КОММЕНТАРИИ

КРАШЕННЫЕ РЫЛА́́

Театр и книга

Три норы

Лев Шестов. Апофеоз беспочвенности

Впервые опубликовано: По поводу книги Льва Шестова «Апофеоз Беспочвенности» // Вопросы жизни. 1905. № 7. С. 204.

Прижизненные издания: КР. С. 124–126.

Лес пошел. Альбом Костромских деревянных резных досок и Ярославских пряничных

Впервые опубликовано: Лес пошел: «Альбом Костромских деревянных резных досок и Ярославских праздничных» // Новый журнал для всех. 1915. № 4. С. 57–58.

Прижизненное издание: КР. С. 127–129.

Пещерный лев. Ископаемые львы Урала и Поволжья –

пещерный лев

Впервые опубликовано: Felis spelaеа // ЖИ. 1920. 4 марта. № 388. С. 1.

Прижизненное издание: КР. С. 130–132.

941


С. 624. Лев Шестов. Апофеоз беспочвенности. – См. комм, к с. 553. Н. Баранова-Шестова писала: «Заметка Ремизова появилась под заглавием "По поводу книги Л. Шестова «Апофеоз беспочвенности»", но на самом деле Ремизов об этой книге не говорит, а говорит о человеке, который "имел палаты крепкие" и ушел из них в "подполье" (речь идет, конечно, о Шестове). Эту заметку Ремизов впоследствии включил в свою книгу "Крашеные рыла" (стр. 124–126). <...> В феврале 1926 г. Ремизов опубликовал ту же заметку по-французски в журнале "Hippocrate". Фондан ее прочитал, и в разговоре с ним Шестов вспомнил о выходе в свет книги "Апофеоз беспочвенности". Эта статья [заметка Ремизова], – говорит Шестов, – появилась 30 лет тому назад <...> Кажется, это был единственный положительный отзыв» (Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова: По переписке и воспоминаниям современников. Париж, 1983. T. 1. С. 73).

Вернулся к ночи не в дом – под дом, в подполье... – Отсылка к философской проблематике повести Ф. М. Достоевского «Записки из подполья» (1864).

С. 625. Когда-то Шестов написал сочинение по рабочему вопросу. – См. свидетельство Н. Барановой-Шестовой: «Во время пребывания в университете Шестов написал две большие работы о рабочем вопросе: статью в Москве и диссертацию в Киеве <...> о <...> диссертации он рассказал Фондану: Еще в бытность студентом, я с товарищем своим написал работу о "Положении рабочих в России" по данным фабричной инспекции, – работу, которой не суждено было увидеть свет, так как редакции журналов (хотя и признавали ее интересной), находили слишком обширной и специальной, а цензура слишком резко написанной для того времени» (Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова: По переписке и воспоминаниям современников. T. 1. С. 8-9).

...поклонился кенигсбергскому идолу... – Имеется в виду немецкий философ Эммануил Кант (Immanuel Kant; 1724–1804), преподававший в Кёнигсбергском университете.

Allgemeingültigkeit (нем.) – универсальность.

«De la musique avant toute chose» (фр.) – «О музыке на первом месте!» (пер. В. Я. Брюсова). Цитата из стихотворения П. Верлена «Поэтическое искусство» («Art poétique», 1885).

Не искусившись, не умудришься ~ блаженны неискусившиеся... – Парафраз библейского текста: «Блажен человек, который переносит

973


искушение: потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак 1:12).

С. 625. Лес пошел. Альбом Костромских деревянных резных досок и Ярославских праздничных. – См. комм. к с. 553. История публикации рецензии отражена в записи Ремизова в авторском альбоме, подаренном Рязановскому 7 августа 1915 г.: «Нынче перед Пасхой приехал к нам из Костромы Иван Александрович Рязановский. С этого все и пошло. <...> Я решил написать о нашем почитаемом старце и о трудах его, одобренных самим Философовым <...> Заметку мою под названием "Лес пошел" я отдал Владимиру Николаевичу Гордину для "Вершин". Издатель Д. М. Гутзац отказал, и этот отказ решил уход Гордина из "Вершин", где он заведывал литературной частью журнала. О выходе своем он напечатал письмо, и мы, приглашенные им, ничего не нашли лучшего сделать, как тоже уйти <...> Уходя из редакции "Вершин", Владимир Николаевич Гордин лишился заработка, а получал он 150 р<у>6<лей> в м<еся>ц. Владимир Николаевич так должен был поступить, ревнуя о достоинстве русского писателя» (ГЛМ. Ф. 19. Оп. 1. Ед. хр. 71. Л. 3, 4, 6 об.). Об истории взаимоотношений Ремизова и Рязановского см.: Сизинцева Л. И. Надвязанное: Иван Рязановский – костромское «эхо» Серебряного века // Вестник Костромского университета им. Н. А. Некрасова. 2008. № 18 (серия «Гуманитарные науки»: Энтелехия. Т. 14). С. 142–153.

С. 626. И. А. Рязановский ~ от дьякона Льва... – Точно изложенные биографические сведения. См. «Автобиографию» (1925) И. А. Рязановского: «Родился я в бывшем городе Варнавине Костромской, ныне Нижегородской губернии 6 августа 1869 года в семье помощника акцизного надзирателя, бывшего сыном священника и жившего на получаемое жалованье. Жизнь была средней чиновничьей среды, живущей от 20-го до 20-го числа. Отец был в постоянных разъездах по уезду, а я жил одиноко, рано выучился читать и быстро пристрастился к чтению (ОГКУ ГАКО. Р-107. Оп. 3. Ед. хр. 26. Л. 17).

...«строитель» Романовского музея... – По поручению Костромской ученой архивной комиссии Рязановский организовал Костромской Романовский музей (открыт в 1913 г.), стал его первым директором и передал в музей большую часть своих коллекций предметов народного быта и старинных рукописей и книг.

...доведет на Царевскую. – Указание на костромской адрес Рязановского в 1910-е гг.: Царевская ул., д. 16 (ныне: пр. Текстильщиков, д. 20, литера А).

...дебренского старца Иоанна-блудоборца... – Ремизовское прозвище И. А. Рязановского, связанное с местом его проживания – Костро-

974


мой и местной достопримечательностью – церковью Воскресения Христова на Дебре (XVII в.).

...в Кострому наезжали невские гости: Б. М. Кустодиев ~ М. М. Пришвин ~ Г. К. Лукомский ~ С. В. Чехонин... – Перечислены друзья И. А. Рязановского, которых он консультировал по вопросам русской старины и народного искусства: Кустодиев Борис Михайлович (1878–1927) – художник; Пришвин Михаил Михайлович (1873–1954) – писатель; Лукомский Георгий Крескентьевич (1884–1952) – искусствовед, художник; Чехонин Сергей Васильевич (1878–1936) – художник, график.

И мне привелось быть в Костроме ~ ночь напролет проводя над книгами и в беседах. – Речь идет о посещении Ремизовым Костромы 25 июня 1909 г., когда он на один день останавливался в доме Рязановского (см.: Ремизов А. М. Адреса его и маршруты поездок // РНБ. Ф. 634. Оп. 1. Ед. хр. 3). См. также: Зга-Росток XI. С. 612–615.

...огненный старец Епифаний...Епифаний (ранее 1624–1682) – монах, деятель раннего периода старообрядчества, духовный писатель. Сожжен в срубе вместе с протопопом Аввакумом, Федором и Лазарем.

...благословившись у Воскресения Христова, что на Нижней Дебре... – церковь Воскресения Христова на Дебре (XVII в.) в Костроме.

С. 627. ...тут он с нами на углу Золотоношской и Тележной у Комарова... – указан петербургский адрес Рязановского в 1912–1920 гг.

«Пещерный лев» – см. комм, к с. 553 и 627.

Киево-печерские старцы ~ всю гору изрыли... – Имеется в виду продолжавшееся с XI в. устроение комплекса подземных пещер Киево-Печерской Лавры, где расположены подземные церкви и захоронения монахов.

Зверинец – историческая местность на территории Печерского района г. Киева.

...по Каме, там, где было Болгарское царство... – Булгарское (Болгарское) царство – раннегосударственное объединение, сложившееся в VII в. в Приазовье.

Железные ворота – древнерусское название Уральских гор.

С. 628. Эрратические валуны – обобщенное название каменных глыб, валунов, переносимых ледником на значительные расстояния от коренных выходов материнских пород.

Рябинин Анатолий Николаевич – см. комм, к с. 553.

...книгу стихов... – Имеется в виду изд.: Рябинин А. Н. После грозы: Стихи. Пг., 1918. 85 с.

975


 
Главная Содержание К тексту