ родителемъ моимъ

1859 года генваря 12-го дня

и оставленъ въ наслѣдство.

 

1914 г.

131


 
    Главная Содержание Комментарии Далее