КОММЕНТАРИИ

КРАШЕННЫЕ РЫЛА́́

Театр и книга

Дантон. Мария Левберг

Впервые опубликовано: Ремизов А. Репертуар. VII. Мария Лёвберг. Дантон: (Рукопись) // ЖИ. 1920. 26 февр. № 382. С. 1.

Прижизненное издание: КР. С. 71–75.

Рукописный источник: Мария Лёвберг. Дантон. – Авторизованная машинопись. Б. д. // ИРЛИ. Ф. 256. Оп. 2. Ед. хр. 29. Л. 14–15 об.

В текстах Ремизова написание фамилии автора варьируется: Левберг / Лёвберг. Переработанный отзыв на пьесу М. Лёвберг «Дантон. Драма в 3-х действиях». См. записку М. Лёвберг Ремизову: «Дорогой Алексей Михайлович! Посылаю удостоверение, а "Дантона" постараюсь Вам доставить в воскресение; совсем затор. <...> Привет мой сердечный Серафиме Павловне» (ИРЛИ. Ф. 256. Оп. 3. Ед. хр. 121. Л. 1 об.). Высказанные в рецензии замечания Ремизова нашли прямое отражение в пометах А. А. Блока на машинописном экземпляре пьесы М. Лёвберг «Дантон» (ИРЛИ. Ф. 654. Оп. 3. Ед. хр. 54. 98 л.). Ср.: «Начало сцены кажется Ремизову "жесточайшим"» (л. 27 об.); «Ремизову сцена кажется обнаженной» (л. 76 об.); «Уедемте отсюда (Ремизов)» (л. 78 об.). Отзыв опубликован в ЖИ в разделе VI цикла «Репертуар» вместе с рецензиями на пьесы Вольмара Люсциниуса «История о кипрском напитке», К. Державина «Арлекин, влюбленный в куклу»,

935


А. Глобы «Мухаммед, покупающий несчастья», М. Левберг «Камни смерти», «Шпага кавалера». При публикации в ЖИ проведена незначительная стилистическая правка. Снято указанное в тексте авторизованной машинописи посвящение пьесы А. М. Горькому. При публикации в КР изменено строфическое деление текста; в финале перед фразой: «Автору же следует помнить ~ легких ролей» – сняты строки: «Пьеса современна и современна. / Любой театр может ее ставить».

936


С. 591. «Дантон» (1919) – пьеса М. Левберг. Премьера состоялась 22 июня 1919 г. в Петрограде в Большом драматическом театре (Петроград). См. записи А. А. Блока в Записной книжке: от 20 апреля 1919 г.: «М. Левберг прислала увесистую драму» (Блок-ЗК. С. 457); от 21 апреля 1919 г.: «Вечером у меня М. Е. Левберг, которую я вызвал говорить по поводу ее прекрасной пьесы "Дантон")» (Там же. С. 457); от 22 июня 1919 г.: «Первое представление "Дантона" (Тиме, Максимов). Мы с Любой. Автора вызывали, поднесли букет роз. Были Горький, Мария Федоровна, Лурье с О. А. <Судейкиной>. Лучше всех был Максимов. Музалевский почему-то сплоховал. Тиме очень плоха» (Там же. С. 464). См. также оценку М. Кузмина в дневниковой записи от 22 июня 1919 г.: «Пьеса пустая, хотя играли хорошо» (Письма М. А. Кузмина к Блоку и отрывки из Дневника М. А. Кузмина / Предисл., публ. и комм. К. Н. Суворовой // ЛН. Т. 92: Александр Блок: Новые материалы и исследования. М., 1981. Кн. 2. С. 163). Оценка пьесы Кузминым отражена в его рецензии (ЖИ. 1919. 22 июня. № 171. С. 1).

Нет ни Робеспьера, ни Марата, ни Демулена ~ да и Дантона ~ нет... – Перечислены имена героев пьесы – лидеров Великой фран-

958


цузской революции. Максимилиан Франсуа Мари Исидор де Робеспьер (Maximilien François Marie Isidore de Robespierre; 1758–1794) – политический деятель, глава левого крыла якобинцев; в 1793 г. он возглавил Комитет общественного спасения и развернул террор против врагов революции. 27 июля 1794 г. (9 термидора) был свергнут и гильотинирован. Жан-Поль Марат (Jean-Paul Marat; 1743–1793) – врач, журналист, радикальный политический деятель, сторонник якобинского террора, убит монархисткой Шарлоттой Корде. Люси Семплис Камилл Бенуа Демулен (Lucie-Simplice-Camille-Benoît Desmoulins; 1760–1794) – адвокат, журналист, примыкал к правому крылу якобинцев (сторонникам Дантона). 5 апреля 1794 г. гильонитирован. Жорж Жак Дантон (Georges Jacques Danton; 1759–1794) – один из основателей Первой республики, первый председатель Комитета общественного спасения, глава правого крыла якобинцев. 31 марта 1794 г. вместе с соратниками был арестован. На сфабрикованном Робеспьером и его сторонниками судебном процессе Дантон был ложно обвинен в заговоре с целью низвержения республики, осужден на смерть и 5 апреля 1794 г. гильотинирован вместе со своими приверженцами.

С. 593. Лучше говорить по-моему, по-московски ~ а не по-киевски, как сказал бы Бердяев и Луначарский... – Ремизов отмечает региональные языковые особенности, обыгрывая биографический фактор – место рождения упомянутых лиц. Сам Ремизов родился в Москве. Философ Николай Александрович Бердяев (1874–1948) родился в Киеве. Революционер, писатель, с 1917 г. – первый нарком просвещения РСФСР Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933) родился в Полтаве.

958


 
Главная Содержание К тексту