Руководитель Лаборатории цифровых исследований литературы и фольклора, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
ELibrary.ru
Academia.Edu
ORCID: 0000-0002-9674-2046
Е-mail: kmaslinsky@pushdom.ru

 

Краткая биография:
Автор исследований по русскому фольклору, антропологии образования, детской литературе. Участник сообщества разработчиков свободного ПО ALT Linux Team. Разработчик IT-инфраструктуры для корпусов малодокументированных языков Западной Африки. Преподавал курсы по компьютерным методам анализа текста, анализу данных, цифровой антропологии, антропологии детства, свободному ПО и OC Linux.

Образование:
1997-2002 гг.: Санкт-Петербургский государственный университет, филологический факультет, специальность: лингвистика, русский язык.
2010-2012 гг.: слушатель, Европейский университет в Санкт-Петербурге, факультет антропологии.
2017 г.: канд. ист. наук, Музей антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера), специальность 07.00.07 «Этнография, этнология, антропология», тема диссертации: «Дисциплина в школьной повседневности 1950-х — 1980-х гг.: опыт социально-антропологического исследования (на материале российского малого города и села)».

Область научных интересов:
корпусная лингвистика, квантитативные исследования в литературоведении, автоматическая обработка языка, антропология образования, советская повседневность, русский фольклор

Гранты и стажировки:
2016-2017 гг.: стипендиат программы Фулбрайта «Scholar-in-Residence», в Illinois Wesleyan University/Heartland Community College. В рамках программы читал курс «Anthropology of childhood», а также лекции по истории детства в России и по русской детской литературе и фольклору.
2016-2017 гг.: Индивидуальный проект: «Дисциплинарные практики в советской общеобразовательной школе (1950-е — 1980-е)», поддержан грантом РГНФ № 16-06-50098.
2014-2016 гг.: Участник проекта «Publication de ressources + ´elaboration de l’interface du Corpus Bambara», поддержанного грантом LabEx EFL (Франция).
2010-2012 гг.: Участник проекта «Разработка модели электронного корпуса текстов языков манден (манинка, бамана)», руководитель – В. Ф. Выдрин. Проект поддержан грантом РФФИ, № 10-06-00219-а

Избранные публикации:

How Exactly does Literary Content depend on Genre? A Case Study of Animals in Children’s Literature // Proceedings of the Com-putational Humanities Research Conference 2023 Paris, France. 2023. December, 6-8.  P. 178–190.

2022

Сто лет счастья в детской литературе (1920–2020): сталинский канон и его долгосрочные последствия // Шаги / Steps. Т. 8. № 4. 2022. С. 226–247. DOI: 10.22394/2412-9410-2022-8-4-226-247.

Маслинский К. А., Маслинская С. Г. В канон через тираж: О неравенстве доступа писателей к печати детских книг в советскую эпоху // Детские чтения. 2022. Т. 22 № 2. С. 145-173.
DOI: 10.31860/2304-5817-2022-2-22-145-173.

Стилистика детской прозы Виктора Голявкина: синтаксический профиль // Квантитативная филология. 2022. №1(3). С. 32–42.

Уточненная цифровая текстология: еще раз к вопросу об авторстве романа «Тихий Дон» // Русская литература. 2022. № 1. С. 247–254. DOI: 10.31860/0131-6095-2022-1-247-254.

2021

Маслинский К. Взрослый язык детской литературы оттепели // Новое литературное обозрение. 2021. Т. 170. № 4. С. 45-61.

2020

The new powers of the pedsovet: social control during the Thaw and the transformation of disciplinary practice in a town school, 1953—68 // The Russian Review. Vol. 79. No. 2. P. 227-245.

Призрак педократии в театре марионеток: о школьном самоуправлении и границах детской агентности в первые годы советской власти // Антропологический форум. 2020. № 45. С. 50-74.

Директор в советской детской литературе (корпусный комментарий к повести Германа Матвеева «Новый директор») // Commentarii litterarum. Ad honorem viri doctissimi Valentini Golovin. СПб. : Издательство «Пушкинский Дом», 2020. С. 252—265.

2019

Positional skipgrams for Bambara: a resource for corpus-based studies // Mandenkan. 2019. No 62. Pp. 165-183.

Maslinskaya S., Maslinsky K. A. Educational, Literary and State Authorities and the Publishing Trajectories of Legacy Children’s Literature in Early Soviet Russia // ILCEA. Revue de l’Institut des Langues et des Cultures d’Europe et d’Amérique. 2019. No. 36. Pp. 1-15.

2018

Маслинский К. А.Видяева А. В.Додонова Е. Д.Кожевникова Ю. В.Никифоров Н. В. От анализа портрета к поэтике шаблона: о стереотипии и гендерных моделях в изображении детей в советской детской прозе // Детские чтения. 2018. Т. 14. № 2. С. 138-159.

2017

Иванюшина В. А. Маслинский К. А. Александров, Д. А. Российские учителя сегодня и завтра: результаты исследования // Народное образование. 2017(6–7). C. 24–32.

Баранова В. В., Маслинский К. А. Стратегии трудоустройства учителей в мегаполисе и дифференциация школ // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. № 2. C. 281–296.

Баранова В. В., Маслинский К. А. Идентичность учителей: выбор профессии и адаптация к школе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. Т. XX. № 90 (2). С. 104-119.

Советская школа в свете теории сопротивления, или британские ростки на постсоветской почве // Городские тексты и практики. Символическое сопротивление. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. Т. 2. C. 264–282.

2016

Codes of Conduct in the Soviet School System. Part 1: The Teacher as the Mouthpiece of the State // Russian Education & Society. No. 58 (5-6). Pp. 428-451.

Maslinsky K., Ivaniushina V. To Remain a Teacher? Factors Influencing Attitudes to Leaving Teaching Profession // Educational Studies Moscow. 2016. No. 4. Pp. 8-30.

Vydrin V., Rovenchak A., Maslinsky K. A. Maninka Reference Corpus: A Presentation // Maninka Reference Corpus: A Presentation. TALAf 2016: Traitement automatique des langues africaines (écrit et parole). Atelier JEP-TALN-RECITAL 2016 — Paris le. 2016. Jul. Pp. 87-94.

Истоки пионерской дисциплины: отмена и возвращение наказаний в советской школе // Историко-педагогический журнал. 2016. № 4. С. 76-85.

2015

Бедность и развитие ребенка / под ред. Д. А. Александрова, В. А. Иванюшиной и К. А. Маслинского. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2015. Автор глав: Язык и бедность; Об измерении развития и семейной среды ребенка (в соавторстве с З. Меликян).

Правила поведения в советской школе. Часть 1: Слово государства в устах учителя // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 1 (36). С. 56-72.

Правила поведения в советской школе. Часть 2: Слово учителя в устах государства // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 2 (37). С. 41-58.

2014

Daba: a model and tools for Manding corpora // TALN-RECITAL 2014 Workshop TALAf 2014: Traitement Automatique des Langues Africaines (TALAf 2014: African Language Processing). Marseille: Association pour le Traitement Automatique des Langues. 2014. P. 114-122.

School Discipline as Reflected in Children’s Folklore // Forum for Anthropology and Culture. 2014. № 10. Pp. 185-205.

Советский учитель на фоне школьной повести: корпусная перспектива // Детские чтения. 2014. № 2 (6) С. 112-126.

2013

Maslinsky K. A., Koltsov S., Koltsova O. Changes in the Topical Structure of RussianLanguage Livejournal: The Impact of Elections 2011 / Working papers by NRU Higher School of Economics. Series SOC «Sociology». 2013. No. 14.

Кольцова Е. Ю., Маслинский К. А. Выявление тематической структуры российской блогосферы: автоматические методы анализа текстов // Социология 4М: методология, методы, математическое моделированиe. 2013. № 36. C. 113-139.

Социолингвистика школы: Модель для сборки. Рецензия на книгу: Язык, общество и школа / под общ. ред. К. С. Федоровой. М.: Новое литературное обозрение, 2012 // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 258-265.

Школьная дисциплина сквозь призму фольклора // Антропологический форум. 2013. № 19. С. 176-194.

2012

Учитель железнодорожной школы (к типологии советских педагогических сообществ) // Антропологический форум. 2012.  № 16.  С. 403-418.

2011

Леонтьева С. Г., Маслинский К. А. Рец. на кн.: Илюха О. П. Повседневная жизнь сельских учителей и школьников Карелии в конце XIX — начале XX века / Очерки. Документы. Материалы // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2011. № 5 (118). С. 116-117.

Маслинская С. Г., Маслинский К. А. Предисловие // Конструируя детское: филология, история, антропология. М.; СПб.: «Нестор-история», 2011. С. 6-9.

Модели вариативности в фольклористике (опыт формальной постановки проблемы) // От конгресса к конгрессу. Материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов: Сборник докладов. Т. 2. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2011. С. 16-28.

Педсовет как дисциплинарная драма (на примере протоколов педсоветов сельской школы 1975—1977 гг.) // Конструируя детское: филология, история, антропология. М.; СПб.: «Нестор-история», 2011. С. 413-429.

2010

Леонтьева С. Г., Маслинский К. А. «Исключается из школы совсем»: приказы директора в школьной повседневности // Антропология советской школы: Культурные универсалии и провинциальные практики: сб. ст. Пермь: Пермский гос. ун-т, 2010. С. 85-96.

Большие числа: невозможное и желательное в арифметических задачах А. В. Ланкова 1920-х гг. // Nomen est omen: Сборник статей к 60-летию Николая Борисовича Вахтина (от непослушных учеников). СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. С. 202—209.

Задачники Григория Остера: школьная норма и литературное отклонение // Детская литература сегодня: Сборник научных статей. Екатеринбург: УрГПУ, 2010. С. 63—74.

Фольклор и этнография школьного скелета // Ребенок в истории и кульутре. М.: Библиотека журнала «Исследователь / Researcher», 2010. С. 160—171.

2009

Школьный скелет // Краткий иллюстрированный словарь клише и стереотипов: К 60-летию Павла Анатольевича Клубкова. СПб. : Институт логики, когнитологии и развития личности, 2009. С. 135—139.

Экземплификатив // Краткий иллюстрированный словарь клише и стереотипов: К 60-летию Павла Анатольевича Клубкова. СПб.: Институт логики, когнитологии и развития личности, 2009. С. 154—155.

Маслинский К. А., Баранова В. В., Сай С. С. Создание  аннотированного корпуса малого языка в рамках полевой работы (на примере корпуса устных текстов дюрвюдского диалекта калмыцкого языка) // III международная конференция по полевой лингвистике: Тезисы и материалы. Институт языкознания РАН. М.: Тезаурус, 2009. С. 121—124.

2008

Школьная математика: формулы советского дискурса // Неприкосновенный запас. 2008. Т. 2(58). С. 120-131.

Баранова В. В., Маслинский К. А. Язык и современная языковая ситуация // История и культура нивхов: историко-этнографические очерки / Под ред. В. А. Тураева; Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока РАН. СПб.: Наука, 2008. С. 148-158.

Текстовые задачи позднесоветского учебника: математический сюжет и культурный контекст // Учебный текст в советской школе: Сборник статей. СПб.; М.: Институт Логики, когнитологии и развития личности, 2008. С. 248-262.

Списки рассылки как образовательная среда: случай ALT Linux // Материалы Третьей конференции «Свободное программное обеспечение в высшей школе», Переславль-Залесский, 2-3 февраля 2008 г. Институт логики, когнитологии и развития личности; ALT Linux. М.: Институт логики, когнитологии и развития личности, 2008. С. 77—79.

2005

Курячий Г. В., Маслинский К. А. Операционная система Linux: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям в области информ. технологий. «Основы информационных технологий». М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2005. 

2004

Спонтанная экскурсия по Краснополецкой усадьбе // Геопанорама русской культуры: Провинция и ее локальные тексты. М., 2004. С. 145-160.

2003

Заросшая усадьба // Отечественные записки. 2003. № 5. С. 530-537.

2001

Маслинский К. А., Леонтьева С. Г. Город и турист: механизмы самопрезентации «классической» провинции // Провинция как  реальность и объект осмысления. Тверь, 2001. С. 76-87.

2000

Литва, ледник, потоп? (народные представления о ледниковом периоде) // Традиция в фольклоре и литературе. СПб.,
2000. С. 327-331.

Эсхатологические рассуждения современных крестьян // Традиция в фольклоре и литературе. СПб., 2000. С. 91-104.

«Литва — она все зальёт» // Живая старина. 2000. № 3. С. 5—9.

Датасеты:

Вожик Е. И., Балакин А. Ю., Беляк Г. Н., Казакова Е. О., Маслинский К. А. Индекс произведений и писем А. С. Пушкина // Репозиторий открытых данных по русской литературе и фольклору. 2023. V1. https://doi.org/10.31860/openlit-2023.6-B015.

Маслинский К. Библиография детской книги 1918–1984 // Репозиторий открытых данных по русской литературе и фольклору. 2022. V2. DOI: https://doi.org/10.31860/openlit-2022.12-B010.

Маслинский К., Лекаревич Е., Алейник Л. Корпус русской прозы для детей и юношества // Репозиторий открытых данных по русской литературе и фольклору, 2021. V3. DOI: https://doi.org/10.31860/openlit-2021.4-C001.

Маслинский К. Код и данные для воспроизведения исследования: «Сто лет счастья в детской литературе (1920—2020): сталинский канон и его долгосрочные последствия» // Репозиторий открытых данных по русской литературе и фольклору, 2022. V1. DOI: https://doi.org/10.31860/openlit-2022.8-R004.

Маслинский К. Стилистика детской прозы Виктора Голявкина: Синтаксический профиль (Данные и код для воспроизведения исследования) // Репозиторий открытых данных по русской литературе и фольклору. 2022. V1. DOI: https://doi.org/10.31860/openlit-2022.4-R002. 

Maslinsky K. Replication Data for: How Exactly does Literary Content Depend on Genre? A Case Study of Animals in Children’s Literature // Репозиторий открытых данных по русской литературе и фольклору. 2023. V1. DOI: https://doi.org/10.31860/openlit-2023.10-R005