Для сочинения Бесовского действа я пользовался Киево-Печерским Патериком и древними памятниками Прения Живота со Смертью. (Оригинал московского перевода – нижненемецкий листок конца XV в. и текст польский). Руководством мне были исследования акад. И. Н. Жданова, Сочинения, т. I. СПБ. 1904г., книга Ф. Д. Батюшкова, Спор Души с Телом, СПБ. 1891г., Н. Стороженко, Предшественники Шекспира, СПБ. 1872 г., H. С. Тихонравов, Сочинения, т. II. М. 1898 г., А. С. Архангельский, Из лекций по истории русской литературы, Казань. 1913г. Духовный стих – «Плач Адамов» из кн. П. А. Бессонова, Калики перехожие, М. 1861–64 гг.
* * *
Бесовское действо над некиим мужем, а также смерть грешника и смерть праведника, сие есть прение Живота со Смертью – поставлено было на театре В. Ф. Коммиссаржевской в С.-Петербурге. Первое представление состоялось в Варварин день – 4 декабря 1907 года. Ставил пьесу Ф. Ф. Коммиссаржевский. Декорации – художника М. В. Добужинского. Музыка – М. А. Кузмина. Живота играл А. П. Нелидов. Подвижника – А. И. Аркадьев, Смерть – О. Я. Нарбекова, Аратыря – К. В. Бравич (†13 XI 1912) (на втором спектакле заменил Бравича Орлов, отважившийся носить хвост вопреки всяким шуткам газетным и остротам театральным), Тимелиха – А. П. Зонов, много помогавший в постановке действа, Ангела хранителя – Я.Я. Тукалевская, Ангела смерти – С. А. Черокова, Страстного брата – А. Я. Закушняк, Грешную деву – М. А. Русьева, Маски – П. А. Лебединский, А. Я. Феона, Е. В. Сафонова, С. И. Папаев, Странника – Е. П. Таберио, Привратника – Д. Я. Грузинский, Вестника – М. А. Бецкий, Ряженных бесов – К. Э. Гибишан, П. Я. Низковский, А. С. Петраковский. Пом. режиссера – Э. Э. Туриг, много потрудившийся в хождении своем по цензурным мукам.
38
* * *
Бесовское действо ставилось пять раз – 4, 5, 7, 8, 16 и 30 XII. Первое представление прошло под неистовый свист зрителей.
Бесовское действо было первым выступлением Ф. Ф. Коммиссаржевского, как режиссера, М. В. Добужинского, как декоратора, и меня, как автора действ.
АФИША
___________________________
Краткое изложение Бесовского действа для руководства зрителя по причинам могущей возникнуть независимо от автора неясности.
Пролог
На распутье дорог с широкой дороги въезжает Живот – храбрец и богач, наслаждающийся красотами мира и не думающий о смерти и о будущем суде. А уж Смерть тут как тут: крадучись, по узкой тропе незаметно подошла она и стала с ним лицом к лицу. Начинается спор Живота со Смертью. Из ада, почуяв приближение конца Живота, вылезает демон Аратырь, пребывавший по указу Змия денно и нощно с душой Живота, чтобы взять в ад его душу. Сверху спускается Светлый дух, приставленный охранять душу Живота, и Дух Смерти, разрешающий Смерти подкосить нить человеческой жизни. У Аратыря в руках свиток, весь испещренный грехами, а у Светлого Духа так строчки две добрых дел, да и те неразборчиво. Наступают последние минуты. Смерть произносит последнее слово о муках и начинает с помощью своих беспощадных орудий казни предсмертные мучительства. Демон Тимелих, распутывавший в аду оковы, которыми связывают демоны человеческие души, тоже вылезает из ада и вместе с Аратырем, принявшим душу Живота, они волокут ее в ад к Змию в огонь. Оруженосец Живота, спрятавшийся во время прения за камнем и увидевший воочию весь ужас смерти грешника, выходит потрясенный: минуту назад, преданный своему господину и готовый следовать за ним
39
всюду на жизненном пути, теперь, отряхнув от себя прах прежней жизни, удаляется по узкой тропе вдаль от мира и его красот начать новую жизнь.
Действие первое
Последний день Маслены. Давно проводили Масленицу, а народ все еще галдит и пляшет, поджигаемый бесами. Аратырь и Тимелих, наряженные людьми, ожидают выхода из ограды некоего мужа – того самого, который был когда-то оруженосцем Живота и который, чтобы победить страсти, хочет теперь затвориться в пещере. Аратырь поставлен Змием искушать его, Тимелих дан Аратырю в подручные. Целый ряд неожиданностей готовят демоны, но этот некий муж все побеждает и затворяется в пещере.
Действие второе
Некий муж остается в пещере, и несмотря ни на какие проделки демонов, терпеливо выносит все мучения. Аратырь проделал в пещере незаметно для человеческого глаза лазейку и проникает туда, выделывая разные пакости. Он решает во что бы ни стало покончить с затворником, так как Змий уже грозит назначить его на низшую должность: искушать глупых. Для исполнения своего замысла Аратырь усыпляет с помощью Тимелиха подвернувшуюся под руку Грешную деву, и оставив ее валяться у колодца, спускается в ад, где начинаются приготовления для действа. Три черта, наряженных светлыми духами, должны выманить некоего мужа из пещеры и предать его греху. Тимелих же, завидующий Аратырю, подставляет ему ножку, и действо оканчивается одними неприятностями.
Действие третье
Проходят еще две недели, наступает ночь под Пасху – последний день испытаний. Остается всего несколько часов, в течение которых Аратырь должен управиться с некиим мужем.
40
Тимелих, который из подручного превращается в руководителя, заручился согласием Змия, и демоны после перекоров напускают его на некоего мужа. Но и в пасти Змия муж побеждает, а удар пасхального колокола низвергает демонов в тар-тарары.
Эпилог
Тихая смерть некоего мужа. Аратырь и Тимелих, разжалованные Змием за неудачное действо, исполняют на земле какие-то общественные обязанности, сортом куда ниже искушения Живота и некоего мужа и исконного своего назначения отводить грешные души в темницу. В аду скука. Миллион миллионов раз на глазах демонов повторяется одно и то же, одна и та же неизменная и непонятная комедия жизни и смерти.
Художник М. В. Добужинский руководился в изображении декораций и костюмов русскими лубочными картинками конца XVII и XVIII веков.
В 1-ый раз 4-го декабря
БЕСОВСКОЕ ДЕЙСТВО НАД НЕКИИМ МУЖЕМ,
А ТАКЖЕ ПРЕНИЕ ЖИВОТА СО СМЕРТЬЮ
Представление для публики в 3 д., с прологом и эпилогом,
Алексея Ремизова
ПЕРСОНЫ:
Живот…………………………………………………………. А. П. Нелидов
Некий подвижник, закопавшийся в пещере, он же
Оруженосец Живота……………………………. А. И. Аркадьев
Смерть.……………… …………………………………………О. П. Нарбекова
Демон Аратырь.………………………………………………. К. В. Бравич
Демон Тимелих………………………………………………... А. П. Зонов
Светлый дух. ………………………………………………….. Н. Н. Тукалевская
Дух Смерти…………………………………………………….. С. А. Черокова
Евстратий.………………………………………………………. А. Я. Закушняк
Грешная Дева, она же маска Турица.…………………………. М. А. Русьева