РОССИЯ В ПИСЬМЕНАХ. Т. I

Бахусова пещера

умученнаго отъ трактирныхъ

и блиліарныхъ трудовъ и подвиговъ

печерскаго инока Епифанія на позоръ

и ангеломъ и человѣкомъ трагедія

расчетное

Одним из источников монастырских доходов с конца ХVІ-го века и по конец ХVІІІ-го рядом с поминовением усопших, святым маслецом и водицей был, не поверите, скажу: и кабак. В Великой России кабак, в Малороссии ‒ шинок, одно и тож.

По реестру 50-х годов XVIII века за подписью секретаря Алексея Фотеева и канцеляриста Козлова, подлинную копию с которого «зводилъ Кіевовидубицкаго монастыря писаръ иеродіаконъ Моисей», шинков, построенных от киевских монастырей, числится целая дюжина.

«От Софейскаго: за Лвовскимы воротами ‒ 1 шинкъ, близъ рощы ‒ 1 шинкъ. От Ныколаевского: от Печерской крѣпосты к Кіеву по правую сторону промеж казенныхъ кабаковъ ‒ 2 шинка, под горою где живутъ горшечныки, близ казенного жъ кабака ‒ 1 шинкъ. От Мыхайловского: близъ церквы Покрова Богородыцы ‒ 1 шинкъ, а другой внутри того жъ монастыра, третей на Крещатыке блызъ долбиловыхъ заводовъ, да за Лвовскими воротамы ‒ 1 шинкъ. От Выдубыцкого: на Неводныцкой прыстанѣ блызъ того жъ казенного кабака ‒ 2 шинка, на Зверинце ‒ 1 шинкъ».

И сама Киевская Лавра, что греха таить, не уступала прочим монастырям, и у первостатейной святой обители были свои «крайне порочные и преисполненные соблазновъ для монаше-

65


скаго чина учрежденія», ‒ шинки (в 1750 г. ‒ 2, в 1756 году ‒ 5), да трактиры с биллиардами.

Печерский инок о. Епифаний назначен был в лаврский трактир трактироправительствовать под Киев в Васильков город, принадлежащий с 1680 года и по 1785-ый Киевской Лавре. Этот Васильков, древний Василев, на реке Стугне, пограничный и таможенный, кишел всяким людом, да еще по тому времени в турецкую первую войну (1764‒77 гг.) был и военным трактом. И в такое-то горячее время Епифаний вступил в свое командование, и командовал за страх и совесть целых десять месяцев, а затем был изгнан.

К преподобному Исакию печерскому, первому нашему русскому угоднику, принявшему высочайший подвиг юродства, бесы всего раз приходили в пещеру и плясать принуждали в своем хороводе бесовском, и преподобный Исакий поддался бесовскому мечтанию. А в Василькове на болыпой-то дороге, на армейском тракте за десять месяцев дня не проходило без соблазнов, ‒ там, в лаврском трактире, не только какие, а сама «богоненавистная троица ‒ веселый Бахусъ, гремящій Юпѣтеръ и забавная Венера» денно и нощно торжествовали, где уж там совладать с собою и не пасть в пожирающие души и телеса челюсти!

О. Епифаний, должно быть, не совладал, в чем-нибудь таком о. Епифаний попался, пал и был устранен от командования, а попросту прогнали его, умученного, да еще и под запрещением оставили: ни в Лавру не смей возвращаться, ни в город выйти!

И вот, по вине и без вины обиженный, сидя в заточении Васильковском, о. Епифаній после подачи расчетной ведомости Васильковскому соборному старцу о. Леонтию, решился написать в Киевскую Лавру ‒ к духовной своей предводительнице себе в оправдание и вывести из вечного забвения вместе с «аккуратнымъ» расчетом позорные подвиги и труды бахусовой пещеры.

Жалко слушать пойманного опозоренного умученного инока, и жалко и жалобно: ведь, он только сено, а кабак ‒ огонь, и не виноват он, что огонь его сжег, как и огонь не виноват, что огонь жжет, а вся вина на том, кто огонь с сеном соединил!

И поверят ли ему или не поверят, но он денег никаких не крал, он своих приложил еще из своего бедного имущества ‒

66


63 р. 34 к. И верует, что его простят и дадут ему грех его замолить, ну, а если не поверят, так пусть же знают о том, о чем стыдно честным людям и говорить, и сохранять сынов своих от такого преступного позора.

 

* * *

 

Въ Кіевскую Лавру

от монаха Епифанія

рощетное доношеніе!

 

При перемѣнѣ моей от командованія лаврскимъ василковскимъ трактиром, въ поданной от мене въ Василковѣ соборному старцу отцу Леонтію о приходахъ и росходахъ трактирныхъ вѣдомости, за скоропостижност оной востребованія, запамятовалъ я показат по трактиру нижеслѣдующаго росходу:

1-е ‒ прошлого 1771 году лѣтнымъ временемъ взято у меня въ Лавру до келіи пастырской келейнымъ монахомъ  І о а н а ф а н о м  аглицкого пива сто бутиліокъ, цѣною по 52 к., и того ‒ 52 р.

2-е ‒ бывшимъ при продажѣ трактирныхъ припасовъ наймитам заплачено по договору  И в а н у  Е л и с е е в у  въ разсужденіи особливых его по новости трактира бывшихъ трудовъ за два мѣсяця по 10 р. на мѣсяцъ,  А ф а н а с і ю  Д е м б р о в с к о м у  за сѣмъ мѣсяцевъ по пяти рублевъ на мѣсяцъ,  И в а н у  И в а н о в у  за одинъ мѣсяцъ пять рублей, итого всѣмъ троимъ ‒ 60 р.

3-е ‒ за дрова и свѣчи въ трактиръ, чрезъ десятомѣсячное время покупаемые ‒ 17 р.

4-е ‒ за покупной для издѣлки въ трактирѣ новой печи свинецъ и за краски на кахли ‒ 3 р.

5-е ‒ прежде ‒ бывшему трактирщику  Ф е д о р у  К а р п о в у  за здѣланные имъ въ трактиръ стекляные окошки, и за выбѣленіе внутрѣ трактира и за бумажные во ономъ обои и за подчинку старой трубы заплачено ‒ 25 р.

Всего ‒157 р.

А какъ по присланному ко мнѣ нынѣ изъ Лавры святой ордеру значится, что по щету находится на мнѣ лаврского долгу съ трактирными прибылями полагаемаго ‒ 521 р. 32 к., такъ покорнѣйше прошу оные, в правилно по трактиру расходи со-

 

67


стоящіе ‒ 157 р. ись той щисляемой на мнѣ Лаврой суммы исключить. А затѣмъ останется на мнѣ начитаемаго трактирного долгу ‒ 364 р. 32 к., которые я и заплатить бы долженствовалъ, естли бы не потераны были на воинскихъ и таможенныхъ чинахъ за набранные ими напитки трактирные денежные долги, которыхъ число по подданнымъ отъ меня при смѣнѣ реестрамъ состояло въ 627 рубляхъ 88 копѣйкахъ.

Но какъ оное долговъ потераніе послѣдовало по причинѣ учиненной мнѣ от трактира скоропостижной перемѣнѣ, не давъ время къ распродажѣ заготовленныхъ мною трактирных припасовъ, ни къ собранію тѣхъ долговъ, да и опосля того не учинено мнѣ въ собраніи оныхъ никакого от Лавры допоможенія, какъ бы уже то до Лавры и не принадлежало, такъ я въ том долговъ потераніи и причиною не состою, но вся причина въ сем потераніи от самой Лавры послѣдовала.

Не давать же трактирныхъ припасовъ въ долги никак было невозможно, и нигдѣ не упователно сыскат такого трактирщика не толко въ монахахъ, но и въ мирскихъ, чтоб все трактировалъ на готовые денги, а долговъ бы не было. Колми паче мнѣ, въ монашескомъ образѣ, василковской трактиръ въ военное время и на главном армейском трактѣ управляющему, безъ тѣхъ долговъ въ такомъ знаменитомъ трактироправительствѣ обойтись никакого способу не было, поелику трактирные посѣтители были почтенные офиціями и по большой части армейскіе, и въ трактирѣ всегда торжествующіе, и въ случаи подпилости, а паче какъ войдутъ чрезъ игру біліарную въ азартъ, а денегъ на напитки не достанетъ, и потребуютъ оныхъ въ долгъ, такъ и за страхъ принуждено было давать, сохраняя свой животъ, какъ свидѣтелствуютъ тогдашную ихъ смѣлость бывшіе трактирщики и трактирный поставецъ, что многократно гонясь за трактирщиками, въ долгъ давать нехотѣвшими, двери у поставца и самой оной шпагами порубили и покололи. Да и я не одинъ разъ принужденъ былъ от такихъ случаевъ бѣгомъ спасатся; однако, доколѣ еще был при трактирѣ, тѣ долги безъпрекословно платили.

По перемѣнѣ же меня съ трактиру, хотя и дано мнѣ было нѣсколко время для съѣзду въ Василковъ за тѣми долгами, но время сіе было уже безвременно: должники трактирные, видя меня от команды презрѣнна и без всякой помощи оставленна,

68


требованій моихъ о тѣхъ долгахъ и слышать уже не хотѣли, но паче еще и укорительную принужденъ былъ принять от них срамоту и ругательные насмѣшки:

‒ Ахъ, де, монахи печерскій, какъ, де, они нынѣ стали ревнивы, вмѣсто, де, святыхъ пещеръ усердствуютъ трактирами и біліарамъ, гонясь, де, за прибылями, свою пристойность позабыли. Не послѣднее ли, де, уже пришло время, что взялись монахи за трактирно бремя, веема, де, ето жалко, что святая ихъ душа здѣлалась соблазном для трактирнаго барыша. Не трудитесь, де, отецъ святой, больше, перестанте огорчать трактирными вашими промыслами, естли, де, хочете быть цѣлы, намъ, де, и такъ от карантиновъ и от ранъ непріятельскихъ тошно!

И что мнѣ тутъ осталось уже дѣлать! Но только ли защищатся самимъ студомъ, прибѣгая подъ покровъ Кроткого Давида, и мысленно съ нымъ глаголя:

«Студъ лица моего покри мя, и поношеніе поносящихъ ми нападаша на мя!»

Но мало мнѣ пособствовала тогда етая святая Богословія, со всѣмъ тѣмъ нѣкоторые съ ныхъ дерзкіе хотѣли было для вѣчной трактирной памяты напоить меня армейскимъ пивомъ, но человѣколюбіе Божіе предостерегло меня от того ихъ дерзкаго предпріятія. Были въ числѣ тѣхъ компанистовъ отличнѣйшіе скромностію и сожалитѣльнѣйшіе, и свободили меня пред своими товарищами от той смертоносной крайности, извинив такими словами:

‒ Вить, де, онъ не виноватъ, что Лавра трактирщикомъ его здѣлала, и къ такому позорному пути дверь ему отворила, вить, де, сѣно само не горитъ, когда огня не подложатъ, да и огонь, де, не виноватъ, что сѣно сожжетъ, но вся вина причитается тому, кто съ сѣномъ огонь соединитъ!

Но, слава Богу, вскорѣ посля того смертоноснаго предверія получилъ я от той трактирной срамоты избавленіе и жизненную отраду, данъ мнѣ пастирской ордеръ, чтобъ не толко уже въ Василковъ, но ни за Печерскъ не отлучатся, а между тѣмъ и трактирные должники, Богу путь ихъ управляющу, разѣхались върознь, и иные въ армѣю, а иные въ Великороссію, другіе же въ страны другіе въ мѣста неизвѣстные.

Однако жъ при всѣхъ тѣхъ трудныхъ обстоятелствах собралъ я исъ трактирныхъ долговъ ‒

69


съ таможенного досмотрщика Ивана Константинова ‒ 50 р.

съ  А ф а н а с і я  Д е м б р о в с к а г о  ‒ 50 р.

съ бригадира  И в а н а  Е в ф и м о в и ч а  г о с п о д и н а  Д а р а г а н а  ‒ 32 р. 90 к.

съ оберъобезчика  С е м е н а  П о т е м к и н а  ‒ 35 р.

да разныхъ мелочныхъ должниковъ ‒ 12 р. 10 к.

Итого ‒180 рублей.

А затѣмъ оставшіесь въ невзисканіи по вышеписанным долговымъ реестрамъ на разныхъ должникахъ ‒ 447 р. 88 к. трактирные долги, за усилнымъ ихъ споромъ и за неучиненіемъ мнѣ от Лавры въ том ни малѣйшей помощи и за розѣздом тѣхъ должниковъ, дѣйствително пропали, въ числѣ коихъ не толко означенные Лаврѣ съ трактиру за расходами доводившіесь ‒ 364 р. 32 к. погибшими состоятъ, но и моихъ ‒ 83 р. 56 к. въ тотъ же трактиръ употребленные тамъ же пропали.

Да и что труднѣйшее для монаха и поноснѣйшее можетъ быть, какъ таковое спорных трактирных долговъ безвременное собраніе! Доволно о семъ ко увѣренію самаго Дембровскаго, что уже и реестри, и контрактъ его руки въ тѣхъ долгахъ доказываютъ, да и при посредственникахъ щетъ съ ным былъ производимъ и не малая ему от мене притом исъ тѣхъ долговъ уступка по домогателству посредственниковъ и прочихъ его сторону держащихъ учиненна, и вексель доброволно от него мнѣ на сто рублевъ написанъ, однако жъ совсѣмъ тѣмъ ‒ 50 р. не платит, да еще и командирамъ своимъ подступио на меня клеветы произноситъ, какъ небезъизвѣстно о семъ и святой Лаврѣ. И когда уже такой документалной по трактиру долгъ для монашества къ полученію столко труденъ и безстудныхъ укоризнъ преисполненъ, такъ что остается думать о долгахъ безъдокументальныхъ, по настоянію трактирныхъ торжественниковъ почти принужденно на вѣру имъ даванныхъ?

Что уже принадлежитъ до вышеписанныхъ собранных долговъ ‒  с т а  о с м и д е с я т ъ  рублевъ, то заплатилъ я из оных проименованнымъ въ прежней моей вѣдомости трактирным кредиторамъ за набранные въ трактиръ припаси ‒ 159 р. 78 к., а прочіе ‒ 20 р. 22 к. остались у меня, и за исключеніемъ оныхъ, остается пропалыхъ въ долгахъ моихъ денегъ ‒ 63 р. 34 к.

А какъ оные пропалые съ причины лаврской трактирные долги составляютъ ‒ 427 р. 66 к., то подлинно такова трактир-

70


ная гибель была бы Лаврѣ не безчувствителна, естли бъ не взыскано въ Лавру василковскаго управителя заимообразно на трактиръ исъ тамошныхъ доходовъ тысячъ ‒ рублевой суммы. Но теперь, слава Богу, убытку Лаврѣ святой от трактиру уже нѣтъ, толко что бариши пропали, или, может быть, что Лавра святая какими либо средствами их еще и сищетъ, однако жъ, сіи бариши въ разсужденіи святой обытели и трактира и біліара, да и что самою оною потераны, сожалѣнія не суть достойны. Остается толко святой обытели желать, чтобъ трактирные и біліарные, преисполненные соблазновъ и для монашескаго чина крайне порочные, учрежденія, въ которыхъ принужденъ я былъ просвѣщатся въ монашеском образѣ, преданы были вѣчному забвенію, и не пошли бы въ дальнѣйшую публику.

Но что касается до меня, такъ я много сожалѣть долженъ, да и по гробъ мой забить сего невозможно, что я за тѣ потеранные съ причины лаврской трактирные бариши невинно подверженъ въ Лаврѣ презрѣнію и ненависти, что не уважается здѣсь той непристойности, которая со мною здѣлана, что, будучи я въ Лаврѣ святой печерской новоначалникомъ еще въ монашествѣ, не знаю, по какимъ указамъ и регламентамъ или же по святым правиламъ въведенъ былъ въ такіе позорные бахусовой пещеры десятомѣсячные подвиги и труды.

Дивная поистиннѣ вещъ! Преподобному Исаакію одно толко въ святой пещерѣ от князей тмы искушеніе случилось, а я от бахусовыхъ подражателей въ той ихъ пещерѣ, и внѣ оной, волочась за трактирными промыслами, многократное искушеніе и посмѣшество принялъ. Того преподобнаго одинъ толко разъ тѣ враги, обманувши, привѣтствовали: «Нашъ еси, Исаакій, да воспляшетъ съ нами!» ‒ а мнѣ трактирные торжественники многократно тѣмъ примѣромъ и прочими соблазнами посмѣялись. Нѣтъ тамъ славословія ни святой Троицы, ни святымъ, но безпрестанной тріумфъ проклятым славится. Тамъ денно и нощно оная Богоненавистная тройца ‒ веселой Бахусъ, гремящей Юпѣтеръ и забавная Венера: и что можно найти для монаха безчиннѣе, какъ такое трактироправителство, въ каком я состоялъ под именемъ святаго послушанія, посланъ будучи на сіе от первостатейной святой обытели. Стыдно поистиннѣ честным людямъ о семъ и говорить да не можно жъ и утаить такой трагедіи, которая представлена была во мнѣ на позоръ и анге-

71


ломъ, и человѣкомъ, а потому и за особливой долгъ я почитаю донесть о семъ святой Лаврѣ, какъ духовной моей предводителницы, да вѣдаетъ святая Лавра, какое въ трактирахъ и біліарахъ благочиніе, и какая тамъ для обытелы слава, и какая командующимъ трактирами монаховъ почесть, и да сохранитъ прочее сыны своя от такого преступнаго позора. За симъ моимъ аккуратнымъ о трактирной должности ращетомъ не остаюсь я по трактирному послушанію должнымъ ни святой Лаврѣ, ни сторонным кредиторамъ.

А потому я имѣю право просить о возвращеніи мнѣ удержанного въ Лаврѣ купленнаго мною въ Полшѣ для трактиру венгерскаго пяти анталовъ вина, которым я долженъ раздѣлятся съ претендатором Яковомъ Покровскимъ, который давно уже меня за извѣстной долгъ истязуетъ. Да притомъ же прошу приказать мнѣ выдать и пропалые въ трактирныхъ долгахъ собственные мои ‒ 63 р. 34 к., денги, кои вмѣстѣ съ прочими долгами и баришами потеряны, какъ выше доказано, съ причины лаврской.

А такимъ образомъ и несчастному монашескому въ Лаврѣ святой новоизобрѣтенному трактирному и біліарному послушанію воспослѣдовать можетъ давно быть должной конецъ безъ далныхъ затрудненій, которые естли будетъ, не произведутъ похвалы, развѣ посмѣшества и хулы, да и особливой въ разсужденіи венгерского важности, не изволила Лавра доволствоватся тѣмъ, что сперва какъ не умученъ еще былъ я трактирными въ Лаврѣ щетами и ненавистми, доброхотно себя представлялъ къ пополненію трактирной долговой гибели, съ лаврской же причины послѣдовавшей, изъ своего бѣднаго имущества, надѣясь на должную быть отъ Лавры помочь во взысканіи съ  Д е м б р о в с к а г о  и прочихъ трактирныхъ долговъ, и терпѣливо умалчивалъ о всѣхъ непристойностяхъ, которые мнѣ от сей святой обителы чрезъ трактироправительство случились: но возжелала еще Лавра святая трактирныхъ баришей, которые своею жъ причиною потеряла и десятомѣсячно мучила для ныхъ мою жизнь различными щетами, и довела до такой аккуратности, какую принужденнымъ нашелся изъявить по правдѣ чрезъ сей ращотъ, однако жъ, непреминулъ еще сохранить ту скромность, что не изъяснилъ внутренные лаврскіе презенталные расходы, свидѣтельствую тѣмъ мое почтеніе свя-

72


той Лаврѣ, какъ благонадежной въ Дусѣ святом наставницѣ, въ которую пришелъ я быть монахомъ, а не трактирщикомъ, какъ извѣстно о томъ и Святѣйшему Синоду и Правительствующему Сенату.

Въ прочемъ, что непоспѣшно подношу сію ращетную аккуратность, можетъ меня святая Лавра извинитъ, что я, будучи умученъ от трактирныхъ и біліарныхъ трудовъ и подвиговъ, и от продолжающихся щетовъ и ненавистей и, вмѣсто спасенія, будучи приведенъ едва не въ развращеніе, принужденъ былъ лежать почти на смертной постелѣ, а чрезъ другихъ подносимаго сего моего ращету принимаемо не было, но, слава Богу, не хотящему смерти грѣшника, нѣсколко уже от того поосвободился, а притомъ не безнадежденъ, что и Лавра святая по свойственному ей о душахъ молитвенному попеченію не оставитъ до помогти благопріятными своими молитвами, и умилостивитъ Божіе человѣколюбіе къ продолженію моей жизни, въ которую долженъ я каяться за моя погрѣшности, а паче за бывшіе въ трактироправителствѣ аще и принужденныя, благодаря Бога во всю мою жизнь, что сохранилъ мой животь и избавилъ душу от тѣхъ челюстей, коими пожираются души и телѣса, долженствую о таком Его благодѣяніи хвалится предъ цѣлымъ свѣтомъ, гдѣ толко случай дозволитъ.

Къ подлинному ращетному доношенію

Монахъ Епифаній

руку приложилъ.

Декабря... дня

1772 года.

1913 г.

73


    Главная Содержание Комментарии Далее