КОММЕНТАРИИ

КРАШЕННЫЕ РЫЛА́́

Театр и книга

Мечты

Новая драма 1903 г.

Впервые опубликовано: Товарищество Новой Драмы: Письмо из Херсона // Весы. 1904. Апр. С. 36–39.

Прижизненное издание: КР. С. 80–82.

Основа текста в КР – статья 1904 г. При переработке текста для КР Ремизов сократил начало и конец статьи, посвященные рассказу о театральной деятельности «Товарищества новой драмы», оставив только теоретическую часть. В публикации в «Весах» до абзаца, начинающегося со слов: «"Новая драма" ставит...» следовал текст: «Три года назад, когда в Московском Художественном театре началась смута среди артистов – учеников Станиславского, некоторые из них покинули театр и пошли в провинцию искать своей дороги. Так в 1902–1903 <г>г. возник в Херсоне театр под управлением В. Э. Мейерхольда и А. С. Кошеверова в сотрудничестве с Е. М. Мундт, Н. А. Будкевич и др. Первое время и репертуар, и тон пьес целиком представляли из себя копию школы. И лишь в самое последнее время постановкой "Золотого руна" (Ст. Пшибышевского) и "Втируши" (М. Метерлинка) намечен был свой путь. Быть может, надо было пройти железный режим Станиславского, возбудиться его огромным художественным чутьем, усвоить себе его метод, чтобы, преодолев школу, открыть в себе нечто свое – не родное рутине академизма, а углубление и расширение пройденного. "Товарищество Новой Драмы" – под таким названием начал свой театр Вс. Э. Мейерхольд в сезон 1903–4 г.» (Весы. 1904. Апр. С. 36). После слов «с душой дерзающей» в публикации статьи в «Весах» следовал текст, рассказывающий о конкретной деятельности «Товарищества новой драмы» (Там же. С. 39). Кроме исключения начала и конца статьи по остальному тексту проведена стилистическая правка. См. публикацию текста статьи в «Весах» и комментарий к ней О. М. Фельдмана в кн.: Мейерхольд-Наследие 2. С. 313–316.

Рабкресреп - рабоче-крестьянский репертуар – 1919 г.

Впервые опубликовано: КР. С. 83–84.

937


С. 596. «Новая драма» – эстетически целостное художественное направление в европейской драматургии конца XIX – начала XX в., основанное на противопоставлении своих принципов классицистической и романтической театральным системам.

«Новая драма» ставит своей задачей.... – Заметка Ремизова «Товарищество новой драмы. Письмо из Херсона» (Весы. 1904. Апр. С. 36–39) была написана по просьбе В. Я. Брюсова и отражала теоретическое осмысление Ремизовым результатом деятельности «Товарищества новой драмы» (сезон 1903/1904 г.). См. письмо Брюсова Ремизову от 13 декабря 1903 г.: «Вот бы Вы написали корреспонденцию о Вашей деятельности в Херсоне! Было бы очень интересно» (Брюсов. С. 170). В ответном письме от 3 января 1904 г. Ремизов отвечал: «В Весы напишу не о том, что было, а о чем мечталось в "Театре новой драмы"» (Там же. С. 171).

С. 597. ...театр – культ, обедня – театр. – В письме от 26 июня 1904 г. Ремизов сообщил С. П. Ремизовой-Довгелло о своем знакомстве с Вяч. Ивановым и отметил: «Очень понравилась Вяч. Иванову моя мысль: театр – обедня» (Ремизов А. На вечерней заре: Переписка А. Ремизова с С. Ремизовой-Довгелло / Публ. А. Д'Амелия // Europa Orientalis. 1987. Vol. 6. P. 272. С. 598.

...театр площадей и дубрав... – Ср. в «Письме о зрелищах»

Ж.-Ж. Руссо: «Мы должны отказаться от тех скучных зрелищ, которые объединяют в темном помещении маленькую кучку людей <...> Нет, народ, твои празднества – не таковы! Под открытым небом, на просторе должен ты собираться <...> сами же зрители и будут зрели-

961


 

щем; сделайте их самих актерами; пусть каждый видит и любит себя же самого в других, чтобы тем самым стало теснее общение между всеми» (Роллан Р. Народный театр / Предисл. Вяч. Иванова. Пг.; М., 1919. С. 118-119).

С. 598–599. ...действие Рока на мое я - / А – я / Действующие лица цари ~ / Хор старцев. / Античная трагедия, Шекспир. - / <...> действие моего я на Рок: / я–А. – Отражение концепции Ф. Ф. Зелинского, изложенной в работах «Софокл и героическая трагедия» <введение> и «Трагедия рока» вступительный очерк к трагедии «Царь Эдип»> (Софокл. Драмы / Пер. с введениями и вступ. очерком Ф. Зелинского. М., 1915. Том II. С. VII–LXXVI, 3–69). Ср.: «Даже в сценах трех действующих лиц их диалог сводится к двум или трем последующим диалогам двух из них между собою: мы имеем не А + В + С, а сначала А + В, затем А + С и т. д.» (Там же. С. XXV).

С. 599. ...Театр борьбы и мечты ~ социальная драма... – Ср.: «Драма социальная. За нее с усердием принялось теперь целое поколение новых драматургов <...> этот род, более важный для нашего времени <...> Его непосредственно породили страдания, сомнения и чаяния нашей эпохи, и он неотделим от текущей борьбы, от самой жизни» (Роллан Р. Народный театр. С. 110–111).

962


 
Главная Содержание К тексту