РОССИЯ В ПИСЬМЕНАХ. Т. I

Крест

заветное

Помню из далекого детства в углу киота большой медный шестиконечный крест. Всякое воскресенье, возвращаясь домой от ранней обедни, мы на перепутье заходили чаю попить к одной ласковой доброй старушке, жившей в доме наших родственников. Мы ее звали бабинькой, да и все ее так звали. И всякий раз после чаю, ‒ а какой чай был вкусный и какие густые сливки, и какое поджаренное барбарисное варенье! ‒ досыта напившись, я крестился, на киот глядя, и особенно как-то видел этот крест шестиконечный.

И сначала, ну в возрасте приготовительном, я заглядывался на крест, потому что блестящий, золотой, как я тогда о нем думал; потом постарше меня приковывал он своим необычным видом: не четырехконечный и не восьмиконечный, а шестиконечный ‒ древний; и уж впоследствии я стал вглядываться в изображения на нем и надпись.

О кресте часто я слышал у больших разговоры, ‒ не меня одного, как оказывалось, привлекал он, крест этот заветный.

С тех пор прошло много всего, да и времени кануло немало, успокоилась и наша ласковая добрая ‒ наша бабинька Анисья Алексеевна Ладыгина.

43


На 91-ом году своей жизни, в трудах прожив, скончалась она в Москве (1820‒16 V‒1911), а крест мне достался. Я никогда и не мечтал, такой этот был крест заветный, и вот мне его передали и так, будто он всегда был только мой.

* * *

 

Крест медный шестиконечный на медной припаянной жуковине. На кресте в середине распятие, по краям креста пять погрудных изображений в медальонах. На самом верху ангел со скипетром, на верхней перекладине архангел Михаил с одной стороны, а с другой архангел Гавриил ‒ Михаилъ, Гавріилъ; между ними лапчатый двойной нарезанный крест, со внутренней стороны которого идут палочки поперек, и внутри нарезанный же крест шестиконечный с двумя прутиками от основания, знаменующими трость и губу. На средней перекладине с одной стороны Богородица ‒ М. Р. Ѳ. У. (метеръ ѳеу) ‒ «Мати Бога», или как в старину собственным домыслом добирались до букв премудрых, ‒ «Марія роди Фарисеомъ учителя». А с другой стороны Иоанн Богослов ‒  I в а н ъ. Между ними накладное Распятие. И от Богородицы до Распятия нарезанная веточка еловая и такая же веточка от Распятия до Иоанна. Распятие ‒ крест восьмиконечный, на верхней перекладине нарезан крест четырехконечный, над ним между Распятием и лапчатым крестом ‒ I. X. и I. С. X. С. На венчике под крестом четырехконечным надпись неразборчивая, а на средней перекладине ‒  Н и к а  ‒ «симъ побѣждай». Под Распятием Глава Адамова, напоминающая изображение светил небесных ‒ солнца или луны. Под Главой Адамовой столбик ‒ пишет:

 с е й  к р е с т ъ

 в   г р а д ѣ   р о -

 с т о в ѣ  в о  а -

 в р а м и е в ѣ

 м о н а с т ы р ѣ

 с в.  І о а н н о м ъ

 б о г о с л о в о м ъ

 д а н ъ  п р.  а в р а -

 м і ю  п о б ѣ -

                                         дити ідо-

 

44


 ла велеса

 п р и  к н я з е

 в л а д и м е р е.

 п р е с т а в и

 с я  а в р а м і й

 в  л ѣ т о  6 5 5 1.

 з р и  о  с е м ъ

 в ъ  п р о л о з ѣ

 о к т я б р я

 2 9  д н я

 

Преподобный Авраамій, ростовскій чудотворецъ, подвизался около 1073‒77 гг., ‒ подобіемъ старъ, власы поджелтыя брада аки Сергіева, риза преподобническая, исподъ дичъ нѣцыи пишутъ: въ рукѣ трость иже даде ему Іоаннъ Богословъ.

Уроженец города Чухломы, Авраамий постригся в Валаамской обители; по откровению Божиему пошел к Ростову. В пяти верстах от Ростова на реке Ишне явился ему Иоанн Богослов и вручил жезл, которым повелел сокрушить идола Велеса. При внуке Мономаха, великом князе Всеволоде Георгиевиче, обретены мощи преподобного. Мощи почивают в серебряной позолоченой раке в соборе Богоявления, построенном 1553 года царем Иоанном Васильевичем.

При мощах сохраняется и крест от пастырского жезла, которым Авраамий сокрушил идола Велеса, а самый жезл был взят из монастыря на Москву царем Иоанном Грозным.

 

1918 г.

45


 
    Главная Содержание Комментарии Далее