МЕЧТЫ
Новая драма
1903
«Новая драма» ставит своей задачей создание такого театра, который в рядах движений, взбурливших философию и искусства, шел бы с ними охваченный жаждой новых форм для вы-
596
ражения вечных тайн и смысла нашего бытия и смысла земли, выняньчившей человека на крестные страдания, беды и небесный восторг. А назначением театра должно быть изображение той борьбы и тех криков, которые горячими потоками необузданно – с шумом погибающих водопадов, сокровенно – с грозовым затишьем молитвы, изнывающей от отчаяния, выбиваются из груди человеческой, живут и плавят, и точат человеческое сердце, придавленные всею тяжестью повседневной жизни, неприглядной, тупо-горькой, нахально-беззаботной и довольной.
Выполняя такое назначение, театр подымется на высочайшие вершины – глянут в глаза человека великие дали, разверзнутся у подножия темные глуби – разыграется мистерия. И актер, и зритель, как один, озаренные, погрузятся в единое действие, в единое чувство. Голоса души невнятные и странные, голоса души, слышные лишь в роковые минуты, запылают огненными языками. И осветится земля страдной улыбкой мученицы.
Театр – не забава и развлечение, театр – не копия человеческого убожества, театр – культ, обедня – театр.
О таком театре мечтает «Новая Драма». Репертуар – те произведения, которые словом своим засветили новый свет в влачащихся ночах жизни, разбили, разорвали трухлявые, тяжелые людские гнезда, открыли новые земли, бросили неведомые кличи, запалили иные желания.
Но актер – –
Истасканные приемы, угодничество перед публикой, поражающее невежество и при этом величайшее самомнение, – вот и все, что знает актер, а больше ему и знать не полагается: публика принимает!
Тысячи неоригинальнейших и пошлых драм, тысячи плоских комедий, тысячи каких-то «сцен» и «картин», неизвестно зачем взваливаются «великими» и популярными драматургами на спину этих вьючных, убранных бубенцами и колокольчиками – веселых поденщиков, а те из кожи лезут, и несут – искусства ради... А развращенная публика – белый жирный могильный червяк с тьмой цепких, неумолимых ножек – самодовольно переворачиваясь и вздрагивая от сытости с каким-то законно-установленным сладострастием, с каким-то мелким мещански-
597
прикрываемым развратом, хохочет плюющим хохотом и в ладоши хлопает, и понукает, и злорадствует.
«Новая Драма» должна идти наперекор всей этой своре хлеб дающих, всем этим хлопкам и покиваниям, и ждет к себе нового актера, не обмазанного румянами затверженного, а с открытым перемучившимся сердцем, с дерзающей душой.
Рабкресреп
– рабоче-крестьянский репертуар
– 1919
Мне видятся два театра:
театр простора – это театр площадей и дубрав
и театр стен.
На площадях и дубравах:
или разыгрывается русалия – большое всенародное действо с душой, устремленной к вечному, религиозное, безумное;
или театр борьбы и мечты, в котором основа временная, цель устроительная, дух разумный.
Я вижу большой театральный день – по четырем дорогам сходятся на Русалию.
Начинается музыкой – симфония:
устремленность в себя, действие моего я на мое я, издействие –
я – я
Затем трагедия, страсти:
действие Рока на мое я –
А – я
Действующие лица – цари, т. е. достигшие внешних удобств жизни, не связанные внешним. Гармония их жизни – условие для выявления глубочайшей роковой беды жизни самой по себе; все блага, из-за которых идет борьба среди людей, достигнуты, и вот открывается недостижимое, безборное, только борющее, роковое.
Вечное к вечному.
Хор старцев.
598
Античная трагедия, Шекспир.
И третье, действие моего я на Рок:
я –А
начало сказочное – балет.
Балетом и заканчивается Русалия.
На три же части делится Театр борьбы и мечты.
Сначала музыка: боевой медный оркестр.
Затем представление – социальная драма с хором устроите лей жизни.
А заканчивается процессией с пением и пляской.
Театр стен – в нем все: от Балагана до Художественного театра – обрывки жизни – драмы, комедии.
599