Благовещение
Поль Клодель
Чудесно, живописно, глубокословно.
А какие колокола – восхожие и закатные, и пропастные и поднебесные!
Лебединый звон Заволжья, ведь это – только отклик колоколов, каким когда-то гудел Запад.
Земля, плоды, деревянные истуканы в зубчатых коронах, серебряный цветок проказы, стрельчатые церкви и слово –
595
Проникновеннейшие слова и тайные, почти недоступные или совсем пустые для ушастого глухаря, различающего отчетливо звон серебра от золотого.
А слов больше, чем движений.
Но зритель в восторге.
Как живописен Пролог – въезд строителя Краона и движущаяся за ним большая черная тень, эти скрещенные указательные пальцы Виолоны и поцелуй.
Краон – прокаженный.
Виолона – невеста Жака.
Как трогательны сцены Мары и матери.
Мара, сестра Виолоны, влюбленная в Жака, – забросок с ее клятвой повеситься в день свадьбы сестры.
Трудны, но внятны обяснения Виолоны со своим женихом Жаком – этот серебряный цветок проказы на обнаженной груди.
И до слез звучны обетованные слова и пророчества рождественской службы у шалаша прокаженной Виолоны и чудодейственно чудо – воскрешение мертвого младенца, дочери Мары и Жака.
И как сама вечерняя заря – возвращение из святой земли отца сестер Анн Верксорса.
____________________
Для постановки я мог бы указать единственного знатока колоколов, музыканта и астронома, кавалера обезьяньего знака, А. А. Борисяка.
1918-1919 г.
596