КОММЕНТАРИИ

КРАШЕННЫЕ РЫЛА́́

Театр и книга

Дантон. Ромэн Роллан

Впервые опубликовано: Ремизов А. Репертуар: (Окончание): Роман Роллан. Дантон («Творчество», Харьков, 1919, № 1, 2, 3) // ЖИ. 1920. 5 марта. № 389. С. 1.

Переработанный отзыв на пьесу Р. Роллана «Дантон» опубликован в заключительном разделе цикла «Репертуар» вместе с отзывом на пьесу П. Клоделя «Благовещение». Текст в ЖИ соответствует тексту в КР.

936


С. 594. «Дантон» (1899–1900) – пьеса Р. Роллана из цикла «Театр революции». Ромэн (Ромен) Роллан (Romain Rolland; 1866– 1944) – французский прозаик, драматург. Лауреат Нобелевской премии (1915).

...и обезьянского скифа Дантона ~ И обезьянский, и скиф – определения художника Давида ~ в III акте, самом театральном и значительном. – Ремизовская трактовка главного героя как воплощения вольного духа истинной революции, которого судят и приговаривают к смерти прежние товарищи по борьбе с тиранией, получившие власть и после этого сами ставшие деспотами и диктаторами. Лексически характеристика Дантона («обезьянский») восходит к тексту пьесы Роллана – определению внешности героя, которое дает присутствовавший на суде художник Давид: «Я хочу, чтобы потомство корчилось от смеха, глядя на его обезьянью физиономию» (Роллан Р. Дантон. М., 1920. С. 60). Определение героя как «скифа» – новация Ремизова, ак-

959


туализирующая содержание рецензии. Это – скрытая отсылка к теории «скифства» публициста и историка литературы Р. В. Иванова-Разумника, с которым писатель сблизился с середины 1910-х гг. В годы революции Ремизов, хотя и со значительными оговорками, примыкал к «скифам» – литераторам, группировавшимся вокруг Иванова-Разумника, был участником сборников «Скифы». В ночь с 14 на 15 февраля 1919 г. писатель был арестован ЧК вместе с другими близкими Иванову-Разумнику литераторами и художниками по делу сфабрикованного «заговора левых эсеров». В рецензии присутствует скрытая аллюзия на современные события. См. подробнее: Грачева А. М. Алексей Ремизов и древнерусская культура. СПб., 2000. С. 134–143; Обатнина Е. Р. «Битва под Разумником» (к вопросу об авторстве и историческом контексте одного памфлета) // РЛ. 2013. № 3. С. 188–203. Осмысление образа Дантона как вольной «обезьяны» легло в основу формирования семантики Обезьяньей Великой и Вольной Палаты Ремизова как формы интеллектуального противостояния большевистской диктатуре. Подробнее см.: Грачева А. М. Жанр романа и творчество Алексея Ремизова (1910–1950-е годы). СПб., 2010. С. 71–80.

С. 594. Жак Луи Давид (Jacques-Louis David; 1748–1825) – французский живописец, общественный деятель, крупнейший представитель «революционного классицизма». В годы Великой французской революции член Конвента и Якобинского клуба. После термидорианского переворота – «первый художник» Наполеона. После реставрации Бурбонов уехал из Франции.

Дантон ~ китоврас, чарующий дикой песней прирученное ~ человеческое стадо. – Автоотсылка к семантике и сюжету создававшейся в это же время мистерии «Соломон и Китоврас». Ее источником был текст одноименного древнерусского переводного апокрифа XIV в. Китоврас (др.-рус.) от xévxaupoç (греч.) – кентавр. В мистерии Ремизова Китоврас был символическим воплощением свободы – поющим волшебные песни фантастическим крылатым существом, которое так и не смог подчинить своей власти царь Соломон. Подробнее см. статью А. М. Грачевой в наст. изд. (с. 724–727) и текст мистерии «Соломон и Китоврас» (с. 663–675 в наст. изд.).

С. 595. ...на процессе жирондистов, моих жертв... – Жирондистами называлась умеренная республиканская группировка, получившая название по департаменту Жиронда, откуда были родом некоторые ее видные деятели. В 1793 г. сторонники Робеспьера (монтаньяры), к которым присоединился Дантон, обвинили жирондистов в измене революции. 31 октября после судебного процесса 21 жирондист был казнен.

960


 
Главная Содержание К тексту