Для сочинения Бесовского действа я пользовался Киево-Печерским Патериком и древними памятниками Прения Живота со Смертью. (Оригинал московского перевода – нижненемецкий листок конца XV в. и текст польский). Руководством мне были исследования акад. И. Н. Жданова, Сочинения, т. I. СПБ. 1904г., книга Ф. Д. Батюшкова, Спор Души с Телом, СПБ. 1891г., Н. Стороженко, Предшественники Шекспира, СПБ. 1872 г., H. С. Тихонравов, Сочинения, т. II. М. 1898 г., А. С. Архангельский, Из лекций по истории русской литературы, Казань. 1913г. Духовный стих – «Плач Адамов» из кн. П. А. Бессонова, Калики перехожие, М. 1861–64 гг.

* * *

Бесовское действо над некиим мужем, а также смерть грешника и смерть праведника, сие есть прение Живота со Смертью – поставлено было на театре В. Ф. Коммиссаржевской в С.-Петербурге. Первое представление состоялось в Варварин день – 4 декабря 1907 года. Ставил пьесу Ф. Ф. Коммиссаржевский. Декорации – художника М. В. Добужинского. Музыка – М. А. Кузмина. Живота играл А. П. Нелидов. Подвижника – А. И. Аркадьев, Смерть – О. Я. Нарбекова, Аратыря – К. В. Бравич (†13 XI 1912) (на втором спектакле заменил Бравича Орлов, отважившийся носить хвост вопреки всяким шуткам газетным и остротам театральным), Тимелиха – А. П. Зонов, много помогавший в постановке действа, Ангела хранителя – Я.Я. Тукалевская, Ангела смерти – С. А. Черокова, Страстного брата – А. Я. Закушняк, Грешную деву – М. А. Русьева, Маски – П. А. Лебединский, А. Я. Феона, Е. В. Сафонова, С. И. Папаев, Странника – Е. П. Таберио, Привратника – Д. Я. Грузинский, Вестника – М. А. Бецкий, Ряженных бесов – К. Э. Гибишан, П. Я. Низковский, А. С. Петраковский. Пом. режиссера – Э. Э. Туриг, много потрудившийся в хождении своем по цензурным мукам.

38

* * *

Бесовское действо ставилось пять раз – 4, 5, 7, 8, 16 и 30 XII. Первое представление прошло под неистовый свист зрителей.

Бесовское действо было первым выступлением Ф. Ф. Коммиссаржевского, как режиссера, М. В. Добужинского, как декоратора, и меня, как автора действ.

 

 

АФИША

___________________________

Краткое изложение Бесовского действа для руководства зрителя по причинам могущей возникнуть независимо от автора неясности.

Пролог

На распутье дорог с широкой дороги въезжает Живот – храбрец и богач, наслаждающийся красотами мира и не думающий о смерти и о будущем суде. А уж Смерть тут как тут: крадучись, по узкой тропе незаметно подошла она и стала с ним лицом к лицу. Начинается спор Живота со Смертью. Из ада, почуяв приближение конца Живота, вылезает демон Аратырь, пребывавший по указу Змия денно и нощно с душой Живота, чтобы взять в ад его душу. Сверху спускается Светлый дух, приставленный охранять душу Живота, и Дух Смерти, разрешающий Смерти подкосить нить человеческой жизни. У Аратыря в руках свиток, весь испещренный грехами, а у Светлого Духа так строчки две добрых дел, да и те неразборчиво. Наступают последние минуты. Смерть произносит последнее слово о муках и начинает с помощью своих беспощадных орудий казни предсмертные мучительства. Демон Тимелих, распутывавший в аду оковы, которыми связывают демоны человеческие души, тоже вылезает из ада и вместе с Аратырем, принявшим душу Живота, они волокут ее в ад к Змию в огонь. Оруженосец Живота, спрятавшийся во время прения за камнем и увидевший воочию весь ужас смерти грешника, выходит потрясенный: минуту назад, преданный своему господину и готовый следовать за ним

39

 

всюду на жизненном пути, теперь, отряхнув от себя прах прежней жизни, удаляется по узкой тропе вдаль от мира и его красот начать новую жизнь.

Действие первое

Последний день Маслены. Давно проводили Масленицу, а народ все еще галдит и пляшет, поджигаемый бесами. Аратырь и Тимелих, наряженные людьми, ожидают выхода из ограды некоего мужа – того самого, который был когда-то оруженосцем Живота и который, чтобы победить страсти, хочет теперь затвориться в пещере. Аратырь поставлен Змием искушать его, Тимелих дан Аратырю в подручные. Целый ряд неожиданностей готовят демоны, но этот некий муж все побеждает и затворяется в пещере.

Действие второе

Некий муж остается в пещере, и несмотря ни на какие проделки демонов, терпеливо выносит все мучения. Аратырь проделал в пещере незаметно для человеческого глаза лазейку и проникает туда, выделывая разные пакости. Он решает во что бы ни стало покончить с затворником, так как Змий уже грозит назначить его на низшую должность: искушать глупых. Для исполнения своего замысла Аратырь усыпляет с помощью Тимелиха подвернувшуюся под руку Грешную деву, и оставив ее валяться у колодца, спускается в ад, где начинаются приготовления для действа. Три черта, наряженных светлыми духами, должны выманить некоего мужа из пещеры и предать его греху. Тимелих же, завидующий Аратырю, подставляет ему ножку, и действо оканчивается одними неприятностями.

Действие третье

Проходят еще две недели, наступает ночь под Пасху – последний день испытаний. Остается всего несколько часов, в течение которых Аратырь должен управиться с некиим мужем.

40

 

Тимелих, который из подручного превращается в руководителя, заручился согласием Змия, и демоны после перекоров напускают его на некоего мужа. Но и в пасти Змия муж побеждает, а удар пасхального колокола низвергает демонов в тар-тарары.

Эпилог

Тихая смерть некоего мужа. Аратырь и Тимелих, разжалованные Змием за неудачное действо, исполняют на земле какие-то общественные обязанности, сортом куда ниже искушения Живота и некоего мужа и исконного своего назначения отводить грешные души в темницу. В аду скука. Миллион миллионов раз на глазах демонов повторяется одно и то же, одна и та же неизменная и непонятная комедия жизни и смерти.

Художник М. В. Добужинский руководился в изображении декораций и костюмов русскими лубочными картинками конца XVII и XVIII веков.

 

В 1-ый раз                                             4-го декабря

БЕСОВСКОЕ ДЕЙСТВО НАД НЕКИИМ МУЖЕМ,

А ТАКЖЕ ПРЕНИЕ ЖИВОТА СО СМЕРТЬЮ

Представление для публики в 3 д., с прологом и эпилогом,

Алексея Ремизова

ПЕРСОНЫ:

Живот………………………………………………………….  А. П. Нелидов        

Некий подвижник, закопавшийся в пещере, он же

Оруженосец Живота…………………………….        А. И. Аркадьев

Смерть.……………… …………………………………………О. П. Нарбекова

Демон Аратырь.……………………………………………….  К. В. Бравич

Демон Тимелих………………………………………………... А. П. Зонов

Светлый дух. ………………………………………………….. Н. Н. Тукалевская

Дух Смерти…………………………………………………….. С. А. Черокова

Евстратий.………………………………………………………. А. Я. Закушняк

Грешная Дева, она же маска Турица.…………………………. М. А. Русьева

41

Тур                                                                                                   П. А. Лебединский
                    

Медведь              маски……………………………………..        А. Н. Феона

Кобылка                                                                                          Е. В. Сафонова

Волк                                                                                                 С. И. Папаев

Странник………………………………………………………… Е. П. Таберио

Привратник……………………………………………………… Д. Я. Грузинский

Вестник…………………………………………………………...М. А. Бецкий

 

Три наряженных демона……………………………………..      К. Э. Гибшман

                                                                                                          П. Я. Низковский

                                                                                                          А. С. Петраковский

Ряженые, бесы, чудаки.

Место действия: у пещеры и в аду.

 

Декорации М. В. Добужинского, костюмы по рисункам

М. В. Добужинского. Музыка М. А. Кузмина.

Хор А. А. Архангельского.

 

Бутафорские вещи Ф. И. Попова и И. И. Заблоцкого.

 

В газетах и журналах напечатаны были карикатуры и рисунки, изображающие декорации и действующих лиц.

I. «Петербургская Газета» от 9/ХII 1907 г.

Рис. неизвестного. Декорация I действия.

Бесовское действо насупротив публики

За то, что с доверием принесла свои рублики.

II. «Стрекоза» от 9/ХII 1907 г. № 99.

Рис. Н. В. Ремизова. 1) Аратырь (Бравич), 2) Тимелих

(Зонов), 3) Декорация Пролога.

III. «Русь» от 6/ХII 1907 г. № 323.

Рис. Сергея Городецкого. Декорация I действия.

IV. «Биржевые Ведомости» от 11/ХII 1907 г. № 10247.

Рис. М. В. Добужинского. 1) Декор. I действия,

2) Живот (Нелидов), 3) Смерть (Нарбекова).

V. «Серый волк» от 16/ХII 1907 г. № 24.

Рис. неизвестного. Второе действие – бесовское действо.

42

 

 

VI. «Театр и Искусство» 1907 г. № 50.

Рис. А. Любимова. 1) Декор. Пролога, 2) Декор.

I действия. Рис. М. В. Добужинского. Смерть (Нарбекова).

VII. «Фарс» 1908 г. № 9.

Рис. неизвестного. Тимелих (Зонов) схватил за заднюю

часть штанов автора действа, чтобы шваркнуть.

VIII. «Зритель» от 12/11908 г. № 1.

Рис. неизвестного. Тимелих (Зонов) играет в Калечину-

Малечину, на верхушке которой сидит автор.

IX. «Аполлон», кн. 12 1911 г.

Рис. М. В. Добужинского.

Много было хлопот с цензурою. Пришлось прибегнуть ко всяким хитростям и вывертам, да и к собственному цензурованию. Старалось несколько опытных и осторожных рук. И я свою приложил заодно. А для разговоров с цензором был отряжен Эрнест Эрнестович Туриг, помощник режиссера, человек неутомимый, находчивый и решительный. И только благодаря его сметке пьеса под видом святочного представления вернулась в театр с разрешением играть.

После представления Г. И. Чулков взял да и написал в «Нашей Жизни», что пьесу уж очень окарнала цензура и получилась пантомима. Цензор справедливо обиделся и напечатано было опровержение. Пришлось отвечать. Глупо, конечно, вышло, но что делать! «В виду опровержения Главного Управления по делам печати по поводу заметки рецензента, считаю долгом дать следующее разъяснение. Действительно, количество строк, исключенных цензурою из представленного мною экземпляра, в общей сложности 4–5. Действительно, если глазом окинуть, пожалуй, и не заметишь; вот тоже, если у человека отрезать какой предмет: всего какой-нибудь язык или еще что, так, пожалуй, тоже не заметишь. От уничтожения напр. рясы в Бесовском действе, где все действо вертится у монастырских стен, само собой уничтожаются сцены, где главное рясы и т. п. Экземпляр для театра, который подавался в цензуру, в виду общих цензурных требований, выжимался в две руки жгутом и уж в подсохшем виде

43

сдан был. И рецензент прав, утверждая, что Бесовское действо шло в искажении независимо от автора его». (Наша Жизнь, декабрь 1907 г.)

Не меньше, чем с цензурой, хлопотно было со Змием: никто не соглашался его изображать – ведь, надо было сидеть в нем на корточках, шевелиться и потом подохнуть.

Сказывали, что смельчак, вызвавшийся на такую роль, потребовал рубль денег и бутылку водки.

* * *

Бесовское действо было напечатано в сборнике «Факелы», № 3, 1908 г. и вошло в восьмитомное собр. соч. изд. Шиповника–Сирина, 1910–1912 гг., т. VIII.

К великому удовольствию всего Буркова дома, где жили мы, и к неменьшему смущению моему и возмущению зрителей, получил я на первом представлении лавровый венок. Ленту и три листочка оставил я себе на память, все же остальное разошлось по щам бесчисленных наших соседей. Появившийся о ту пору в Петербурге писатель М. М. Пришвин ел целый месяц ежедневно, а археолог И. А. Рязановский лакомился только по праздникам со своей Петровной, но зато до самой весны.

44

ХОЖДЕНИЕ ПО ЦЕНЗУРНЫМ МУКАМ

Эрнест Туриг

Бесовское действо поставлено было в дни междуцарствия.

Пьеса была принята Вс. Эм. Мейерхольдом. Прошло одно собрание, был намечен план и вот Мейерхольд ушел. Мейерхольда заменил Р. Унгерн, совещались с Унгерном, но скоро и Унгерн ушел. Пьесу взял Ф. Ф. Коммиссаржевский и А. П. Зонов. Под их глазом она и была разыграна на театре.

Мне выпала путанная роль провести пьесу через цензуру.

Цензура, как известно, во все времена люта и свирепа. И только в свободной анархии, о которой никогда не перестанут мечтать на тесной цензурной земле, красному цензорскому карандашу не будет места. В цензуре, ознакомившись с пьесой, ничего не хотели и слышать – им в каждой строчке мерещилось кощунство и глумле-

44

 

ние. И как я ни доказывал, что бесы по другому, если уж на то пошло, и не могут вести себя и иначе выражаться, приводил примеры из чистейших средневековых мистерий, разыгрываемых при церкви, в которых бесы изощрялись в хуле, что еще больше оттеняло чистоту не-бесов, мои слова ничему не помогли. А кроме того, мне просто заявляли, что в пьесе ничего понять нельзя.

За это-то я и ухватился.

А из цензоров наметил Ланкерта: Ланкерт само собой в пьесе ничего не понимал, а к тому же еще, как лютеранин, и плохо разбирался в бесовских кощунствах.

Есть два рода подожди: одно от неустройства дела или путаницы и медлительности человека, стоящего во главе дела, а другое – халтурное. Тем и другим искони страдали русские учреждения: ждать, халтурить и без толку шататься от стола к столу, это такое исконное, без чего никакого дела никогда еще не делалось на Руси.

Цензор Ланкерт – не русский, аккуратный и точнейший цензор, но служил он в русском цензурном комитете, и чтобы до него добраться, надо было, конечно, ждать, и можно было ждать, сколько угодно, и не дождаться.

Халтура путала дорогу.

Мы поехали с А. М. Ремизовым. Было уговорено, что Ремизов будет молчать, а я буду действовать. И вот, действуя, мы благополучно прошли через все халтурные ходы и дошли до самого Ланкерта.

Ланкерту пьеса была известна.

– Что собственно эта пьеса обозначает? – спросил Ланкерт.

А этого-то нам и нужно было.

– Святочное гаданье! – сказал я.

– Гаданье! – удивился цензор, – так стало быть, это гаданье! – и точно чему обрадовался, или потому, что ничего не понимая, вдруг начал понимать.

– С переодеваниями! А кроме того, черти – я наклонился к цензору и шепотом продолжал, кивая на Ремизова, который сидел хмуро, не говоря ни слова, – ему черти представляются, понимаете, вот и задумал этих чертей хоть одним хвостиком выпустить на сцену, и притом же материальная нужда, тут что-нибудь да перепадет.

45

 

Ланкерт внимательно посмотрел на Ремизова и согласился: он поверил, что Ремизов действительно не в себе, и что пьеса святочное гаданье, ерунда. Ланкерт обещал сгладить шероховатости и разрешить.

И сдержал слово.

Пьеса была поставлена. Хвостатые черти в сюртуках с газетой в руке, свечи, вой бесовский, похоронное пение и Змий, пожирающий отшельника и в конце представления издыхающий, а в зрительном зале неистовый свист и аплодисменты.

На пятом представлении пьесу сняли, но бесовская слава надолго осталась за Ремизовым.

 

1918 г.

 
Главная Содержание Комментарии