|
|
РОССИЯ В ПИСЬМЕНАХ. Т. I
Каменные пруды
подспудное |
|
Какие такие каменные пруды?
А вот такие! Спросите любую бабу с Песков либо с Каместровского (Каменноостровского по-нашему) и она вам скажет. Или, не стоит, не спрашивайте, не скажет, а лучше подкараульте, как одна другую переймет где на Суворовском.
|
7
|
‒ Ты куды?
‒ На каменные пруды!
И не без лукавого смешка разойдутся.
Та, что спросила, пойдет к себе на Каменноостровский, а та, что ответила ‒ к себе ‒ к Смольному: там знакомый у нее, он же знакомый и той каместровской.
Пруды эти каменные и значит такое место, ни за что не догадаешься.
И если когда вздумается вам от глаз ненужных как получше схорониться, объявите свое жительство на каменных прудах, и уж будьте уверены, беспокоить вас никто не будет: ищи там!
В наших делах житейских этих самых каменных прудов, хоть пруд пруди, а попадаются и такие, и не только в делах, совсем не в делах ‒ в книгах богодухновенных и богоглаголемых, подспудно.
Я вам расскажу о каменных прудах книжных и о диковинках, скрытых в них.
|
*** |
1
Есть у меня Потребникъ филаретовскiй ‒ дар дебренского блудоборца и князя обезьяньего Iоанна Рязановского.
«Книга глагомая потребникъ» начата печатанiемъ 7139 (1631) г. апрѣля 1 дня, окончена 7141 (1633) iюня 29, въ 20-е лѣто царствованiя Михаила Ѳеодоровича, въ 14-е лѣто патрiаршества Филарета Никитича, кончается чиномъ братотворенiя.
Лѣта 7149 (1641) мѣсяца августа въ 6 день сию богодуховную книгу потребникъ положил в церковь Покрова Пресвятые Богородицы i Великаго Христова Чудотворца Николы i Всѣх Святых Ѳедор Никитин сынъ Б е з с т у ж е в, зри в другой книгѣ. (Потребник был разделен на две части, вторая начиналась чином и уставом на трапезе и оканчивалась святцами во весь год).
Сия книга богоглаголимая потребникъ церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Николы Чудотворца и Всѣхъ Святыхъ и Святыхъ Великомучеников Флора и Лавъра, что въ Кулигѣ на Шарнѣ на рѣкѣ в Кулисъкой вости i въ Богородской.
|
8
|
К сей сказске покровской церковно-дьячек Васка Дѣевъ сынъ вмѣсто Григорья Семенова сына Беварева по ево челобитью руку приложил.
К сей сказске покровской дьячекъ С е н к а К о з м и н сынъ Мурановъ руку приложилъ.
К сей заемной кабалѣ Б о р и с к о Ѳ е д о р о в ъ сынь Поповъ вместо тово и тово именем по его велѣнью руку приложилъ.
А подъписалъ сию книгу церковно-дьячек.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости!
Надписи вьявь стоят, раскрой книгу и чти.
А есть и подспудное: на листе, которым оклеена переплетная доска, письмо руки Васьки Деева. Васька Деев не только твердо читал и писать умел крепко, а и по крюкам пел, и горазд был до мудрости.
не тот мудръ, кто много знаетъ,
тоть мудръ, кто молчит.
и не тотъ мудръ, кто много разнаго
добра творить.
книжная премудрость подобна есть
солнечной свѣтлости.
солнечную свѣтлость мрачный облакъ
покрываетъ.
а книжныя премудрости и в тварь
скрыти не можетъ.
лѣта 7160 (1652)-го
Вотъ онъ какой Деев, человѣкъ времянъ и розума!
|
2
Есть у меня Краковская Библия* 1574 г. ‒ дар старейшего кавалера обезьяньего знака, странника Евгения Злодиевского от варяг ‒ Е. Г. Лундберга. Богодухновенная книга сия на языке польском готической печати с гравюрами ‒ монограмма из букв Е и S (S змейкой обвилась по стволу Е), пере-
*
|
9
|
плет кожаный, доски дубовые, от застежек сохранились лишь медяные гнезда. Открывается Библия посланием св. Иеронима к капелану Паулину, затем идет предисловие св. Иеронима, заглавнаго листа нет, но уцелело заглавие к евангелию ‒ Nowy Testа́ment Polski ‒ Новый Завет Польский ‒ 1575.
Въ начале XVIII в. Библия принадлежала Гедеону Гебецкому ‒ Ex libris Gedeonis Giebecki 17 septembris 1715, им же и переплет обновлен, чистые листы пущены, доски совнутри оклеены ‒ чисто, гладко, без пятнышка, и лишь одинокая надпись высоко по краю оклейки: греческое отче наш латинской буквицею.
А до Гебецкого была Библия в руках русского человека, с своей стороны тоже тронувшего старинный переплет: под белой бумагой Гебецкого на досках есть еще бумага, прикрывшая бумагу начальную. Одолел русский человек евангелие, взялся за Ветхий Завет и до книги Иова дочитал, но тут и помере. До книги Иова ко всякому польскому заглавию книг писал он тоже самое по-русски, а всякую главу обозначал числом славянским, а в шести местах, залюбовавшись картинками, не удержался, приложил свою руку доброписную.
i совершися небо и земля и все утверждение их. I соверши Богъ въ день шестый дела своя, яже сотвори. I созда Богь человека i сотвори ему помощницу жену. И насади Богъ рай на востоцѣ и введе ту человѣка, его же созда. И изыдоша четыре рѣки изъ Едема напояти рай, именуемыя Фисон, Геон, Тигръ, Ефрать. И заповѣда Богъ Адаму от древя, еже разумѣти добро и зло, не ясти. И сотвори Богъ звери и птицы и гади, и приведе я вся ко Адаму да наречет имена.
|
3
В Благовещениев день, по отпущении на волю птички, осенив себя крестным знамением, копнул я Гебецкого наклейку и уж до позднего часа сидел над книгой, разбирая письмо подспудное.
Две наклейки снял я, третья бумага начальная, к доске приклеена, а на ней, на третьей, три польские надписи:
|
10
|
Ja Stanisław Hirzda reką swą własną darowałem Panu Kaznodziei mackiskiemu panu Janowi Nowogórskiemu te swięte księgi Bibliiy roku 1624 maia 24 dnia.
Ja Schwost Maciej oznajmuję, ze n... Boży siemu maliaszowi cie... t ostata po żenie mojej bywszej Nowogórskiej. Roku 1624 Maciej Schwost.
Ja Zachariasz Nowogórski pożyczylem panu Józefowi śwetej Biblii z Krakowskiem c... na czas służny od stycznia do krolewsha dnia stego siodmego kwietnia.
По краю же к корешку, прикрывая польские надписи, наклеены были полоски плотной бумаги, по две полоски, ‒ работа русского человека, скончавшегося на книге Иова. Как видно, обновляя старинный переплет, заклеил он польские надписи, а для прочности веревок и скрепов пустил полоски.
Стал приподнимать я тугие полоски, вижу наша скоропись кудрявая, как березка кудрявая, а крепка, что дубок.
«Съѣхали с Москвы Государя нашего дворовые люди для разных дѣлъ Государя».
У меня так и зарябило в глазах... Да ведь, это наше, кровное наше, такое прошлое, а словно и ближе вчерашнего, точно сам там был и мед пил, и вот вспомнил все. А вот в уголку под веревкой и углубление величиной с орех ‒ тайник.
«Съѣхали с Москвы Государя нашего дворовые люди для разных дѣлъ Государя».
Листки конца XVII века из записной книги Приказной или Судной или Съезжей Избы, точно сказать не могу, а города нижегородского, Горбатова может быть, судя по упоминаемым селам ‒ с. Богородское, Ворсма.
|
* |
кирпишником куплено капусты два ведра у Евка Кузмина, дано въ половину 2 денги
½ алтына 2 денги
посыланъ в село Богороцкое с писною грамоткою
Стенка Харин...
...рождественской к Василью Леонтьеву для боярскаго дела, дано ему 6 денегь.
нижегородкой подячей Митка Суботин...
|
11
|
ноября въ 4 день куплено в судную избу писчей бумаги у Iвана Денисова да у Марка Iванова 4 дести, дано въ половину 3 алтына 5 денегь
декабря в 6 день послана в село Знаменское денежная казна, дано целовальнику Семену Олѳерову 15 алтынъ
...ма 2 алтына
приезжали из Нижнего Новагорода приказной избы подячей Матвей Гавриловъ...
въ ростъ 6 денегь
куплено на конюшей двор два ко...
в половину 15 алтынъ
съѣхали с Москвы Государя нашего дворовые люди для разных
делъ Государя...
по 6 денегь
куплено имъ харчю и хлѣба... у курихъ на 4 денги.
проводникомъ дано Стенке да Мишке пр...
...ивъ стрелцами для поимки.... для Государева...
поповъ с приставомъ приезжали в село Ворсму для заручки выбора о тюремныхъ целовальниковъ, дано ему въ почесть* въ половину Ворсомскаго ста...
тогож числа послан ходок к Москвѣ с книгами и с отписками Стенка Алай, дано ему въ половину...
...с писною грамоткою, дано въ половину 6 денегь...
декабря въ 10 день кирпишному приемщику Александрику Iванову в два по...
*
|
12
|
*
Воть и все. Мало?
А когда, снял я скорописные полоски с корешка задней доски, на оклейке которой под одинокой генбецкой надписью ‒ греческим отче наш ‒ стояло неизвестно к чему ‒
Hic jacet
Anna corpus
здѣсь покоится тѣло Анны
и копнул глубже клейкий слой скрепов и веревок, показалась еще бумага уж новогурского, и снова, как при «людях государевых», зарябило в глазах.
E x e r c i t i u m S c h o l a s t i c u m
Латынь для русского человека! Вы понимаете?
И это так, то самое чувство, как входишь в Notre Dame и веет серый холодок от серых стен, от серых статуй и надписей, от древнего чужого пения и непонятных чужих молитв.
Это не то, это не люди государевы, это не наше, не русское, но и такое, наше родное, только очень далекое, полузабытое ‒ ведь у них наш Никола в Бари покоится, и в Риме Алексей Божий человек, о котором калики поют, и если огненная Последняя Русьстоит на Хождении Богородицы по мукам, я и там слышал страстную песнь. Вот и вспомнил! И зарябило в глазах.
1914 г.
|
|
|
|
Главная |
Содержание |
Комментарии |
Далее |
|
|
|