КОММЕНТАРИИ

КРАШЕННЫЕ РЫЛА́́

Театр и книга

О человеке – звездах – и о свинье

Впервые опубликовано: Дом искусств: [Сб.]. Пг., 1921. № 1.

Прижизненные издания: 1) На чужбине: Журнал-альманах. Tallinn, 1921. № 1; 2) KP. С. 9-18.

Рукописный источник: «Вызвезд. Память человеку о человеке, звездах и о свинье». 8 января 1920. – Автограф // РГАЛИ. Ф. 420. Oп. 1. Ед. хр. 7.

928


С. 554. «О человеке – звездах – и о свинье» – источник названия статьи – заглавие раздела главы XXVI трактата Якоба Бёме «Аврора, или Утренняя заря в восхождении» (1612) – «О человеке и звездах»

945


(Бёме Я. Aurora, или Утренняя заря в восхождении. М., 1914. С. 396). Образ «свиньи» восходит к персонажу вставной интермедии «Торжествующая свинья, или Разговор свиньи с правдой» из цикла очерков М. Е. Салтыкова-Щедрина «За рубежом» (1880). См. также воспоминания Ремизова об истории написания статьи: «Заседание в "Астории" о культпросвете среди "загородительных отрядов". Хозяин, молодой человек, высказал "гениальную" мысль: / - "Историю" надо писать так, как в издании "Сатирикона", и это должно быть заданием для нашей работы! / Вернувшись домой, я написал "о человеке, звездах и свинье". На следующем заседании я непременно прочитаю, это моя "история"» (Взвихренная Русь– РК V. С. 234).

С. 554. Труд не есть проклятие судьбы... – отсылка к библейской теме грехопадения. Ср. «И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: <...> Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. <...> В поте лица твоего будешь есть хлеб доколе не возвратишься в землю» (Быт 3: 9, 17, 19).

...труд умный... – возможно, отсылка к понятию православной аскетической литературы «умное делание», под которым подразумеваются особые сакральные приемы молитвотворения, заключающиеся в непрестанном повторении молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

...ты мыслишь... – ср. афоризм французского философа Рене Декарта: Cogito ergo sum (лат.) – мыслю, следовательно, существую. Это утверждение представляет собой фундаментальный постулат философии рационализма.

И вот рядом с человеком в человеке же копошится хлев... – отсылка к евангельскому тексту об исцелении Иисусом Христом двух бесноватых. «И бесы просили: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море, и погибло в воде» (Мф 8: 31–32). Вслед за Ф. М. Достоевским (роман «Бесы») Ремизов использовал этот евангельский сюжет в качестве символического образа, связанного с его оценкой антропологического значения Второй русской революции.

С. 555. ...и откроет путь ~ где новая земля, новое небо, другая судьба и суд. – Евангельский мотивы грядущего Страшного суда и преображения. Ср.: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр 21:1).

Искони было так: люди, обладавшие властью, а стало быть и материальными средствами, – материальными средствами, а стало быть, и властью, имели преимущественное право <...> быть честными и добрыми... – Ср. дневниковую запись Ремизова от 3 ноября 1919 г.: «Оже-

946


сточенные мысли приходят мне в ожесточении моем и отчаянии. Я вдруг понял, что добродетельным может быть только богач и властелин. Только власть и богатство дают человеку привилегию быть добродетельным» (Взвихренная Русь– РК V. С. 505).

...только имеющий власть мог дать человеку свободу – освободить заключенного из тюрьмы ~ мог насытить голодного и согреть замерзающего ~ наконец, свободный от вседелания мог и о себе подумать... – Отсылка к евангельскому тексту о Втором пришествии Иисуса Христа и Страшном суде: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей <...> тогда сядет на престоле славы Своей и соберутся пред Ним все народы <...> и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство <...> Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; <...> в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф 25: 31–34, 36). Иносказательное выражение отношения Ремизова к революционным событиям в России.

...вся же прочая сволочь – воры... – Зд. актуализировано старое значение слов: «сволочь» – бродяги, сброд; «вор» – плут, мошенник.

С. 556. В канун войны я навидался этого добра на старой западной земле – в Париже, в Риме, в Берлине и Вене. – Имеется в виду заграничное путешествие Ремизова в июле-августе 1914 г.

Разбить имя – чело – век... – Словесная игра Ремизова восходит к неоднократно высказываемому в устных выступлениях и произведениях периода революции основанному на словесной игре выражению Андрея Белого: «Челе – Века». Ср.: «В Челе Века встает чело-век» (Андрей Белый. «Я»: Эпопея // Записки мечтателей. 1921. № 2/3. С. 91).

С.557. Есть отдых для человека ~ И этот отдых есть звезды. А эти звезды – создание духа человеческого – есть искусство. – Символическая трактовка образа «звезд» восходит к трактату Я. Бёме «Aurora, или Утренняя заря в восхождении». Ср. также посвящение Вяч. Иванова Л. Д. Зиновьевой-Аннибал в сборнике «По звездам»: «<...> эти гадания двоих по тем же Звездам (ибо вместе гадали мы по ним о путях духа до ночи, когда бессмертные Пламенники призвали Тебя от темной Земли) <...>» (Иванов Вяч. По звездам. СПб., 1909. C. [V]).

...видеть звезды, слышать музыку – это большое счастье. – Зд. понятие «музыки» восходит к символическому толкованию пифагорейской «музыки сфер», воспринятой опосредованно, через философскую концепцию эстетического трактата Ф. Ницше «Рождение траге-

947


дии из духа музыки» (1872). На той же семантике образа «музыки» основано ремизовское восприятие личности и творчества А. Блока в повести «Ахру» (гл. «К звездам»): «Блок слышал музыку. И это не ту музыку – инструментальскую – под которую на музыкальных вечерах любители <...>, нет, музыку – <...> та же музыка однажды, не сказавшись словом, дыхом своим звездным вывела Блока на улицу с красным флагом <...> – Я слышу музыку, – повторял Блок. <...> Взвихриться над землей, слышать музыку <...> и нет ни одного из новых поэтов, на кого б не упал луч его звезды» (Ахру–РК VII. С. 14–15).

 С. 557. И тот, кто хочет ~ участвовать на пиру человека ... – отсылка к евангельской притче о брачном пире: «Иисус <...> сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего <...> много званых, а мало избранных» (Мф 22:1, 2, 14).

...и по звездам взлететь до звезд... – восходящее к мистике Я. Бёме представление о природе звезд и о «звездном рождении» как форме преодоления телесной смерти: «Звезды <...> суть самое внутреннее и острое рождение <...> от неба получили звезды свое первое возжжение, и они и суть лишь как бы орудие, которым пользуется Бог для рождения. <...> Звезды <...> беспрестанно зажигают тело сего мира, так что везде совершается рождение <...> кроткая вода жизни <...> со держится в звездах <...> есть она и в теле человека: и кто жаждет этой воды, и выпьет от нее, в том загорается свет жизни» (Бёме Я.Aurora, или Утренняя заря в восхождении. С. 194).

С. 558. ...если физический труд принято считать тяжелым и соединять с ним преимущественное право господства и власти ~ то о труде художника и ученого надо сказать так: труд их не оплатный. И только свинья ~ могла бы сказать, что труд художника и ученого есть легкий... – отклик на современные реалии петроградской жизни эпохи военного коммунизма. См. письмо Ремизова Н. Г. Виноградову от 6 февраля 1920 г.: «С ноября служу в ПТО (Петер<бургское> <Театральное> отделение), просп<ект> Володарского (Литейный, 46) на прежнем положении: чл<ен> реперт<уарной> только не сек<ции>, а коллегии, а упразднят коллегию, уж не знаю, в комиссию, д<олжно> б<ыть>, попаду. Хожу пешком, трамвай ходит только до Адмиралт<ейства>. Очень за зиму измучился. <...> Мы тут все на литеры разделены: физич<еский> труд – А – 1 ф<унт> хлеба в день; менее тяж<елый> – Б – ½;  и самый легкий (умственный, напр<имер>) – В – ¼. Я в В попал»( Письма А. М. Ремизова Н. Г. Виноградову / Публ. А. М. Грачевой // Алексей Михайлович Ремизов: 1877–1957–1993. Былое и думы: Однодневное благотворительное литературное приложение. СПб., 1993. С. 10).

948


Слово есть только бледная тень вещей и мыслей. – Отражение платоновского представления о несовершенстве познания, предстающего в метафорическом образе теней, видимых людьми, сидящими внутри пещеры, на окружающих их стенах: «Разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры? <...> Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия тому, что видят? <...> Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо предметов» (Платон. Государство // Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 295–296).

Страда – зд.: мучение.

С. 559. Засваженный – сведенный для ссоры. Из духа слова родится музыка... – Ср. название эстетического трактата Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872).

Я видел прекрасную инсценировку в Художественном театре «Братьев Карамазовых». – Эта постановка была осуществлена во МХТ в 1910 г. Ремизов не остался в стороне от споров критиков вокруг инсценировок романов Достоевского. Он участвовал в коллективном письме деятелей культуры, протестующих против статьи М. Горького 1913 г. «О карамазовщине», написанной под впечатлением спектакля МХТ. В статье утверждалось негативное влияние инсценировок романов Достоевского на современное русское общество. См.: Батюшков Ф., Венгеров С., Иванов-Разумник Р. И., Мережковский Д., Ремизов А. Письмо в редакцию газ. «Речь» // Речь. 1913.12 окт. № 279. С. 7.

Волшебный фонарь – аппарат для проекции изображений.

949


 
Главная Содержание К тексту