КОММЕНТАРИИ

РОССИЯ В ПИСЬМЕНАХ

Каменные пруды

Впервые: Россия в письмах: Каменные пруды: Письмо подспудное // Заветы. 1914. Кн. 7. Отд. 1. С. 153‒158.

Прижизненные издания: РвП-1. С. 15‒22.

Автографы и авторизованные тексты: Алексей Ремизов. Россия в письмах: Каменные пруды: Письмо подспудное. ‒ Авториз. печ. текст с приложенными в авторской обложке с названием «Обрывки рукописей на переплетном листе польской Библии 1575 г.» отрывками рукописных текстов (конец XVII в., скоропись) // РГБ. Ф. 416 (Э. Ф. Ципельзон). Карт. 8. Ед. хр. 33. 26 л.

При переработке текста первой публикации в текст РвП-1 произведена

лексическая правка, вводящая в текст реалии Обезвелволпала. Было: «дар дебренского старца Иоанна (Кострома)» (Заветы). Стало:

741


«Есть у меня Потребник филаретовский ‒ дар дебренского блудоборца и князя обезьяньего Иоанна Рязановского» (РвП-1). Было: «дар странника Евгения (от немец)» (Заветы). Стало: «дар старейшего кавалера обезьяньего знака, странника Евгения Злодиевского от варяг ‒ Е. Г. Лундберга» (РвП-1). К фразе: «Листки конца XVII в. из записной книги» было снятое в РвП-1 примечание: «У Н. В. Калачова в "Актах, относящихся до юридического быта древней России", изд. Археограф. Комис., СПб., 1864 г. т. II напечатаны две записные книги: одна ‒ 1610 окт. 1 ‒ 1650 авг. 24. Другая ‒ Торопецкой приказной избы (1674‒1675)» (Заветы). К словосочетанию «дано в половину» в РвП-1 снято примечание: «Половина условленной суммы». Изменено примечание к словосочетанию «в почесть» ‒ «Благодарность ‒ взятка ‒ хабар»; было: «Благодарность (взятка)» (Заветы). Снято примечание-перевод слов «Exercitium Scholasticum». В РвП-1 неверное прочтение текста источника «ржитецской» заменено на правильное: «рождественской».

В РГБ находится мини-альбом, составленный Ремизовым из текста первой публикации и находящихся в авторской обложке с названием «обрывки рукописей на переплетном листе польской библии 1575 г.» источников рассказа «Каменные пруды» ‒ отрывков рукописных текстов конца XVII в. По формату (в 4-ку) и типу бумаги, на которую наклеены материалы, мини-альбом РГБ соответствует комплексу переписанных Ремизовым архивных документов XVII‒XIX вв. (ИРЛИ. Ф. 256. Оп. 1. Ед. хр. 10. 248 л. Далее: РвП-Материалы).

742


С. 7. Пески ‒ исторический район Петербурга, находящийся на месте Советских улиц (ранее Рождественских), а также пересекающих их Мытнинской и Дегтярной улиц, Суворовского, Греческого и Лиговского проспектов. Этимология названия района восходит к песчаной гряде, протянувшейся вдоль Лиговского проспекта и доходившей до Суворовского проспекта, Невы и далее по Охте.

Каменноостровский проспект ‒ проспект в Петербурге, проходящий от Троицкой площади до набережной реки Большой Невки.

Суворовский проспект ‒ один из крупнейших проспектов Петербурга, проходящий от Невского проспекта до площади Пролетарской Диктатуры (с 1854 по 1918 г. ‒ Лафонской площади).

С. 8. Смольный ‒ имеется в виду комплекс зданий Воскресенского девичьего Смольного монастыря, действовавшего на востоке Петербурга в 1744‒1764 гг. С 1764 г. на территории монастыря располагался Смольный институт благородных девиц.

Потребникъ филаретовскій ‒ имеется в виду старопечатная книга, изданная по благословению святейшего патриарха Филарета: Требник. М., 1623 (переизд.: 1625,1633 ‒ дважды). Потребник (требник) ‒ богослужебная книга, содержащая чинопоследования таинств и других священнодействий, совершаемых православной церковью в особых

767


случаях и не входящих в состав храмового богослужения суточного, седмичного и годового круга.

С. 8. ...дар дебренского блудоборца и князя обезьяньего Иоанна Рязановского Иван Александрович Рязановский (1869‒1927) ‒ историк-архивист, юрист, искусствовед, коллекционер рукописей, редких изданий, предметов народного быта, в 1910-е гг. один из ближайших друзей писателя. Ремизовское прозвище Рязановского («Дебренский блудоборец») связано с его проживанием в г. Костроме рядом с церковью Вознесения Господня на Дебре (XVII в.), а также с обстоятельствами его лечения от хронического заболевания. В Обезьяньей Великой и Вольной палате Ремизова носил титул обезьяньего князя.

С. 9. ...по крюкам пел... ‒ Имеется в виду знаменное пение ‒ основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков («знамен», «крюков»), использовавшихся для его записи.

....дар старейшего кавалера обезьяньего знака, странника и Евгения злодиевского от варяг Е. Г. Лундберга. Евгений Германович Лундберг (1887‒1965) ‒ прозаик, литературный критик, мемуарист. В Обезьяньей Великой и Вольной палате Ремизова носил титул старейшего кавалера обезьяньего знака, варяга Евгения Злодиевского, странника (см.: Обатнина 2001. С. 350).

С. 10. В Благовещениев день, по отпущении на волю птички... ‒ По русскому народному обычаю, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта) выпускали на волю птиц.

С. 11. Ja Stanisław Hirzda ręką swą własną darowałem ~ stego siódmego kwietnia (польск.). ‒ Перевод: «Я, Станислав Хижда, своей собственной рукой подарил пану проповеднику мацкискому пану Яну Новогурскому эту святую Библию 1624 года 24 мая. / Я, Хвост Мацей, заявляю, что ................ после жены моей, бывшей Новогурской. 1624 года Мацей Хвост. / Я, Захария Новогурский, дал пану Юзефу святую Библию и с краковским....на время... от января.... седьмого апреля». Владельческие записи скопированы с ошибками в польском языке. В связи с этим перевод ряда слов невозможен.

Скоропись ‒ вид кириллического письма, возникший во второй половине XIV в.

...из записной книги Приказной или Судной или Съезжей Избы... ‒ Приказы ‒ органы центрального государственного управления в Русском государстве в XVI‒XVII вв. Судный приказ (судная изба) ‒ судебный орган. Съезжая (приказная) изба ‒ канцелярия воеводы, куда съезжались служилые люди уезда на смотры и перед походами.

С. 13. Exercitium Scholasticum (лат.) ‒ схоластическое упражнение.

768


Notre Damę (фр.) ‒ имеется в виду собор Нотр-Дам (фр. Notre Damę de Paris) ‒ католический храм в центре Парижа, возведенный в 1163‒1345 гг.

...наш Никола в Бари покоится, и в Риме Алексей Божий человек... ‒ Мощи святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских (ок. 270 ‒ ок. 345), ныне находятся в базилике Святого Николая в г. Бари (Италия). Мощи святого Алексия, человека Божьего (конец IV ‒ начало V в.), хранятся в базилике святых Бонифация и Алексия в Риме.

Калики ‒ старинное название пеших странников, паломников, поющих духовные стихи и былины.

...если огненная Последняя Русь... ‒ имеются в виду старообрядцы, в конце ХVІІ-го и на протяжении всего XVIII в. в связи с ожиданиями грядущего конца света и с протестом против преследований властей практиковавшие добровольные самосожжения. См. также неоднократно использовавшуюся Ремизовым скрытую цитату из «Послания» дьякона Федора ‒ сподвижника протопопа Аввакума, сожженного вместе с ним в срубе в 1682 г.: «Мерзость запустѣнія ‒ неправедное священство и прелесть антихристова на святомъ мѣстѣ поставится, сирѣчь на алтари неправославная служба, еже и видимъ нынѣ сбывшееся. Инаго уже отступленія нигдѣ не будетъ: вездѣ бо бысть; послѣдняя Русь здѣ» (Дьякон Федор. Посланіе въ Москву из Пустозерска // Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 6: Историко и догматико-полемические сочинения первых расколоучителей. Ч. 3: Сочинения бывшего Благовещенского собора диакона Федора Иванова / Под ред. Н. Субботина. М., 1881. С. 66). Ср. в «Слове о погибели Русской Земли» (1917): «Где ты, родная твердыня, Последняя Русь? <...> Или нет больше на Руси ‒ Последней Руси бесстрашных вольных костров?» (Взвихренная Русь-РК V. С. 405). Ср. также в рец. «Ни за нюх табаку: (Пьеса Евгения Замятина ‒ "Огни св. Доминика"» (1920): «Заволжские огнепальные старцы "Последней Руси"» (Русалия-Росток XII. С. 965).

«Хождение Богородицы по мукам» ‒ переводной древнерусский памятник апокрифической литературы (XII в.), в котором описано посещение Богородицей ада, где мучаются грешники.

769


 
    Главная Содержание Текст