Первое произведение
Гулевание
Впервые опубликовано: Первое произведение. Гулеванье. Мелодрама Вячеслава Шишкова «Старый мир»: [Рец.] // ЖИ. 1920. 30 марта. № 413. С. 2.
937
Прижизненное издание: КР. С. 85–90.
Переработанный текст отзыва опубликован в ЖИ в цикле «Первое произведение». В КР текст незначительно стилистически переработан.
Ни за нюх табаку
Впервые опубликовано: Ни за нюх табаку: (Пьеса Евгения Замятина–«Огни св. Доминика») // ЖИ. 1920. 1 авг. № 518/519. С. 2; в цикле «Первое произведение».
Прижизненное издание: КР. С. 91–95.
Рукописные источники: 1) Первое произведение. Ни за нюх табаку.
Варианты, отрывки. – Черновой автограф. <1919> // ИРЛИ. Ф. 2567. Оп. 1. Ед. хр. 41. 16 л.; 2) Первое произведение. «Ни за нюх табаку». Пьеса Евгения Замятина «Огни св. Доминика». – Беловой автограф с правкой. Б. д. // РГАЛИ. Ф. 420. Оп. 1. Ед. хр. 38. 5 л.
О поступлении пьесы Замятина на отзыв см. помету в Записной книжке А. Блока от 2 марта 1920 г.: «Пьеса Замятина "Огни св. Доминика"» (Блок-ЗК. С. 488). Варианты и отрывки чернового автографа отзыва в ИРЛИ содержат более пространную информацию об авторе пьесы. Ср.: «Не потому, чтобы волна упала – и вот на безрыбье рак стал рыбой, а на бесптичьи за соловья пошли ж, нет, по истинной по правде, и по праву, как подлинная рыба (кит) и соловьем (лебедянским) Евг. Ив. Замятин занял место в Петербурге учителя прозаического письма. И нет такой студии, секции, курсов, где бы имя / Евг. Замятин / не значилось бы в качестве учителя прозы. / Моряки, красные милиционеры и просто жаждущие искусства из Дома Искусств слушают курс Замятина, и учатся по указаниям его письму прозаическому. / Радлов С. – драматургию / Анненков Ю. – художество / Гумилев Н. – стих / Чуковский – критику (о Некрасове) / Ал. Блок / философию / Замятин – прозу. / Вот поистине всесветное – неутомимое и в лють лютую и студь студеную и в <1 нрзб> жару – на благо культуры – воспитывает грядущего человека в республике» (ИРЛИ. Ф. 2567. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 8). В ряде неоконченных набросков отзыва текст начинается с изложения подлинного сна Ремизова (Там же. Л. 15,16). Беловой автограф РГАЛИ имеет незначительную лексическую правку. Текст первой публикации в ЖИ лексически соответствует тексту в КР с незначительными пунктуационными вариантами, а также раз делен на три части: «I» – от начала до «Успех обеспечен»; «II» – от «В ту ночь...» до «Завертелся волчком и проснулся»; «III»: от «Не от того, что...» до конца текста.
938
С. 599...на Никитской... – в Москве на Большой Никитской в доме 19/13 располагался музыкально-драматический театр «Парадиз», в котором давали спектакли гастролирующие труппы, в частности, украинские труппы Н. К. Садовского и М. К. Заньковецкой.
«Наталка-Полтавка» (1819) – пьеса украинского драматурга И. П. Котляревского.
С. 600. Гугучая – от гугаться (диал.) – качаться на качелях.
Завалились и всему – каюк – цитата из стихотворения В. Нарбута «Шахтер» (1912). Эпиграфом к стихотворению служит цитата из И. П. Котляревского: «Вин взявши торбу, тягу дав».
Чехов полюбился публике в постановке Художественного театра... – Имеются в виду постановки пьес А. П. Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», осуществленные в 1898– 1904 гг. в Московском художественном театре, основанном в 1898 г. К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко.
«Старый мир» – Шишков В. Я. Старый мир: Мелодрама в 4-х д. Пб., 1920. 69 с. См. письмо В. Шишкова В. Бахметьеву от 23 августа 1920 г. «Мелодрама в 4-х действиях "Старый мир" <...> уже 5 раз шла в Василеостровском театре, с большим успехом» (Шишков В. Я. Неопубликованные произведения. Воспоминания о В. Я. Шишкове. Письма. Л., 1956. С. 254). Подробнее о пьесе «Старый мир» см.: Громова Е. В.
962
Драматургия В. Я. Шишкова как этап творческой эволюции писателя // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2010. Вып. 5. С. 169–176.
С. 601. ...Шишков ~ никакой Радловой драматургии не изучал... – Радлов Сергей Эрнестович (1892–1958) – театральный режиссер и педагог. В 1920 г. в Петрограде основал театр «Народная комедия» (1920–1922). См. автохарактеристику Радловым его работы: в 1919– 1921 гг. «читал лекции на Курсах Мастерства Сценических Постановок по режиссуре и по впервые введенному в России курсу драматургии, как прямому обучению искусству сочинять спектакли для сцены» (Радлов С. Э. Статьи о театре: 1918–1922. Пг., 1923. С. 5).
...и по Замятинским студиям письму не учился... – Имеется в виду чтение Е. И. Замятиным в 1919–1920 гг. лекций в литературной студии по технике перевода при издательстве «Всемирная литература», впоследствии ставшей студией при петроградском Доме искусств. Подробнее см.: Стрижев А. Литературная студия Замятина //Литературная учеба. 1988. № 5. С. 118–119.
...Шишков ~ дикий бежецкий человек, двадцать лет бороздивший тайгу тунгусскую... – В. Я. Шишков родился в г. Бежецке. В 1894–1916 гг. работал техником, затем инженером-изыскателем в Сибири и участвовал в геодезических экспедициях, где обследовал сибирские реки Обь, Енисей, Лену, Чулым, Чарыш, Вию, трассу будущего Чуйского тракта.
...от театра глобуса... – зд.: от театра Шекспира. Определение восходит к названию лондонского театра «Глобус» (1599–1613), здание которого было построено на средства труппы актеров; в ее состав входил У. Шекспир. Его пьесы игрались на сцене этого театра.
Есть пьесы одинокие ~ только хор развертывает сцену, выдвигая ее в зрительный зал и дальше – на площадь. ~ Хор <...> открывающий круг для большого действа. – Ремизовское утверждение роли хора в создании театра будущего восходит к концепции Вяч. Иванова. Ср.: «Организация будущего хорового действа есть организация всенародного искусства <...> Театры хоровых трагедий, комедий и мистерий должны стать очагами творческого или пророчественного, самоопределения народа; и только тогда будет разрешена проблема слияния актеров и зрителей в одно оргийное тело, когда, при живом и творческом посредстве хора, драма станет не извне предложенным зрелищем, а внутренним делом народной общины <...> той общины, которая средоточием своим избрала данную орхестру. И только тогда, прибавим, осуществится действительная политическая свобода, когда хоровой голос таких общин будет подлинным референдумом истинной воли народной» (Иванов Вяч. Предчувствия и предвестия: Новая
963
органическая эпоха и театр будущего (1906) // Иванов Вяч. Собр. соч.: В 4 т. Брюссель, 1974. Т. II. С. 103).
С. 603. «Огни св. Доминика» (1920)– историческая драма Евгения Ивановича Замятина (1884–1937).
Стиль Замятина лебедянский... – Е. И. Замятин родился в г. Лебедянь Тамбовской губернии.
...задачу пьесы – дать историческую картину... – Пьеса Замятина была написана в русле задуманного М. Горьким плана создания цикла пьес и сценариев, посвященных этапным событиям русской и мировой истории. Они должны были служить цели народного просвещения. Для реализации замысла в марте 1919 г. при Петроградском Театральном Отделе (ПТО) была образована Секция исторических картин (1919–1920). «Для цикла были написаны весьма непохожие пьесы <...> "Рамзес" А. А. Блока, "Василий Буслаев" А. В. Амфитеатрова, "Огни св. Доминика" Е. И. Замятина, "Гориславич" А. П. Чапыгина, "Бакунин в Дрездене" К. А. Федина, "Дантон" М. Е. Левберг, "Парижская коммуна" и "Наследство дикаря" В. Б. Шкловского и др.» (Золотницкий Д. Зори театрального Октября. Л., 1976. С. 139). См. также: Иванова Е. Исторические картины // Иванова Е. Александр Блок: Последние годы жизни. СПб.; М., 2012. С. 311–322.
С. 603–604. В ту ночь ~ И приснилось мне ~ Завертелся волчком и проснулся. – Описание реального сна Ремизова, зафиксированного в дневниковой записи от 20 марта 1920 г.: «В ту ночь приснилось мне, будто сижу я в нашей комнате на уголку стола <...> А я сижу с зав<язанной> гол<овой> – <...> и курю с изнывающей думой бездельно. И вдруг слышу, шаги – стучит по лестн<ице>, подумается кто-то. И от стука сердце у меня упало. / – Эх, думаю, не вовремя это все. <Мозг у меня в голове высыхает, а тут соображать надо>. / А уж близко, стучат – в дверь стучат. / Я затаился на миг – и знаю, что понапр<асну> идут, ничего у меня нет, а в то же время страх как<ой>-то пойманный. / И опять стук. Встал я. / – Эх, не во время ж. / Отворяю. / Наш<а> мал<енькая?> прих<ожая> будто расш<иренная> в боль<шой> зал. И входит человек: весь он в крас<ном>, не то это опуще<нные> крылья, не то огром<ные> легки<е>, а внутри ни<чего> нет, толь<ко> какие-то ребр<а>, как<ая-то> кость, вырезанная на гравюре по меди, и лицо – очень бледное и не то что бледное, а как у бедуина, опаленное солнцем, иссуш<енное> жаром и бор<ода> черная, толь<ко> на <нрзб> той бороды, сам<а> собой выросла, из людей никто, пустой и эта голова, как на возду<хе>, п<отому> ч<то> нет ни шеи – пустой и к<акая>-то <?> реберн<ая> кость. / Но глаза глаз<ами> – я посмотрел и увидел через них, то же лицо, т<а>ки<е> <же> глаза
964
и дальше то же лицо и те же глаз<а>, а человек один стоял против меня. / И тако<й> ужас напал на меня – даже не чувств<овал>, я как пойм<анный> заверт<елся> на месте и проснулся, боясь шевельнуться. / А присн<ился> мне этот сон после чтен<ия> пье<сы> Евг. Замя<тина> "Огн<и> св. Д<оминика>" (Инквизиция). В этой пье<се> <так> же стучат, как в мо<ем> сне, и тот же мой ужас от это<го> стука. И есть инквизиторы» (Ремизов А.М. Дневник 1917–1921 гг. // Взвихренная Русь–РК V. С. 507–508). В переработанном виде (гл. «Демон пустыни») описание сна вошло в состав романа-коллажа «Взвихренная Русь» (Взвихренная Русь–РК V. С. 257–258). Пересказ сна так же включен в ремизовский некролог «Стоять – негасимую свечу. Евгений Иванович Замятин. 1884–1937», в дальнейшем вошедший в состав книги «Петербургский буерак»: «Когда я писал отчет о его "Огнях св. Доминика" (1920) – Замятин по природе не лирик, и только строитель, не мог создать трагического театра, – и вышло под оперу, я много об этом думал и мне приснилось. Я увидел одно из самых страшных по сказаниям: его видение было заслонено еще двумя, стоящими один за другим, и через их глаза я проник и увидел: в его глазах кипел нестерпимо щемящий огонь – это был "демон пустыни" – демон одиночества, беспризорности и отчаяния» (Ремизов А. М. Петербургский буерак // Петербургский буерак–РК Х. С. 303).
С. 605. ...отзвук европейского слепого пингвинства! – Пингвинство – зд.: самодовольное мещанство, буржуазность. Отсылка к ключевому образу-символу романа А. Франса «Остров пингвинов» (1908) – пародии на историю Франции, заканчивающейся сатирическим изображением устройства и нравов Третьей Французской республики.
Заволжские огнепальные старцы «Последней Руси»... – раскольничьи наставники, которые в конце XVII-го и на протяжении всего XVIII в. в связи с ожиданиями грядущего конца света и с протестом против преследований властей организовывали добровольные самосожжения обитателей находившихся за Волгой старообрядческих монастырей. См. также скрытую цитату из «Послания» дьякона Федора – сподвижника протопопа Аввакума, сожженного вместе с ним в срубе в 1682 г.: «Мерзость запустѣнiя – неправедное священство и прелесть антихристова на святомъ мѣстѣ поставится, сирѣчь на алтари неправославная служба, еже и видимъ нынѣ сбывшееся. Инаго уже отступленiя нигдѣ не будетъ: вездѣ бо бысть; послѣдняя Русь здѣ» (Дьякон Федор. Посланiе въ Москву из Пустозерска // Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 6: Историко- и догматико-полемические сочинения первых расколоучителей.
965
Ч. 3: Сочинения бывшего Благовещенского собора диакона Федора Иванова / Под ред. Н. Субботина. М., 1881. С. 66). Ср. в «Слове о погибели Русской Земли» (1917): «Где ты, родная твердыня, Последняя Русь? <...> Или нет больше на Руси – Последней Руси бесстрашных вольных костров?» (Взвихренная Русь–РК V. С. 405).
С. 605. ...уставщик макарьевский, в горсти которого были души грешных простецов ~ подлинный ~ инквизитор. – Уставщик – тот, кто наблюдает за порядком чтения и пения в церкви. Подразумевается Никон (в миру Никита Минов; 1605–1681) – патриарх с 1652 по 1666 г. В 1612–1623 гг. он был послушником Свято-Троице-Макарьево-Желтоводского монастыря. В бытность патриархом Никон провел церковную реформу. На церковных Соборах 1654 и 1656 гг. было постановлено унифицировать русские православные обряды и книги в соответствии с греческими. Все, крестящиеся двумя перстами и совершающие службу по старым книгам, были объявлены еретиками, что стало причиной церковного раскола, а в дальнейшем – сожжения в Пустозерске в 1682 г. его лидеров: протопопа Аввакума, дьякона Федора, инока Епифания и попа Лазаря и многочисленных самосожжений раскольников в конце XVII и в XVIII в.
966