1926

Адамович Г. Литературные беседы <Журнал "Версты"> // Звено. 1926. 22 августа. № 186. С. 1–2.

В частности, о Ремизове.
Также см. републикации 1998 г., 2015 г.


Айхенвальд Ю. Литературные заметки // Руль. 1926. 13 января. № 1554. С. 2–3.

На с. 3 о рассказах «Труддезертир», «По бедовому декрету».


Айхенвальд Ю. Литературные заметки // Руль. 1926. 28 апреля. № 1642. С. 2–3.

На с. 2 о рассказе «Страды Богородицы: Из книги „Страды мира“».


Айхенвальд Ю. Литературные заметки // Руль. 1926. 11 августа. № 1729. С. 3.

Рецензия на журнал «Версты» (1926. № 1), в частности, о Ремизове.


Айхенвальд Ю. Литературные заметки // Русское слово (Харбин). 1926. 5 февраля. № 5. С. 3.

О рассказах Ремизова «Труддезертир», «По бедовому декрету» в журнале "Современные записки".


Антон Крайний. Мертвый дух // Голос минувшего на чужой стороне. 1926. № 4. С. 257–266.

На с. 260  о Ремизове как участнике журнала «Благонамеренный».


Бенедиктов М. «Современные записки». Книга XXVII // Последние новости. 1926. 15 апреля. № 1849. С. 3.

О Ремизове в кругу писателей-современников; отзыв о рассказе «Esprit. Histoire-salade: Сказ-вяканье».


Бунин И. «Версты» [№ 1] // Возрождение. 1926. 5 августа. № 429. С. 3.

В частности, о Ремизове.
Также см. републикацию статьи в 2000 г.


В. Ч. Благонамеренный. Книга II. Март-апрель // Версты. 1926. № 1. С. 211212.

На с. 211 о Ремизове: «”Страды Богородицы” Ремизова поистине великолепны (“великолепны” ‒ это слово не подходит, но другого не могу найти). Читая их, содрогаешься и радуешься ‒ бесконечная чистота и чистая, глубокая высота. Как в молитве ‒ лучшие, прекраснейшие слова».


Горбов Д. Мертвая красота и живущее безобразие // Красная новь. 1926. № 7. С. 234–245.

На с. 244 о творчестве Ремизова.


Д. <Шаховской Д. А.> «Воля России» (журнал политики и культуры). № III. Прага // Благонамеренный. 1926. Кн. 2. Март – апрель. С. 177–178.

На с. 177 по поводу готовящейся к печати книги «Взвихренная Русь».


Дмитрий Кобяков. Вешняк. Париж, 1926. Стр. 31 // Руль. 1926. 14 апреля. № 1630. С. 3.

Без подписи.
В рубрике «Критика и Библиография».
Отзыв на сборник стихов  Д. Кобякова (изд. «Птицелов»), с упоминанием косвенного участия Ремизова в оформлении: книги, которая  «снабжена факсимиле “обезьяньей грамоты”, выданной на имя автора А.М. Ремизовым, (как известно, наш маститый писатель и затейник любит этим развлекаться) <…>».
См. также: 2021: II (Обатнина Е. Р. «Птицелов» из ремизовского «гнезда»: к парижской биографии поэта Дмитрия Кобякова).


Железная Маска. Говорят, что… // Иллюстрированная Россия. 1926. № 15 (48). Апрель. С. 6.

Подборка новостей, в частности заметка о Ремизове: "Н.А. Тэффи и А.М. Ремизов в Брюсселе. Прием в академической группе. Прием в редакции "Благонамеренного". Речи. Тосты. Вернувшаяся в Париж Н.А. Тэффи вне себя от восторга. Ремизов же напуган всей этой помпой до последних пределов и уверяет, что больше – никуда, нет уж!"


Железная Маска. Говорят, что… // Иллюстрированная Россия. 1926. № 46 (79). Ноябрь. С. 22.

Подборка новостей, в частности заметка Ремизове: "Кто бы мог поверить, что А.М. Ремизов, "Царь обезьяний", заядлый спортсмен? В прошлое воскресенье он присутствовал на матче на стаде <так!> "Елизабетт", все время волновался, аплодировал игрокам и все уверял, что если бы литературная работа не занимала все его время, он сам записался в Русскую Футбольную команду. Хорошо еще теннис или рэгби. Обязательно займусь будущей весной!"


За рубежом [Рубрика] // Звено. 1926. 5 декабря. № 201. С. 13.

Без подписи.
Анонс книги «Взвихренная Русь».


Зайцев К. Проблема и загадка Лескова // Возрождение. 1926. 11 февраля. № 254. С. 3.

Текст о Ремизове.


Зарубежные сотрудники «Слова» // Слово. 1926. 15 марта. № 100. С. 2.

Портрет Ремизова в составе фотогалереи писателей.


Злобин Вл. «Версты» // Новый дом. 1926. № 1. С. 35–37.

На с. 35–36 о Ремизове.


И. Б–в. Про политику, культуру и этнографию: Письмо из Латвии // Последние новости. 1926. 4 июля. № 1920. С. 3.

Содержит ответ на публикацию анкеты «Как я проведу лето: анкета среди писателей: анкета среди писателей».


Календарь писателей // Новое русское слово. 1926. 6 июня. № 4879. С. 5.

Без подписи.
Текст: «А. Ремизов пишет агиографический роман «Николай Чудотворец». Книга выйдет в издании Y.M.C.A. Press. Несколько глав с разрешения издательства появятся в ном. 1 журнала «Версты».
В рубрике «Литература и искусство».


Календарь писателя [Рубрика] // Последние новости. 1926. 27 мая. № 1891. С. 4.

Сост. рубрики Я.М. Цвибак (А. Седых).
Без подписи.
Заметка о работе Ремизова с материалами «Жития Николая Чудотворца», а также о готовящейся к печати повести «Лави» (La Vie), частично опубликованного в «Современных записках».


Календарь писателя [Рубрика] // Последние новости. 1926. 3 июня. № 1898. С. 3.

Сост. рубрики Я.М. Цвибак (А. Седых).
Без подписи.
Сообщение о скором выходе в издательстве «Таир» книги «Взвихренная Русь» – рассказы о революции (1917–1921 гг.).


Календарь писателя [Рубрика] // Последние новости. 1926. 24 июня. № 1919. С. 3.

Сост. рубрики Я.М. Цвибак (А. Седых).
Без подписи.
Сообщение о работе Ремизова над серией рассказов под общим названием «Северные Афины», которые должны появиться в «Современных записках».


Календарь писателя [Рубрика] // Последние новости. 1926. 21 октября. № 2038. С. 3.

Сост. рубрики Я.М. Цвибак (А. Седых).
Без подписи.
Сообщение о скором выходе книг Ремизова «Взвихренная Русь» в издательстве «Таир» и трилогии «Оля» в издательстве «Вол».


Календарь писателя [Рубрика] // Последние новости. 1926. 28 октября. № 2045. С. 3.

Сост. рубрики Я.М. Цвибак (А. Седых).
Без подписи.
Сообщение об окончании работы Ремизова над повестью «Северные Афины».


Календарь писателя [Рубрика] // Последние новости. 1926. 12 ноября.  № 1704. С. 4.

Сост. рубрики Я.М. Цвибак (А. Седых).
Без подписи.

Текст: «Переехавшая на постоянное жительство в Париж поэтесса Марина Цветаева становится во главе ежемесячного журнала "Щипцы". Журнал будет посвящен, главным образом, печатанью стихов, но в первом номере появится новая повесть Ф. Степуна "Утопленник"»
.


Крайний А. О «Верстах» и о прочем <№ 1>// Последние новости. 1926. 14 августа. № 1970. С. 2–3.

О Ремизове: «Никто не будет отрицать, что в таланте Ремизова и раньше замечалось больше тяготенья к звериному, нежели к человеческому».


Кульман Н. Зачем молодиться? («Современные записки», кн. 27-ая и 28-ая) // Возрождение. 1926. 14 октября. № 499. С. 3.

О рассказе «La Matière».


Кульман Н. Пятилетие «Современных записок» (Книга 26-ая) // Возрождение. 1926. 21 января. № 233. С. 3.

О рассказе «Труддезертир».


Лазаревский Б.А. Мысли о русских писателях первой четверти 20-го века. Ремизов А.М. // Последние известия. 1926. 14 января. № 9 (1732). С. 2.

Текст: "Человек с большой хитринкой. Но ему искренно опротивели проторенные дорожки беллетристики, и вот он взял да и начал расчищать среди чертополохов да бурьянов свою собственную дорогу, а ступеньки на ней одна на другую не похожи, но взбираться по ним наверх - нескучно".


Мельникова-Папоушек Н. «Благонамеренный» (журнал русской литературной культуры. Кн. I-ая – январь-февраль 1926 г. Брюссель. 175 с.) // Воля России. 1926. № 3. С. 200–202.

На с. 202 о "Купчей" Ремизова, отмечается "случайность" публикации и то, что "материал этот не без интереса".


Мельникова-Папоушек Н. О «Благонамеренном» // Воля России. 1926. № 5. С. 194–195.

На с. 194 о легенде Ремизова "Страды Богородицы": "Что особенно радует во втором номере «Благонамеренного», так это отдел художественной прозы, который был самым слабым в предыдущей книге. На первом месте, конечно, стоит поразительная вещь Ремизова – Страды Богородицы: в ней Ремизов вернулся к своей старой манере, хотя бы тех же апокрифов и театральных произведений. Мягкий стилизованный рассказ переливается, как жемчужная река. Великолепный слог не затемняет глубокого содержания. «Страды Богородицы» могут служить примером абсолютно органического слияния духа и плоти".


Мировая жизнь <рубрика> // Последние известия. 1926. 16 июля. № 155 (1878). С. 3.

Без подписи.
О Ремизове: "‒ С писателем А. Ремизовым, живущим, как известно, в Париже, произошел на днях необыкновенный случай несколько мистического свойства. А. Ремизов приготовил к печати сборник своих рассказов, в одном из которых есть такие строки: “И когда после страдных дней (очень странных!) в дождик упаду где-нибудь под забором (или автомобилем раздавит!)” … и т.д. На следующий же день после сдачи рукописи в редакцию “Воля России” А. Ремизов действительно попал на улице под автомобиль, по счастью отделавшись легкими ушибами".


Мочульский К. Литературные беседы // Звено. 1926. 7 ноября. № 197. С. 1–2.

Об отрывке «Про любовь: Из романа „Ров львиный“».


Мочульский К. Новый роман А. Ремизова // Звено. 1926. 20 июня. № 177. С. 1–2.

О повести «Оля».


Никитина Е.Ф. Русская литература от символизма до наших дней: Лит.-соц. семинарий. М.: Никитин. субботники, 1926. 544 с.

На с. 380–382 биография Ремизова с библиографией его произведений. В разделе «Биобиблиографический словарь (1890–1926)».


Осоргин Мих. Дядя и тетя. «Благонамеренный». Книга 2‑я. Брюссель, 1926 // Последние новости. 1926. 29 апреля. № 1863. С. 2–3.

На с. 2 о творчестве Ремизова в кругу писателей-современников: об отрывке «Страды Богородицы» из книги «Страды мира» и о серии библиографических заметок, опубликованных Ремизовым в разделе «Россика».


П. <Пильский П.>. «Современные Записки». Общественно-политический и литературный журнал. XXVI. 1925 г. Париж // Сегодня. 1926. 30 января. № 23. С. 3.

В частности, о рассказе Ремизова «Труддезертир».


<Паперная Э.> Алексей Ремизов // Парнас дыбом. Про: козлов, собак и Веверлеев. Третье изд. / Сост. Э. С. П.<аперная>, А. Г. Р.<озенберг>, А. М. Ф.<инкель> [Харьков]: Космос, 1926. С. 48.

Без подписи.
Пародия на произведения Ремизова; датированная 1909 г.


Пильский П. "Современные записки". Общественно-политический и литературный журнал. XXVI. 1925 г. Париж // Последние известия. 1926. 17 февраля. № 38 (1761). С. 4.

Текст о Ремизове: "Как всегда, своеобразен А.М. Ремизов в своих петербургских записях "Труддезертир", повествующих о мытарствах, бедствиях и угнетениях обывателя при большевистском режиме, истерзанного бессмысленностью и повинного бесправию неволи и гибели".
В рубрике "Книги".


«Последние новости» сообщают… // Ухват. 1926. 15 июня. № 4. С. [13].

Без подписи.
Перепечатка заметки (в рубрике "Отдел насекомоядный"): Календарь писателя [Рубрика] // Последние новости. 1926. 27 мая. № 1891.
Текст: «"Асыкины" произведения Алексея Ремизова в настоящее время переводятся самим автором на русский язык. Ввиду многих излюбленных Ремизовым словесных загогулин, перевод подвигается крайне туго».


Постников С. Русская зарубежная литература в 1925 году: (Письмо на Родину) // Воля России. 1926. № 2. С. 183–192.

На с. 188–189 о Ремизове.


Пророчество А. Ремизова о самом себе // Сегодня. 1926. 14 июля. № 152. С. 6.

Без подписи.
О том как Ремизов попал под автомобиль.


Ремизов по-французски // Сегодня. 1926. 10  июля. № 149. С. 8.

Без подписи.
Анонс о скором выходе книги Р. «В поле блакитном» в переводе Фонтенуа.


Ремизовский стиль // За Свободу! 1926. 13 июня. 1926. № 133 (1864). С. 6.

В разделе «Литературное приложение».
Об анкете Ремизова в газете «Последние новости»; приводится полный текст ответа Ремизова.


Самсонов М. Записки читателя («Современные записки», книга 27-я) // Дни. 1926. 11 апреля. № 978. С. 3.

О рассказе «La Matière».


Седых А. А.М. Ремизов в Париже (От парижского корреспондента «Сегодня») // Сегодня. 1926. 21 марта. № 65. С. 8.

С автографом Ремизова.


Слоним М. Литературные отклики. Бунин-критик. Антон Крайний и Зинаида Гиппиус. О «Верстах» [№ 1] // Воля России. 1926. № 8/9. С. 87–103.

Критик и редактор журнала «Воля России» подробно разбирает ход «крестового похода», объявленного парижскими литераторами-«реакционерами» против  редакции журнала «Версты», и  выступает в защиту Ремизова как участника «Верст» и молодежного пражского журнала «Своими путями».


Смех Ремизова // За Свободу! 1926. 15– 16 мая. № 110 (1841). С. 5.

Без подписи.
Предисловие редакции к произведению "Сливы: Сказка подкарпатских славян".


Сосинский Б. Новый дом. Литературный журнал под редакцией Н. Берберовой, Д. Кнута, Ю. Терапиано и В. Фохта. № 1. Париж, 1926 // Воля России. 1926. № 11. С. 187–188.

Отклик на критические выпады в отношении Ремизова в рецензии В. Злобина, посвященной первому номеру журнала «Версты» (Новый дом. 1926. № 1).


Степун Ф. Благонамеренный: Журнал русской литературной культуры / Ред. Д.А. Шаховской. Брюссель, 1926. Кн. 2. // Современные записки. 1926. Кн. XXVIII. С. 483–486.

В частности, о Ремизове на с. 484: «В отделе прозы помещены "Страды Богородицы" Алексея Ремизова, говорить о которых вскользь не приходится (мистическая иероглифика и синтаксическая каллиграфия этого трудного художника и замысловатого искусника слова еще ждут своего специального исследователя) <…>».


Струве Г.П. Литературные «реакционеры» // Возрождение. 1926. 25 ноября. № 541. С. 3.

Рецензия на первый номер  тетрадей «Новый дом», в которой в частности (зпт-х не нужно) отмечена резкость прозвучавшей на страницах этого молодежного издания критики  (рецензия  В. Злобина  на  журнал «Версты») в отношении Ремизова и Цветаевой.


Труды русских писателей // Новое русское слово. 1926. 11 июля. № 4914. С. 5.

Без подписи.
В рубрике «Литература и искусство»: «Алексей Ремизов пишет серию рассказов под общим названием "Северные Афины". Рассказы эти появятся в Современных записках».


Унковский В. К юбилею Б. К. Зайцева // За свободу! 1926. 7 ноября. № 257. С. 6.

Приводится текст поздравительного письма Ремизова с сопроводительными словами Унковского.
См. также:. 2002: II (Обатнина Е. Р. «Юбилейное бюро» царя Асыки: Алексей Ремизов и Борис Зайцев в летописи памятных событий 1926–1927 гг.).


«Ухват» // Последние новости. 1926. 1 апреля. № 1835. С. 5.

Сообщение без подписи о том, что 31 марта  вышел первый номер сатирического журнала «Ухват» под ред. Дм. Кобякова и А. Шема. В его содержании: очерк Ремизова «Три юбиляра» с рис. писателя. См.: Ч. I: 1926.


Фохт Вс. «Воля России», журнал политики и культуры, VIII–IX, Прага, 1926; стр. 244 // Новый дом. 1926. № 1. С. 38–40.

На с. 40 о Предисловии Ремизова к переработанному роману «Пруд»: "<...> Наконец, в отделе библиографии обращает на себя внимание А.М. Ремизов, который пишет... о самом себе, т.е. о своем романе "Пруд", вышедшим из 4-ой редакции. Такой опыт анализа собственного творчества для нынешнего Ремизова чрезвычайно характерен <...>".


Шкловский В. Удачи и поражения М. Горького. Тифлис: Зак-книга, 1926. 65 с.

На с. 20 о Ремизове.


Ю. А. <Ю.И. Айхенвальд>. Версты. Париж, 1926, № 1 // Сегодня.1926. 14 августа. № 179. С. 9.

В рубрике «Книга».
В частности, об очерке Ремизова «"Воистину". Памяти В.В. Розанова: К 70‑й годовщине со дня рожд. 3.5 / 20.4 1856 (†1919) – 1926» (без названия произведения).


Яблоновский А. Хвост писателя // Возрождение. 1926. 3 января. № 215. С. 2.

О рассказе А. Ремизова «Щипцы».


Aus den Emigrationen. «Versty» // Prager Presse. 1926. № 227. S. 6.

Без подписи.
В рубрике «Slavische Rundschau». В частности, о публикациях Ремизова в журнале «Версты».


Mirrlees H. Quelques aspects de l’art d’Alexis Mikhailovich Rémizov / Trad. J. Heurgon // Journal de psychologie normale et pathologique. 1926. 15 jan. – 15 mars. P. 148–159.

Подробный анализ повести "В поле блакитном".


Mirsky D.P. Remizov // Mirsky D.P. Contemporary Russian Literature, 1881–1925. New York: Alfred Knopf; London: George Routledge, 1926. P. 281–291.

О творчестве Ремизова; библиография работ на англ., фр. и нем. яз.
Также см. русский перевод книги в 2005 г.


Urzal A. Ruská literature v XX století // Hlídka: měsíčník vědecký se zvláštním zřetelem k apologetice a filosofii. 1926. № 11. S. 503–510.

На с. 504–505 о творчестве Ремизова.


Urzal A. Přehledné dĕjiny nové literatury ruské. Brnĕ, 1926. 285 s.

На с. 251-252, 260 о творчестве Ремизова.


Главная

Часть II