© Е.Р. Обатнина, © Е.Е. Вахненко

Хроника жизни и творчества А.М. Ремизова

1952


Адрес: 7, Rue Boileau, Paris XVI


Круг общения, переписка: Д.А. Соложов, Ю.П. Иваск, Б.Н. Рапчинский, В.П. Никитин, Н.В. Резникова, Д.Г. Резников, А.А. Горская, И.В. и Н.В. Кодрянские, О.Е. Колбасина-Чернова, В.А. Александрова, Н.Г. Львова, Т.М. (Thylette) Лурье и А.С. Лурье, П.П. Сувчинский, О.В. Андреева-Карлайль и Г. Карлайль, В.Н. Емельянов, Е.Д. Унбегаун, Г.В. Чижов, О.В. фон Дервиз


Творческая работа: повесть «Тристан и Исольда»; альбом рисунков к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя; «Огонь вещей: Сны и предсонье» (часть о Гоголе), книга «Иверень. Загогулины моей памяти»; альбом рисунков к книге сказок Н. Кодрянской, роман «Мышкина дудочка»; сборник сказок «Павлиньим пером»


Опубликованные книги: «В розовом блеске», «Мелюзина. Брунцвик»


Регулярные события: по четвергам в квартире Р-ва «восточные беседы» с востоковедом В.П. Никитиным; сотрудничество с американскими периодическими изданиями: газетой «Новое русское слово» и «Новым журналом» ‒ осуществлялось через Н.В. Кодрянскую, которой писатель отправлял свои рукописи; литературные беседы в переписке с Ю.П. Иваском


 

Конец декабря 1951 ‒ начало января 1952 ‒ в «Издательстве имени Чехова» (Нью-Йорк) после рассмотрения к печати присланных писателем двух рукописей выбран роман под первоначальным названием «Оля», роман «Плачужная канава» возвращен автору. По требованию редакции Р. был вынужден сократить текст. Ср. письмо с упоминанием главного издательского редактора: «Я прошу Александрову в конце моего предисловия к пяти частям сделать от редакции примечание, что первые две части не печатаются из "экономии места" <…> Будет конечно не то, что задумано, но пусть останется никогда не изданное, а частью нигде не появившееся в печати. (Но почему они так плохо думают о своем читателе?)» [Кодрянская, 1977, 228, 229]. Посредником в отношениях Р.-ва с издательством выступила Н.В. Кодрянская

Январь, 24 ‒ сообщает Александровой об изменении заглавия романа «Оля», а в конце месяца подписывает договор на издание книги «В розовом блеске». Ср.: «Договор подписал, засвидетельствовал меня А.С. Лурье. И вот доверенность. Спасибо. Книга будет называться. В розовом блеске (417 стр.) (III, IV, V части Оли)» [Кодрянская, 1977, 233]

Январь, последняя неделя ‒ в студии «Club d'Essai» проходит подготовка к записи литературной передачи с участием Р.-ва

Январь ‒ март ‒ Р. продолжает искать издателя для сказок Н.В. Кодрянской


Февраль, первая неделя

‒ Р. страдает невралгией лицевого нерва; значительное ухудшение зрения;

‒ издательство YMCA PRESS отказывает писателю в издании очерков о Гоголе, приготовленных  к 100-летию со дня смерти классика. Ср.  его письмо: «И куда мне девать Чичикова? Ведь это гоголевское надо сейчас, к юбилею» [Кодрянская, 1977, 236];

– рукопись очерка «Судьба Гоголя» отправлена в газету «Русские новости» (опубликована в юбилейном номере, 29 февраля)

Февраль, 3 ‒ радиотрансляция выступления Р.-ва в литературной передаче «Principauté des lettres»; вместе с писателем запись слушали А.С. Лурье и П.П. Сувчинский

Февраль, 19 ‒ у Р. с дружеским визитом художник-декоратор Э.Ф. Прево де Бельво (Prevo de Belvo)

Февраль, 20 ‒ в письмах Кодрянской Р. высказывает свои впечатления о статье Ф. Степуна «Москва и Петербург накануне войны 1914 года»: «<…> три страницы о нашей петербургской встрече (о московской он забыл, я хорошо помню). Любопытно, как кто видит: Степун запомнил, что у меня "длинные ноги", стало быть <,> я ему виделся "карамором". Конечно, Степун не такой "умный", как Адамович, но за то литературно образованный и "ост"ями никого не насмешит <…> я вдруг понял, да ведь он меня хотел представить пауком. А ведь он прав: развесить такую паутину ‒ книжное хозяйство и мысленно бегать из угла в угол, конечно, сравнить с пауком. Только Степун меня не знает, если не видит, из каких корней мое слово и вся эта паутина. Он не заметил горький ключ ‒ мою боль» [Кодрянская, 1977, 239‒240, 242]

Февраль, 21 ‒ Генрих Карлайль, супруг О.В. Андреевой-Карлайль, возил Р.-ва в глазную клинику. Ср.: «Очень меня измучило исследование. На правый я ничего не вижу ‒ ночь. А левым кое-что. Я читаю, но это чудом» [Кодрянская, 1977, 240]

Февраль, 29 ‒ завершена работа над рисунками к «Мертвым душам» Гоголя


Март, 2 – в газете «Новое русское слово» (Нью-Йорк) появилось эссе Р.-ва «Сто лет со дня смерти Гоголя: Ноздрев: смертный исторический»

Март, 3 ‒ из «Издательства имени Чехова» присланыгранки рукописи «В розовом блеске», выверенные корректором Г.Н. Кузнецовой. В связи с тяжелым состоянием зрения вычитывать «зверскую корректуру» Р.-ву помогали близкие друзья – Н.Г. Львова, Е.Д. Унбегаун, О.Е. Колбасина-Чернова, Н.В. Резникова, В.Н. Емельянов

Март, 20 – Р., сообщая редактору Александровой свои впечатления о наборе рукописи, писал: «По слепоте не могу читать корректуру. А только слушаю…»  [Ремизов, Т. 15, 732]


Апрель ‒ работает над рукописью книги сказок Н. Кодрянской

Апрель, 1 ‒ отправляет в подарок Д.А. Соложову книгу «Бесноватые: Савва Грудцын и Соломония» (1951), выпущенную издательством «Оплешник»


Май, 12 ‒ Ю.П. Иваск отправляет Р.-ву на прочтение свою статью, подготовленную в честь предстоящего юбилея писателя ‒ 75-летия со дня рождения (в 1952 г. статья не появилась в печати)

Май, до 14 ‒ редактор и издатель «Нового русского слова» М.Е. Вейнбаум принимает к публикации серию рассказов из цикла «Кочевник», но отказывается печатать эссе, посвященные «Мертвым душа» Гоголя («Манилов» и «Тройка»)

Май, 24 ‒ Р. в сопровождении Г.В. Чижова посещает могилу С.П. Ремизовой-Довгелло

Май, 25 ‒ Ю.П. Иваск сообщает о своей исследовательской работе (подготовка «Избранного» писателя для «Издательства имени Чехова»). Ср.: «Занимаюсь Розановым ‒ часто ссылаюсь на Вас ("Письма Розанова" и "Памяти Розанова"). Был бы счастлив, если после многих лет, Вы бы опять вспомнили его! Тогда всегда ‒ новое восприятие. Трудно доказать, а нужно именно доказать ‒ разговорность <Розанова>» [Письма Иваска, 2019, 501]


Июнь, 11 ‒ Р. в письме благодарит Д.А. Соложова за присланные рисунки, сделанные к «Савве Грудцыну» и «Мелюзине» (не опубликованы)

Июнь, 21 ‒ Г. Адамович в гостях у Р.-ва накануне с 75-летием писателя (по старому стилю). Вскоре был опубликован очерк критика «У Ремизова» (Новое русское слово. 1952.  22 июня)

Июнь, 22 ‒ на страницах нью-йоркской газеты «Новое русское слово» в разделе, посвященном 75-летию со дня рождения и 50-летию литературной деятельности Р.-ва, опубликованы юбилейные статьи Ю. Сазоновой, Вяч. Завалишина, А. Седых. Ср.: «Юбилейный № Н.Р.С. тут произвел большое впечатление. Из "Русской Мысли", где Зайцев, был П.Е. Ковалевский, хочет написать о 50-и летии, а из "Русских Новостей", где я больше не печатаюсь Хохлов и Савченко, тоже "несмотря на..."» [Кодрянская, 1977, 278]

Июнь, 24 ‒ Р-в принимает поздравления с 75-летием, которое отмечается по старому стилю

Июнь ‒ июль, до 7 ‒ по сообщению П. Паскаля,книга Р.-ва «Подстриженными глазами» как образцовое произведение русской словесности включено в список текстов, предлагавшихся для экзаменационного перевода студентам-выпускникам историко-филологического факультета Сорбонны


Июль, первая декада ‒ в издательстве «Оплешник» вышла в свет книга «Мелюзина. Брунцвиг»

Июль, 11 – в газете «Русские новости» в рубрике «75-летие А.М. Ремизова» вышли статьи А. Потоцкого «Словесные лады» и «На улице Буало» автора, подписавшегося криптонимом Е.С.

Июль, 19 ‒ у Р.-ва редактор нью-йоркского «Нового журнала» М.М. Карпович, который принял к рассмотрению к печати четыре эссе из цикла о «Мертвых душах» Гоголя (публикации не состоялись)


Август, 1 или 2 ‒ у Р.-ва В.П. Никитин, который оставляет памятную запись со строками из персидских стихов на экземпляре книги «Мелюзина. Брунцвик»

Август, 9 ‒ Б.Н. Рапчинский в письме отзывается о книге «Мелюзина. Брунцивик»


Сентябрь, 19

Иваск в письме из Гарварда продолжает, начатую в предыдущей переписке тему исследования личности и творчества В.В. Розанова, приготовив для писателя опросный лист, содержание которого намерен использовать в своем лекционном курсе. Ср.: «Дорогой Алексей Михайлович, для меня драгоценны Ваши письма о Розанове. Мало кто его знает, как Вы, и, может быть, – никого нет – кто бы его так понимал. Как я буду благодарен за все Ваши заметки на прилагаемом листе…» [Письма Иваска, 2019, 504]. Здесь же литературовед благодарит за присланные ему в подарок книги «Мелюзина. Брунцвиг» и «В розовом блеске»;

‒ в газете «Русская мысль» вышла статья Б.К. Зайцева, посвященная 50-летию творческой деятельности Р.-ва


Октябрь, 2 ‒ отправляет Ю.Б. Елагину свою книгу «Пляшущий демон: Танец и слово» (1949) и заметки о Вс. Мейерхольде


Ноябрь, 9‒10 ‒ Ю.П. Иваск на правах одного из со-редакторов готовящегося к изданию в начале 1953 г. нового нью-йоркского журнала под названием «Опыты» приглашает Р.-ва к сотрудничеству, предлагая написать о Розанове (идея не была реализована в данном издании; очерк «Розанов» был опубликован 6 декабря 1953 г. в «Новом русском слове»)


Декабрь, 2 ‒ в нью-йоркской газете «Новое русское слово» опубликовано эссе Р.-ва «Говорит Алексей Ремизов», в котором писатель собрал свои рассуждения о писательском мастерстве (датировано 22 ноября 1952 г.)

Декабрь, 28 ‒ Иваск восторженно откликается на предложении Р.-ва прислать для журнала «Опыты» рассказ «о мраморной кукле Потемкина» (др. названия «Кукла», «Статуэтка»), однако выражает опасения по поводу печатной судьбы этого произведения: «Мне Ваше – о кукле – очень по вкусу. Но опасаюсь нравственной цензуры (не редакторов, а издателей). Это – между нами. Нет ли у Вас – только о Розанове?» [Письма Иваска, 2019, 504]


 
Назад На главную